Елена Бардакова
Программа кружковой работы «Умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Одно из наиболее интересных направлений познавательно развития детей – это художественно – творческая деятельность.
Публикация «Программа кружковой работы „Умелые ручки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Цель программы :
1. Формирование эстетического восприятия, образного представления, воображения, эстетических чувств, художественных творческих способностей.
2. Развитие интереса к приобретению новых знаний.
3. Формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса.
4. Воспитание аккуратности: сохранять рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
5. Воспитание дружелюбия и умения работать в коллективе.
Задачи программы :
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы творческого развития детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты
1. У детей сформируется ценностное отношение к природе.
2. Сформируются навыки правильного пользования материалами и инструментами для творческой деятельности (ножницы, клей и другие).
3. Сформируется устойчивый интерес к произведениям декоративно – прикладного искусства.
4. Сформируется умение доброжелательно анализировать и оценивать продукты деятельности.
5. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность, самостоятельность, инициатива.
Реализация программы
1. Занятия
2. Наблюдения
3. Рассматривание иллюстраций
4. Беседы с детьми
5. Выставки работ
6. Открытое занятие
Презентация результатов программы
1. Выставка детских работ.
2. Конспекты занятий.
Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами
в творческой деятельности
Общие требования безопасности
1. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.
2. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.
3. Привести в порядок рабочую одежду : застегнуть пуговицы,
надеть косынку, фартук.
4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
5. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами.
6. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
7. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
8. Не стараться резать заготовку с одного раза.
9. Нельзя перекусывать нитку зубами.
10. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
11. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
12. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
13. Нельзя резать на ходу.
13. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
14. Особого отношения требует клей: его необходимо ставить прямо перед собой.
15. Работать с клеем нужно на специальной клеенке.
16. Следить, чтобы клей не попал в глаза.
17. После окончания работы клей плотно закрывают.
18. По окончании работы необходимо навести порядок на рабочем месте.
Планирование творческой деятельности
Сентябрь
1. «Ежики из семечек»
Цель:
учить передавать образ животного посредством пластилинопластики и природного материала
2.«Зонтик». (из песка)
Цель:
учить детей создавать изображение материала – цветного песка.
3.«Цветочная композиция» (сухоцветы)
Цель:
учить детей составлять композиции из сухоцветов
4. «Панно из плодовых семян»
Цель:
учить детей составлять композиции из плодов и семян растений
Октябрь
5.«Подсолнух и божья коровка»
Цель:
закреплять навыки работы с семенами растений (подсолнечник)
6.«Воробей» (из чешуек шишки)
Цель:
формировать умение применять подручный природный материал (чешуйки шишек)
7.«Осеннее дерево) (из опилок от цветных карандашей)
Цель:
учить использовать в творчестве опилки и карандашную стружку
8. «Матрешка» (из плодов)
Цель:
закреплять навыки составления орнамента с помощью плодов и семян растений
Ноябрь
9. «Мышонок» (из крупы)
Цель:
показать детям возможности применять в творчестве разные крупы
Литература:
10. «Черный котенок» (из пряжи)
Цель:
познакомить детей приему наклеивания пряжи на основу (картон)
11. «Цыпленок» (из пряжи)
Цель:
Продолжать знакомить детей приему наклеивания пряжи на основу (картон)
12.«Зайка – франт» (из ваты)
Цели:
формировать навыки в нарезании ваты и укладывания ее по контуру
13. «Заснеженное дерево» (пряжа)
Цель:
формировать у детей навыки наклеивания пряжи на основу (картон) произвольно, создавая композицию
Декабрь
14. «Елочные игрушки» (из ниток и воздушных шариков) «Шарик»
Цель:
ознакомить детей с процессом изготовления игрушек с помощью ниток и клея
13.12 15.«Дед Мороз» (из ваты)
Цель:
формировать умение изготавливать игрушки из ватных тампонов
16. «Новогодние звезды» (из картона»
Цель:
формировать умение изготавливать объемные игрушки
17.«Елка» (из конусов и ниток)
Цель:
знакомить детей со способом изготовления елочки методом плотного наматывая пряжи на основу (картон)
Январь
18. «Зимняя картинка»
(из ваты)
Цель:
учить дополнять аппликацию мягкими материалами, передавая настроение пейзажа
19.«Цветы из пластиковой бутылки»
Цель:
познакомить детей с разными способами применения отходов, изготовление цветов из пластиковой бутылки
20. «Цветы из пластиковой бутылки»
(продолжение)
Цель:
Продолжать знакомить детей с разными способами применения отходов, изготовление цветов из пластиковой бутылки
21. «Рыбки» (из арбузных семечек)
Цель:
Закреплять у детей навыки составлять композиции из плодов и семян растений
Февраль
22. «Сердечко – валентинка» (из картона)
Цель:
учить вырезанию фигурок из сложенной пополам бумаги, не разрезая на две отдельные части
23. «Лодочка» (контур из ниток)
Цель:
учить использовать в качестве контура дополнительный материал - нитки
24. «Лодочка» (контур из ниток) (продолжение)
Цель:
закреплять навыки использовать в качестве контура дополнительный материал – нитки, дополнять композицию объектами
25. «Хризантемы для мамы» (из поролона)
Цели:
учить применять в творчестве разные материалы - поролон
Март
26. «Весеннее дерево» (из опилок от карандашей)
Цель:
Закреплять навыки использования в творчестве опилок и карандашной стружк
27. «Игрушки из коробок»
Цель:
развивать творческую фантазию детей, создавать образ животного
28. Игрушки из коробок»
(продолжение)
Цель:
развивать творческую фантазию детей, создавать образ животного
29. «Весенний лес» (из ниток)
Цель:
формировать у детей навыки наклеивания пряжи на основу (картон) произвольно, создавая композицию
Апрель
30. «Ромашка» (из киндер – сюрприза)
Цель:
развивать желание создавать поделки из разного материала (коробочки откиндер – сюрприза)
31. «Поделки из яиц»
Цель:
формировать умение создавать поделки из яиц
32. «Роспись яиц» (писанки)
Цель:
формировать умение создавать узор на скорлупе яиц
33. «Котенок»(из ниток)
Цель:
формировать у детей навыки наклеивания пряжи на основу (картон, создавая композицию
Май
34. «Домик для гнома» (из ниток)
Цель:
знакомить детей со способом изготовления елочки методом плотного наматывая пряжи на основу (картон)
36. «Букет из одуванчиков» (из ниток и пряжи)
Цель:
формировать у детей навыки наклеивания пряжи на основу (картон, создавая композицию
36. «Муравей»
(из пряжи)
Цель:
формировать у детей навыки наклеивания пряжи на основу (картон) методом «улитка»
Литература:
1.«Поделки в детском саду», А. В. Никитина
2.«Поделки из ниток и пряжи»,И. В. Новикова
3.«Природные дары для поделок и игры», М. И. Нигибина
4.«Калейдоскоп чудесных ремесел», Ю. Б. Гомозова
5.«Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина
6. Газета «Дошкольное образование»№ 20/2007г.
7. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», И. В. Новикова,