Юлия Белова
Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка. Данная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей работе представляет собой систему комплексных занятий на основе программ : «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.
Публикация «Программа логопедического кружка (индивидуальные логопедические занятия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дизадаптации.
Направленность: по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуальной.
Вид программы : авторская.
Цель программы : коррекция нарушений в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, развитие связной речи и накопление словарного запаса.
Задачи:
1. формировать слуховое внимание, восприятие, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение; формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; обогащать и активизировать словарный запас;
2. развивать дыхание, голос и мимические мышцы; развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать фонематическое восприятие; развивать связную речь;
3. воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога; воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать самоконтроль за речью; воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения; воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.
Возраст детей: 5-7 лет.
Сроки реализации: 1 год.
Формы и режимы занятий : индивидуальные занятия в понедельник, четверг с 15: 00 до 19:00, продолжительностью 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы подведения итогов реализации программы : выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Характеристика детского объединения: год обучения 2017-2018, группа детей из 8 человек, индивидуальные занятия 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам, продолжительность занятия – 25-30 минут, количество учебных часов в год – 232 часа.
Принципы. Логопедическая работа строится с учё том следующих дидактических принципов:
1. принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
2. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
3. принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
4. принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
5. принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
6. принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
7. принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
8. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
9. принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
10. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
11. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
12. Месяц, тема Содержание Контроль и учёт коррекционного воздействия.
Сентябрь.
Мелкая моторика -Запомнить названия пальцев рук.
-Освоить различные движения пальцами рук.
-Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т. Ткаченко, И. Лопухина) Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".
Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".
Пальчиковый театр.
Октябрь.
Артикуляционный аппарат -Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
-Уметь расслаблять язык.
-Чередовать движения губ и языка.
-Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк".
Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".
Игра "Прядки".
Ноябрь.
Речевое дыхание -Учиться правильному речевому дыханию, вдох (носом, выдох (ртом).
-Отрабатывать силу голоса.
-Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".
Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".
Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.
Декабрь.
Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память -Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.
-Угадывание предметов по загадке-описанию.
-Выполнение действий только при определённом, заданном условии. Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).
Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).
Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.
Январь.
Фонематический слух. -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.
-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".
Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори".
Февраль.
Словарный запас. -Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"
-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.
-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме.
Март
Связная речь. -Составление рассказа-описания по наглядному образцу.
-Составление рассказа по сюжетной картине.
-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.
-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.
-Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов. Индивидуальное рассказывание, описание картин.
Рассказывание по ролям.
Прослушивание сказок и текстов.
Апрель
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. Правильное проговаривание звуков :
-Изолированно;
-В слогах (прямых, обратных, стечениях);
-В словах;
-В словосочетаниях;
-В предложениях, скороговорках;
-В стихотворных текстах;
-В связной речи. Игра "Повтори правильно звук".
Запомни и повтори ряд слогов.
Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.
Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Условия реализации программы.
Характеристика помещения: групповая комната.
Перечень оборудования и материалов: дидактические игры, наглядные пособия, картинки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики, игры и игрушки для развития мелкой моторики.
Руководитель: воспитатель 1 кв. категории Белова Ю. Н. (студентка 4 курса, профиль «Логопедия»).
Методическое обеспечение программы.
В работе используются методы:
- практические (артикуляционные упражнения и дидактические игры);
- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).
Формы и подведение итогов: организация конкурса чтецов.
Список литературы
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М: Эксмо, 2015. – 288 с. : ил.
3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 279 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно.
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
7. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии.
8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.