Ляхович Евгения
Программа кружковой работы по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад №319»
Принято:
На педагогическом совете
Протокол № от 2016г.
Утверждаю
Заведующий БДОУ г. Омска
«Детский сад № 319»
М. Х. Мадюдя.
«» 2016г
ПРОГРАММА
Кружковой работы в средней группе
«Веселые пальчики»
Разработала :
Воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад № 319»
Ляхович Е. С.
г. Омск-2016
Содержание:
Пояснительная записка…3
Публикация «Программа кружковой работы по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Цель и задачи программы…. 5
Отличительные особенности программы…. 5
Принципы построения программы….5
Ожидаемые результаты…6
Формы фиксации результатов….7
Тематическое планирование…8
Методическое обеспечение программы…12
Литература…13
«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
Всегда с восторгом смотришь на детские работы. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать, целостно воспринимать мир. Нужно только выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире.
Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. Изображение нетрадиционными техниками – важнейшее средство эстетического воспитания и развития у детей мелкой моторики.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:
многообразие способов изображения;
многообразие средств изображения;
способствует проявлению характера ребенка, его индивидуальности;
вызывает целый комплекс положительных эмоций;
развивает мелкую моторику руки;
прививает любовь к изобразительному искусству;
непринужденно развивает творческие способности.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, развитию творчества, воображения.
Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Целью кружка является : развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.
Задачи программы :
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Сформировать у детей технические навыки рисования.
3. Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.
4. Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Новизной и отличительной особенностью программы «Веселые пальчики» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериало опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
В программе используются различные методы и приемы:
1. одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
2. метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
3. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
4. практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
5. эвристический (развитие находчивости и активности);
6. частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
7. метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
8. мотивационный (убеждение, поощрение).
Ожидаемый результат:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами
- Развитие креативности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал
октябрь
1
«Золотая осень». Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Красивый букет» Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
3
«Осенние листочки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.
Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
4.
«Подсолнух».
Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.
ноябрь
1
«Ежик»
Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость Бумага, гуашь, жесткие кисти
2
«Черепашка». Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.
3
«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки
4
«Два петушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Цветные карандаши, листы бумаги
декабрь
1
«Снежная семья».
Рисование способом тычка.
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Елочка». Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
3
«Елочка» (продолжение). Пластилинография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
4
«Ёлочка пушистая, нарядная». Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти
январь
1
«Узоры на окнах». Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка
2
«Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.
3
«Снеговичок»
Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
4
«Снегири на ветке». Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования
февраль
1
«Зимний пейзаж». Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
2
«На что похоже?» Техника монотипии Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки
3
«Подарок папе». Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации
4
«Музыка».
Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.
Бумага, гуашь
март
1
«Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
«Какого цвета весна». Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
3
«Волшебная страна – подводное царство». Рисование ладошками
Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
4
«По замыслу». Совместное рисование Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. Карандаши, листы бумаги
апрель
1
«Звездное небо».
Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
2
«Пасхальное яйцо»
Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.
3
«Солнышко». Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие Листы бумаги, гуашь, салфетки.
4
«Совушка - сова». Пластилиновая живопись Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки
май
1
«Букет к 9 мая».
Пластилинография.
Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Открытки с цветами, картон, пластилин.
2
«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
3
«Цветущая веточка».
Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.
4
«Салют». Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Все принадлежности для рисования.
Методическое обеспечение программы :
1. Наглядный материал:
Картина «Осень»;
Картина «Подсолнухи»;
Картина с изображением ёжика;
Картина с изображением черепахи;
Картина с изображением петушков
Картина с изображением снегирей;
Картина «Весна»;
Картина с изображением аквариумных рыбок;
Картина с изображением сова;
Картина с изображением салюта.
2. Беседы:
Осень в гости к нам пришла.
Первый снег.
Забавные ёжики.
Живой камень- черепаха.
Новый год.
Красавица зима.
Папин праздник.
8 марта- мамин день.
Золотая рыбка.
Пасха- что за праздник?
9 мая.
3. Музыкальные композиции на тему «Зима».
4. Чтение художественной литературы.
5. Консультации для родителей:
«Значение рисования нетрадиционными способами»;
«Нетрадиционные техники рисования».
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23.«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
25. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
26. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
27. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
28. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
29. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
30. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
31. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml