Ольга Качан
Программа кружковой работы «Юные волшебники» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Ф. И. О. педагога Качан Ольга Алексеевна
Вид программы : Модифицированная
Тип программы : общеразвивающая
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Направленность деятельности: Художественная
Способ освоения содержания образования: практический
Уровень освоения содержания образования: ознакомительный
Уровень реализации программы : дошкольное образование
Форма реализации программы :
Групповая
Продолжительность реализации программы : 1год
Публикация «Программа кружковой работы „Юные волшебники“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
1.1. Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Программа кружка «Юные волшебники» имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования, ручного труда. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: не могут правильно держать ложку, карандаш, собрать конструктор или мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, застегивать и расстегивать молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. Это и лепка, и аппликация, рисование нетрадиционными способами, различные виды конструирования. Направленность данной программы - художественная.
Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный)
Новизна
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на развитие мелкой моторики младших дошкольников, привитие усидчивости и интереса.
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта ручного труда. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы —развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления.
Задачи кружковой работы :
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
.
Программа адресована детям 4-5 лет.
Возрастные особенности детей :
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Совершенствуется умение лепить из пластилина. Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.
Срок освоения программы - 1 учебный год (9 месяцев)
Общее количество учебных часов – 36
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Реализация образовательного процесса проходит в соответствии с индивидуальным учебным планом.
В кружок входят дети одного возраста, состав группы постоянный.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 15-20 минут.
• .
1.4. Планируемые результаты освоения программы :
- Самостоятельно создает поделки.
- Проявляет интерес к ручному труду.
- Имеет чувство пропорции, композиции и ритма.
- Имеет представление о работе с разнообразным материалом.
- Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. - Ребёнок способен планировать свои действия, направленные надостижение конкретной цели. - Соблюдает правила поведения.
- Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
- Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
- Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в поделке сделанной своими руками.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Создает, преобразовывает и обыгрывает поделки из разнообразных материалов.
С желанием занимается ручным трудом (изготовление игровой атрибутики и сувениров, владеет навыками работы с бумагой, картоном.
- Владеет экономными приемами работы, бережно относится к материалам и инструментам, выполняет правила безопасности при выполнении разных видов работ.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по ручному труду. Общее количество занятий в год -36., время занятий -15 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Блок №2. «Комплекс организационно- педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Формы работы : игровые упражнения, показ способа действия, экспериментирование, рисунки- сочинения, объяснение, совет, указание, контроль.
Форма аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме выставки работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных поделок. В конце года готовится (большая выставка творческих работ, в которой участвуют дети данного кружка.
Оценочный материал
Проявляет устойчивый интерес к искусству, мелкой пластике, владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе ручного труда, детского дизайна.
-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами.
-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.).
Методический материал
№ Название раздела, темы Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал Формы, методы, приемы обучения Формы подведения итогов
1. Раздел «Осень» Альбомы, гуашь,
цветная бумага, салфетки, клей, кисточки, пластилин, картинки, игрушки,
Объяснение, беседа, показ, практическое занятие Выставка работ
2. Раздел «Зима» Альбомы, гуашь,
цветная бумага, салфетки, клей, кисточки, пластилин, картинки, игрушки,
Объяснение, беседа, показ, практическое занятие Выставка работ
3. Раздел «Весна» Альбомы, гуашь,
цветная бумага, салфетки, клей, кисточки, пластилин, картинки, игрушки,
Объяснение, беседа, показ, практическое занятие Выставка работ
4. Раздел «Лето» Альбомы, гуашь,
цветная бумага, салфетки, клей, кисточки, пластилин, картинки, игрушки, Объяснение, беседа, показ, практическое занятие Выставка работ
2.6. Список литературы:
Агапова М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», / М. Агапова. - М., 2008г
Антипова М. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. / М. Антипова - Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», / Л. В. Куцакова -ТЦ «Сфера», 2005г
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Росмэн-Пресс,2006. Рябко Н. Б. занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика. Издательство Гном 2013г.
Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2) – М. : Скрипторий, 2007.
Лыкова И. А. «Я леплю из пластилина», / И. А. Лыкова - Карапуз, 2008г.
Лыкова И. А. «Я делаю аппликации», / И. А. Лыкова -Карапуз, 2008г.
Лыкова И. А. «Я создаю поделки», / И. А. Лыкова -Карапуз, 2008г.
Парамонова Л. А., Протова Е. Ю. «Я люблю изобретать», / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протова -Мир книги, «Карапуз», 2008г
Чен Н. А. «Замечательные поделки своими руками»,/ Н. А. Чен - Харьков, 2008г.
Интернет ресурсы.
«Розовый букет» Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.
«Помидорки на грядке» Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
«Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Кап-кап дождик» Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
Октябрь
«Урожай яблок» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Дорожка для ежика» Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять ровно по линии.
«Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
«Овощи» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.
Ноябрь
«Овощи на тарелке» Аппликация с использованием салфеток.
Учить детей отрывать небольшие кусочки салфеток, аккуратно приклеивать их на готовую форму.
«Далматинец» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Оладушки для мишки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, выкладывание на импровизированную тарелочку.
"Солнышко" Аппликация с использованием пластилина.
Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их и аккуратно приклеивать на готовую форму.
Декабрь
"Снеговик" Лепка.
Учить катать кусочки пластилина круговыми движениями.
«В гости к елочке» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
«Дед Мороз» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму
«Новогодняя открытка» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.
Январь
«Снеговик» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.
«Новогодний подарок» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.
«Рождественские колокольчики» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
Февраль
«Валентинки» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка
«Открытка к 23 февраля» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.
«Погремушки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски» и «мячики»,соединять их между собой.
«Веселый цирк» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка
Март
«Открытка для любимой мамочки» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.
«Мимоза» Аппликация из салфеток. Учить скатывать из салфеток шарики, аккуратно приклеивать их на картон, составляя форму цветка.
«Куклы неваляшки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну, украшать мелкими деталями.
«Весенняя капель» Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
Апрель
«Подснежники» Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
«Распустились первые листочки» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму
«Веселый клоун» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.
«Узор на полоске» Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.
Май
«Мать-и-мачеха» Рисование тычками. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.
«Мать-и-мачеха» Лепка. Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.
«Домик» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их межу собой, составляя домик.
«Шарики воздушные - ветерку послушные» Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.