Финоева Маргарита
Программа кружковой работы «Звуковичок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения
3. Тематическое планирование
4. Планируемые результаты освоения программы
5. Материально – техническое обеспечение
6. Список используемой литературы
Паспорт программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Звуковичок» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организаций и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Публикация «Программа кружковой работы „Звуковичок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Без формирования чистой правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем и старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к 4-5 годам. Но иногда по разным причинам этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих, отдельные звуки не
произносятся, пропускаются или заменяются другими, наблюдается не умение
правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной помощи.
И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что в логопедические группы зачисляются дети с ТНР, возникает необходимость оказывать помощь детям, по объективным причинам, не попавшим в группу, в форме кружка. Кружковая работа облегчает подготовку к основным занятиям.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками логопедии (М. Е. Хватцева, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Т. Б. Филичева и др.).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных звуков.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому артикуляционная гимнастика включена в рекомендации родителям.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать условия. К ним относятся:
Развитие мелкой моторики кистей пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы.
Звуковая сторона ребенка осваивается постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой структуре речи, которые рассматриваются в педагогике как недоразвитое умение воспроизведения речи.
Содержание данной рабочей программы направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Программа кружка направлена на :
- развитие звуковой культуры речи;
- формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
- развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений, крупной и мелкой моторики рук;
- развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие просодической стороны речи;
- коррекция произносительной стороны речи;
- развитие связной речи и речевого общения;
- развитие словаря.
При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н. В., Карельской Е. Г., Черенковой Е. Ф., Фомичовой М. Ф. и других авторов.
При планировании работы кружка учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
Актуальность:
создания кружка «Звуковичка» возникла в результате потребности развития речи и коррекции ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Коррекционная программа построена с учетом использования в образовательном процессе определенных программ и технологий.
Программа кружка «Звуковичок» позволяет оказать коррекционно-педагогическую помощь детям 4-5 лет.
Новизна:
Новизна данной программы направленна на достижении ребенка в речевом развитии, а так же на востребованность данного вида услуги родителями. Нестандартная форма организации занятий предполагает встречу с
«Звукрвичком», где дошкольники в привычных для них условиях, будут реализовывать возможность умения правильно, четко и грамотно использовать произношение всех звуков родного языка.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы
Преодоление нарушений звукопроизношения, сохранением и укреплением здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.
Задачи программы
1 .Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.
1. Формировать и развивать артикуляционную моторику.
2. Постановка звуков в определённой последовательности.
3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.
4. Развивать направленную воздушную струю, силу выдоха, повышать тонуса мышц грудной клетки, увеличивать объем легких.
5. Развивать фонематический слух.
6. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В соответствии с ФГОС рабочая программа опирается на следующие принципы:
коррекционно-педагогические:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
- принцип системности, все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала.
Основной формой работы в соответствии с программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с данной программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагога и семьи воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой.
Характеристика речи детей 4-5 лет
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Вслушиваясь в речь детей в возрасте от 5-6 лет, ребёнок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. К этому времени речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, Однако ещё встречаются и отдельные недостатки произношения звуков :
Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Дети плохо владеют своими речевыми органами и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии
Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования «Звуковичка» : Для детей 4-5 года жизни:
• Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• Фонематический слух речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
• Уметь четко произносить слова.
2. Содержание коррекционно-логопедической работы
Краткое содержание программы.
Программа «Звуковичок» разработана для детей 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения.
Программа представляет систематизированный опыт работы, направленный на коммуникативно - речевое развитие и социальную интеграцию детей. Она включает в себя: речевые, коммуникативные игры и упражнения; артикуляционную, дыхательно – голосовую, фонопедическую и логоритмическую гимнастику и другие нетрадиционные формы оздоровительной работы. Программа составлена по принципу: от простого к сложному. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения.
Основой планирования работы является индивидуальный подход. Лексический и дидактический материал отбирается с учетом этапа обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей 4- 6лет, при этом во внимание принимаются зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
С первых занятий по постановке звука и до полного завершения работы, широко используется для проговаривания детьми наглядный материал: отдельные картинки и серии картин, всевозможные лото, картинное домино. Это помогает поддерживать у детей интерес к занятиям, концентрировать их внимание, вызывает положительные эмоции, а значит, способствует достижению наибольшего эффекта.
На занятиях кружка используются такие виды работы, как:
• Артикуляционная гимнастика.
• Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
• Дыхательные упражнения.
• Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
• Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы материал был доступен и понятен детям.
В работе кружка предусмотрено использование нетрадиционных методов -массажные мячики, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки и многое другое. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Сроки реализации рабочей программы - 1 год. Общее количество часов – 64 часов Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность одного занятия составляет 20 - 25 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с
речевыми особенностями каждого ребенка.
Руководитель кружка (учитель-логопед) осуществляет систематическое взаимодействие с родителями детей, занимающихся в кружке, оказывает консультативную помощь родителям детей в определении причин речевых нарушений, дает рекомендации по их преодолению (индивидуальные тетради детей).
Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете, который соответствует требованиям СанПин, ТБ и ПБ.
Методы и приемы, используемые в программе :
1. Словесные:
- словесная инструкция;
- объяснение;
- беседа
2. Наглядные:
- показ (подражание);
- жестовая инструкция;
- метод совместных действий;
- наблюдение;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
3. Практические:
- подвижные игры;
- дидактические игры.
При планировании работы кружка учитывались особенности детей с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 4 – 5 года жизни:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы проводится в три этапа:
1. Подготовительный.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
1. Формирование точных движений органов артикуляции с помощью приемов артикуляционной гимнастики.
2. Формирование направленной воздушной струи.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие фонематических процессов.
5. Отработка опорных звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель: 1. Постановка звука – добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание: объединение отработанных на подготовительном этапе положении движений органов артикуляции. Создание артикуляционной базы данного звука. Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. Отработка произнесения изолированного звука.
2. Автоматизация звука – добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: введение постановленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
3. Дифференциация звука – научить различать ребенка смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем слогах, словах, предложениях и собственной речи.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Срок реализации программы для детей 4 - 5-го года жизни: 8 месяцев.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин.
В месяц – 8 занятий;
в год - 64.
Расписание занятий
Дни недели
Понедельник 17.00 – 18.00
Среда 17.00 – 18.00
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная, индивидуальная. Реализация задач воспитания звуковой структуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1. Развитие речедвигательного аппарата (Артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков)
Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, а так же его компонентов: (Фонематического, силы голоса, тембра и т. д)
Содержание программы определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми дефектами приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Все занятия строятся в игровой форме на основе лексических тем.
Планируемые результаты освоения программы
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в дошкольной образовательной организации, к концу прохождения программы дети должы :
— чисто произносить все звуки речи;
— пользоваться этими звуками в речи;
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
— различать оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;
— овладеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза, выделять ударный слог;
— овладеть навыками построения связного высказывания.
Ожидаемые результаты
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Будут сформированы: навыки связного высказывания, положительная мотивация к активной коммуникации.
Правильно и чётко произносить все звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках, потешках, стихотворениях, связной речи.
Усвоение правильного звукопроизношения - необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодоление нарушения звукопроизношения через реализацию программы с использованием игр и игровых упражнений окажет неоценимую помощь в подготовке ребёнка к школе.
Ожидаемый эффект кружковой работы
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация словаря.
3. Правильное употребление грамматических категорий.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
5. Формирование связной речи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Материалы для диагностики речевых нарушений.
2. Дидактические игры и пособия для коррекции звукопроизношения.
3. Дидактические игры и пособия для развития правильного дыхания.
4. Дидактические игры и пособия для развития и формирования мелкой моторики руки.
5. Дидактические игры и пособия для развития и формирования фонематического слуха.
6. Дидактические игры и пособия для развития слоговой структуры слова. 7. Дидактические игры и пособия для развития лексико – грамматического строя речи.
8. Дидактические игры и пособия для развития и формирования связной речи.
9. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи. 10. Методическая и справочная литература по логопедии
1 Зеркала индивидуальные
2 Наглядный материал при обследовании детей
3 Наглядный материал по развитию речи (набор сюжетных картинок и предметных картинок
4 Пособия на развития дыхания
5. Речевые игры
6 Дыхательные тренажеры
7 Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты) .
8 Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
9 Пособия для развития всех видов моторики
Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих логопедических игр для ребёнка.
Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному
ребёнку.
Текущая информация о занятиях кружка «Что новенького?»
Разъяснительная работа.
Список литературы:
1. Пятница Т. В. «Логопедия в таблицах, схемах, цифрах» - Феникс, 2009.
2. Шаховская С. Н., Волосовец Т. В., Орлова О. С., Парамонова Л. Г. «Логопедия. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи : В 2 ч. Ч. 1. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Афонькина Ю. А. «Справочник учителя – логопеда школы». – Волгоград: Учитель.
4. Волкова Л. С «Логопедия» - М, «Просвещение», 1995.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» - М., Гном-ПРЕСС, 1998.
6. Коноваленко В. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения» - М., 2001
7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» - М., Гном-ПРЕСС, 2000.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально – коррекционная работа по коррекции звукопроизношения» - М., Гном, 2014.
9. Сычева Г. Е. «Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников» - М. :ООО «Национальный книжный центр», 2015. 10. Ефименкова Л. Н. «Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных» - М. : Книголюб, 2005.
11. Ефименкова Л. Н. «Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных» - М. : Книголюб, 2004.
12. Ефименкова Л. Н. «Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М. : Книголюб, 2004.
13. Нищева Н. В. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» - Детство – Пресс, 2017.
14. Смирнова И. В. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие» - Детство – Пресс, 2016.
15. Ткаченко Т. А. «Логопедическая энциклопедия» - Мир книги, 2010.