Ахмедова
Программа по легоконструированию для детей 3–4 лет
▼ Скачать
Программа по легоконструированию для детей 3–4 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска
детский сад №44»Золотой ключик»
Дополнительная образовательная Программа
«LEGO конструирование»
для детей 3-4 лет.
Составила воспитатель
первой категории:
Ахмедова Л. К.
Нижневартовск, 2023г.
Оглавление.
1. Паспорт Программы. 3 – 4
2. Аннотация. 4- 5
3. Актуальность 5
4. Пояснительная записка 5
5. Новизна Программы. 6
Публикация «Программа по легоконструированию для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
6. Цели и задачи Программы. 6
7. Отличительные особенности Программы. 6
8. Формы организации занятий. 7
9. Методы и приёмы. 7
10. Принципы и подходы построения и реализации Программы. 8
11. Планируемые результаты. 8
12. Ожидаемые результаты. 9
13. Оценочные материалы. 9
14. Материально – техническое обеспечение Программы. 10
15. Литература. 10
16. Содержание занятий. 11-14
17. Мониторинговая карта по LEGO - конструированию для детей 3- 4 лет.
15
1. Паспорт Программы.
Наименование дополнительной платной образовательной услуги. Дополнительная образовательная программа
«LEGO конструирование» для детей 3- 4 лет.
Основание для разработки Программы. 1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Заказчик Программы. Родители (законные представители) детей от 3 – 4х лет.
Организация исполнитель Программы. МАДОУ ДС № 44 «Золотой ключик»
Целевая группа. Дети 3 – 4 лет.
Составитель Программы. Руководитель платной услуги Ахмедова Лейла Камалутдиновна.
Цель Программы. Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи Программы. - Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Приобщить детей к миру технического изобретательства.
- Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Ожидаемые результаты. В результате освоения программы ребенок может
знать:
- основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
- основные приемы конструирования;
- основные цвета;
уметь:
- соединять детали конструктора LEGO;
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
- обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
иметь представление:
- о простейшем анализе созданных построек;
- о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
• У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
• Ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования.
• Знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
• Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строит речевые высказывания в ситуации общения.
Срок реализации программы. 2023 - 2024гг.
2. Аннотация.
Главные задачи, которые сегодня стоят перед педагогами в рамках ФГОС,
это формирование мотивации развития обучения дошкольников, а так же
творческой познавательной деятельности.
Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как
вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать.
В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы (доступная игровая форма, от простого к сложному и т. д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Конструкторы LEGO, оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка. В силу своей универсальности они являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO – технологии является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. LEGO - позволяет учиться играя и обучаться игре.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют у
детей интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему и анализировать
имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать её решение и реализовывать, а так же расширять активный словарь детей (техническими терминами и пр.).
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование их
можно использовать по пяти областям ФГОС: развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Кроме этого, LEGO – конструирование и робототехника позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня.
Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами
как стремление к бесконечности.
3. Актуальность.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.
Кубик LEGO – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного обучения. Потому что, играя в LEGO, дети создают свой собственный мир и познают окружающий. Система обучения основана на примерах из реальной жизни и практическом подходе к получению знаний, она идеальна для эффективной мотивации детей 21 века.
Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для развития интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширения словарного запаса, развития логического и пространственного мышления.
4. Пояснительная записка.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в педагогическом процессе все шире используется ЛЕГО-технология.
Среди разных видов технического конструирования конструктор LEGO вызывает особый интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, смоделировать фигуры животных и человека. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста.
Представленная Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO конструирование для малышей» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей.
5. Новизна Программы.
Дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни.
Конструктор LEGO это нечто большее, чем просто игрушки! Кубики LEGO совмещают творчество и веселье, они заставляют оживать целые вселенные. Игры с LEGO развивают у детей любознательность, социальные навыки и воображение. Кубики LEGO стимулируют развитие творческого потенциала ребенка. Даже в трёхлетнем возрасте дети прекрасно собирают модели, согласно инструкциям и помощи взрослого. Малыши также учатся «подражать», то есть строить конструкцию согласно образцу. Чтобы игра длилась дольше, сложность должна соответствовать возрасту ребёнка.
6. Цели и задачи Программы.
Цель данной программы : развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи.
- Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Приобщить детей к миру технического изобретательства.
- Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
7. Отличительные особенности Программы.
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Программа рассчитана на возраст детей 3-4 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий: 15 минут.
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 занятий в год)
8. Форма организации занятий.
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
9. Методы и приемы.
Методы. Приёмы.
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их
в руке или на столе.
Информационно-
рецептивный
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности.
Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу.
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
10. Принципы и подходы построения и реализации Программы.
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы:
Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
11. Планируемые результаты.
Освоения дополнительной общеразвивающей программы «LEGO - мастера»
В результате освоения программы ребенок может знать :
- основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы);
- основные приемы конструирования;
- основные цвета;
уметь:
- соединять детали конструктора LEGO;
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину;
- обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
иметь представление:
- о простейшем анализе созданных построек;
- о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей.
12. Ожидаемые результаты.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
• У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
• Ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования.
• Знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
• Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строит речевые высказывания в ситуации общения.
13. Оценочные материалы.
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Е. В. Фешиной из методического пособия «LEGO - конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится
в таблицу (Приложение 2).
Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
1. Побуждение:
- интерес к данному виду деятельности.
2. Знание представления:
- название цвета детали;
- название формы детали.
3. Умения:
- группировка деталей по цвету, по форме;
- скрепление деталей разными способами;
- построение элементарных построек по образцу, по условиям, по творческому замыслу;
- простейший анализ постройки;
- работа в паре, в группе;
- обыгрывание постройки.
4. Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).
14. Материально – техническое обеспечение Программы.
LEGO – кабинет.
Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.
Тематические наборы конструктора LEGO (5 наборов)
15. Литература.
1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М. : Изд. -полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
5. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2011. - 101 с.
6. Кузьмина Т. «Наш LEGO ЛЕНД» // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
7. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел LEGO - педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
Приложение 1.
16. Содержание занятий.
№ Занятия. Тема занятия. Цель занятия.
Сентябрь.
1. «Знакомство с LEGO – кабинетом» Познакомить детей с LEGO -конструктором и его деталями.
Закрепить знания цвета и формы.
«В гостях у LEGO»
Познакомить с конструктором, с правилами поведения и техники безопасности в LEGO - кабинете,
Познакомить с названием деталей (кирпичик, лапка);
Закрепить знание основных цветов.
2. «Диагностическое занятие» Продолжать знакомить с LEGO -конструктором.
Провести диагностику навыков конструирования в начале учебного года.
3. Знакомство с простыми блоками, создание простейших блоков. Сборка изгибающейся змейки
Познакомить детей с основными деталями конструктора LECO, с креплением деталей
4. «Конструирование по
замыслу»
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Октябрь.
5. «Мы построим дом» Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям персонажей
Учить строить дом из LECO –конструктора.
6. «Разные домики» Закреплять умение строить домики. Учить обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
7. «Дом моей мечты»
Формировать обобщенные представления о домах.
Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части: стены, пол, крыша, окно, дверь.
8. «Мебель для комнаты» Закреплять умение строить мебель.
Запоминать название предметов мебели.
Ноябрь.
9. «Грузовая машина» Учить создавать простейшую модель грузовой машины.
Выделять основные части и детали.
10. «Машина с прицепом» Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования.
11. «Улицы нашего города» Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения; строить проезжую часть и надземный переход.
Воспитывать умение трудиться в коллективе.
12. «Конструирование по замыслу» Закреплять полученные навыки.
Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь.
13. «Избушка для трёх
Медведей»
Развивать конструктивные навыки детей.
Упражнять в создании прочных построек.
Закрепить названия геометрических фигур.
Развивать фантазию и творчество.
14. «Замок для принцессы»
Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща.
15. Сборка животных из
сказки «Колобок»
Закреплять умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора.
Развивать фантазию и диалоговую речь детей.
16. «Моя любимая сказка»
Закрепить навыки прочного
соединения деталей.
Ознакомление детей с конструктивными
возможностями разных деталей.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Январь.
17. «Новогодняя
елочка»
Закрепить умение скреплять две детали одной деталью.
Развивать зрительное и слуховое
восприятие, чувствительность, память.
18. «Пирамидка» Учить строить простейшие постройки. Закреплять знания цвета, формы и величины. Формировать бережное отношение к конструктору
19. «Запомни и выложи ряд»
Развивать внимание и кратковременную память.
20. «Коллективная работа
по замыслу»
Закрепить навыки прочного соединения деталей, конструктивные навыки детей с возможностями разных деталей (кирпичик, овальная деталь, горка).
Закрепить правила чередования деталей, соотношение действий с образцом постройки.
Развивать навыки коллективной работы.
Февраль.
21. «Танк» Учить строить танк.
Правильно называть детали конструктора. Знакомство с военной техникой.
22. «Кораблик» Рассказать детям о кораблях.
Учить строить более сложную постройку.
Развивать внимание, навыки конструирования.
23. «Самолёт»
Формировать понятия: воздушный вид
Транспорта.
Закреплять знания о профессии лётчика.
Воспитывать любознательность.
24. «Пожарная машина»
Познакомить с профессией пожарного.
Учить строить пожарную машину.
Март.
25. «Животные в зоопарке» Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить диких животных.
26. «Вольер для тигров и львов» Учить всем вместе, строить одну поделку.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
27. «Крокодил» Знакомить с зоопарком.
Учить строить крокодила.
28. «Зоопарк»
(коллективная работа)
Познакомить детей с зависимостью
конструкции предмета от его назначения.
Развивать способность работать сообща,
Коллективно.
Апрель.
29. «Ракета» Рассказать о космосе.
Учить строить ракету.
30. «Луноход» Рассказать о луноходе.
Учить строить из деталей конструктора.
31. «Космонавты» Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей
32. «Конструирование по замыслу - космос» Закреплять полученные навыки.
Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Май.
33. «Детская площадка» Знакомить детей с детской площадкой.
Закрепить умение строить качели, построить песочницу.
Развивать память и наблюдательность.
34. «Горка для ребят»
Продолжать знакомить детей с детской площадкой.
Развивать память и наблюдательность.
35. «Мой детский сад» Учить строить детский сад.
Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
36. «Конструирование по замыслу»
(диагностика) Закреплять полученные навыки конструирования в конце учебного года.