Ольга Блудова
Программа «Логика для малышей» (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Публикация «Программа „Логика для малышей“ (3–4 года)» размещена в разделах
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности, - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи программы :
1. Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
2. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
3. Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
4. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
5. Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
6. Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д., эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
7. Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы :
• Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
• Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов.
• Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
• Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию дополнительной программы «Логика для малышей». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
• На восприятие формы;
• На целенаправленное развитие восприятия цвета;
• На восприятие качеств величины;
• На количество предметов;
• На развитие речи, мышления;
• На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 10 месяцев по 2 занятию в неделю, длительностью 15 минут.
Численность детей в кружке – 6-12 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.
Концептуальная основа программы.
Занятия создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение, вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Ожидаемые результаты:
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения :
1. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2. Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
3. Технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Формы подведения итогов реализации программы
1. Контрольные задания.
2. Открытые занятия.
Каледарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия, цель месяц
1. 1 Тема: «Цвет, классификация по одному признаку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.
Тема: "Учимся сравнивать". Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов.
Цель: Совершенствовать память, внимание, речь, мышление, творческие способности.
Д/и «На что похоже?»
Д/и «Автомобили»
Д/и «Что изменилось?» Октябрь
1 неделя
1. 2 Тема: «Что нам привёз Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.
Тема: "День рождение куклы Маши".
Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов;
Развивать умение сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар;
Развивать фантазию;
Совершенствовать творческие способности.
Д/и «Поезд»
Д/и «Куклы пришли в гости»
Д/и «Бусы для куклы Маши» 2 неделя
1. 3 Тема: Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.
Тема: "Загадки осени".
Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;
умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар, выделять признаки сходства и различия;
Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.
Д / и «Коврик из листьев»
Д/и «Что изменилось?
Д/и «Собираем урожай» 3 неделя
1. 4 Тема: Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.
Тема: "В гостях у гнома".
Закреплять усвоение понятий «столько же», «больше», «меньше»;
Анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия.
Д/и «Идем в гости»
Д/и «Подарим гномам шарики»
Д/и «Четвертый лишний» 4 неделя
2. 1 Тема: «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Тема: "Прогулка в лес".
Закреплять усвоение понятий «столько же», «больше», «меньше»;
Учить видеть составные части множества, каждая из которых отличается определенным цветом.
Учить на основе сравнения выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.
Д/и «Угости зайцев морковкой»
Д/и «Найди лишнее»
Д/и «Посади цветы на клумбу» Ноябрь
1 неделя
2. 2 Тема: «Что нам привёз Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.
Тема: "Веселый счет".
Обучать счету до двух на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента, установлению равенства между ними путем прибавления и вычитания единицы.
Развивать мыслительные операции, речь, временные представления.
Д/ и «Березы и елочки»
Д/и «Шишки и желуди»
Д/и «Что сначала, что потом» 2 неделя
2. 3 Тема: Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.
Тема: "Веселый счет".
Закрепить счет до двух;
Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;
Развивать умение соотносить цифру с количеством, фантазию, творческие способности, наблюдательность, внимание. Д/у «Что по одному, а что по два?»
Д/и «На что это похоже?»
Д/ и «Чего не стало» 3 неделя
2. 4 Тема: Игра «Отгадай фигуру»
Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).
Тема: "Чудесные превращения"
Закрепить свойства круга;
Научить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Закрепить счет до двух;
Развивать фантазию, творческие способности.
Д/и «Разные колеса»
Д/и «Дорисуй картинку»
Д/у «Раскрась бусы» 4 неделя
3. 1 Тема: Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.
Тема: "Учимся рассуждать".
Закреплять навыки счета, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством;
Совершенствовать пространственное представление, речь детей.
Д/и «Расставь игрушки»
Д/и «Угадай где спряталась матрешка»
Д/и «Кто не такой как остальные» Декабрь
1 неделя
3. 2 Тема: «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какого размера фигуры?»
Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.
Тема: "Сказочный лабиринт"
Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;
Закрепить с детьми геометрическую фигуру- шар и ее свойства;
Закрепить счет до двух;
Д/и «Веселые снеговики»
Д/и «На что похоже»
Д/и «Угадай чего не стало» 2 неделя
3. 3 Тема: «Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины
Тема: "Веселый цирк".
Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 2 и 3 элемента;
Обучать счету до трех;
Развивать логическое мышление, умение обосновывать правильность решения. Д/у «Встречаем клоунов»
Д/и «Собери в группы по три»
Д/и «Выбери недостающую фигуру» 3 неделя
3. 4 Тема: Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.
Тема: "Витаминка путешествует"
Познакомить детей с цифрой 3 (с формой наглядного изображения числа 3);
Развивать умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством;
Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);
Д/и «Мы строители»
Д/и «Найди два одинаковых предмета»
Д/и «Соберем гирлянду для елочки» 4 неделя
4. 1 Тема: «Цвет и форма, классификация по двум признакам».
«Какого цвета и формы?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.
Тема: "Почемучка".
Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты;
Закрепить счет в пределах трех, умение соотносить цифру с количеством;
Учить составлять совокупность предметов по определенному признаку;
Д/и «Построим гараж для машины»
Д/и «Елочные игрушки»
Д/и «Какие ошибки допустил художник?» Январь
1 неделя
4. 2 Тема: «Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.
Тема: "Раз снежинка, два снежинка. "
Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов;
Закрепить с детьми геометрическую фигуру- треугольник и его свойства;
Развивать логическое мышление и воображение. Д/и «День-ночь»
Д/и «Украсим елку»
Д/и «Дорисуй картинку» 2 неделя
4. 3 Тема: Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.
Тема: "Учимся сравнивать".
Научить сравнивать две совокупности, содержащие 3 и 4 элемента;
Закрепить с детьми геометрическую фигуру - квадрат и его свойства;
Упражнять в счете звуков; Д/и «Напоим куклу чаем»
Д/у «Веселое приключение»
Д/у «Мы музыканты» 3 неделя
4. 4 Тема: Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу
Тема: "Геометрическое конструирование".
Учить счету до четырех.
Закрепить знание геометрических фигур- квадрат, круг и треугольник;
Продолжать учить анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность.
Д/и «Собери в мешочки по четыре»
Д/и «Поездка в автобусе»
Д/и «На что это похоже?» 4 неделя
5. 1 Тема: «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.
Тема: "Ученый кот"
Счет до пяти. Временные представления. Учить детей вести счет до пяти,
Познакомить детей с геометрическим телом- кубом и его свойствами;
Развивать временные отношения и представления;
Совершенствовать логическое мышление, память. Д/и «Угадай предмет»
Д/и «Прокати в ворота»
Д/и «Раньше-позже» Февраль
1 неделя
5. 2 Тема: «Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу,
Тема: "Мы - изобретатели"
Учить счет в пределах пяти, познакомить с порядковым счетом;
Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади»;
Развивать воображение, логику мышления, память;
Инсценировка сказки «Репка»
Д/у «Найди свое место» 2 неделя
5. 3 Тема: «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
Тема: "Мы - изобретатели"
Познакомить с формой наглядного изображения числа 5; закреплять счет в пределах пяти;
Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов;
Развивать воображение, логику мышления, память.
Д/и «Собери игрушки в мешочки по 5»
Д/и «Геометрическое лото»
Д/и «Какой шар забыли положить?» 3 неделя
5. 4 Тема: «Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям
Тема: "Волшебный сундучок"
Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»;
Продолжать учить счету до 5; развивать умение соотносить цифры 1-5 с количеством;
Развивать умение считать посредством тактильно- моторных ощущений.
Д/и «Пятый лишний»
Д/и «Наведем порядок»
Д/и «Счет пальцами» 4 неделя
6. 1 Тема: «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Тема: "Логические цепочки"
Сформировать представление о парных предметах;
Находить предметы с заданными свойствами и группировать их в пары;
Узнавать и называть цифры до 5.
Д/и «Парные предметы»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Хлопаем в ладоши» Март
1 неделя
6. 2 Тема: «Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Тема: "Путешествие на поезде"
Познакомить с геометрической фигурой - овалом и его свойствами;
Закреплять умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки;
Закреплять навыки счета в пределах пяти.
Д/и «В гостях у геометрических фигур»
Д/и «Калейдоскоп»
Д/и «Подбери заплатки к коврикам» 2 неделя
6. 3 Тема: «Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;
Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, навыки счета в пределах пяти, умение соотносить цифру с количеством;
Развивать логическое мышление, творческие способности.
Д/и «Геометрическое лото»
Д/и «Какой фигуры не стало?»
Д/и «Найди отличия» 3 неделя
6. 4 Тема: «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
Тема: "Собираем картинки"
Продолжать формировать навыки порядкового счета в пределах пяти;
Развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес, навыки самостоятельной работы.
Д/и «В гостях у Айболита»
Д/и «Поезд»
Д/у «Продолжи раскрашивать цветы» 4 неделя
7. 1 Тема: «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,
отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Тема: "День-ночь-вечер-утро"
Продолжать учить различать части суток: день, ночь, вечер, утро;
Формировать временные представления;
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Д/и «Собери картинку»
Д/и «На что похоже»
Д/и «Магазин» Апрель
1 неделя
7. 2 Тема: «Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
Тема: "Поиск закономерностей"
Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу, на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур;
Научить составлять числовой ряд, ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях.
Д/и «Поезд»
Д/и «Найди игрушку»
Д/и «Построим ступеньки к домику» 2 неделя
7. 3 Тема: «Что лишнее?»
2. Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.
Тема: "Веселый счет"
Счет до пяти. Закрепить счет в пределах пяти, знание форм геометрических фигур;
Формировать умение соотносить число и цифру;
Развивать память, мышление, сообразительность, воображение.
Д/и «Что перепутал художник»
Д/и «Найди свой домик»
Д/и «Закончи раскрашивать рисунок» 3 неделя
7. 4 Тема: «Мы - конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.
4 неделя
8. 1 Тема: «Продолжи ряд»
Программные задачи : Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Май
1 неделя
8. 2 Тема: «Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) 2 неделя
8.3 «Магазин»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) 3 неделя
8.4 «Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) 4 неделя