Ирина Владимировна Плотникова
Программа кружковой деятельности с детьми средней группы
▼ Скачать
Актуальность создания кружка «Речевичок» возникла из необходимости развития речи и коррекции ее недостатков, а также формирования умения использовать речь как средство общения для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Пояснительное обоснование.
Речевое развитие дошкольников является основным направлением в системе дошкольного образования и закладывает основу интеллектуального, языкового, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, а также их умений пользоваться устной речью.
Публикация «Программа кружковой деятельности с детьми средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Дошкольное детство – период формирования основных начал личности, индивидуальности, наиболее чувствительный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря определенному процессу познания, осуществляемому эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, исследователем окружающего мира. Чем разнообразнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем она значительнее, тем успешнее развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей – одна из ключевых задач, которые решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Степень речевого развития детей одного и того же возраста различна. Эти различия особенно очевидны в среднем дошкольном возрасте. Работа по формированию звуковой культуры речи должна включать формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, речевого дыхания, умения использовать умеренный темп речи и интонационные средства выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные особенности. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, которые обусловлены рядом факторов, в том числе средой, в которой ребенок живет, растет и учится. В то же время дети обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звукам речи, поэтому этот возраст очень важен для освоения элементов грамотности. Дети способны правильно произносить практически все звуки родного языка. Они развивают понимание своих навыков произношения.
Язык – основная творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности распознавать, самоорганизовываться, саморазвиваться, строить свою личность и внутренний мир посредством общения с другими личностями. другие миры, другие культуры. Удовлетворение потребности детей в речевом общении является одной из важнейших воспитательных задач.
Цель: всестороннее развитие познавательной речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к своей речи и речи других;
- обогатить активный и пассивный словарный запас;
- развивать звуковую культуру речи ребенка;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат; - улучшить интонационную выразительность речи;
- поощрять развитие графических навыков,
- развивать навыки самоконтроля и самооценки,
- развивать мелкую моторику; - Способствовать позитивным отношениям между детьми.
Пути и способы реализации:
1. Правильная модель учителя.
2. Пальчиковая гимнастика, подвижные словесные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических узоров (семечки, зерна, палочки и т. д.) по моделям и на слух.
5. Показывать руками слова, стихи, сказки, загадки.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели и освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические перерывы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Модификация классной деятельности, соблюдение требований.
Программа развития речи основана на общедидактических и частных принципах:
Принцип системности и последовательности: концентрическое усвоение программы;
Организация и последовательное изложение материала «от простого к сложному», обучение «от простого к сложному»;
Принцип наглядности: яркое (наглядное) изображение изучаемых предметов и понятий способствует формированию в сознании дошкольников более полных и ясных образов и представлений;
Принцип доступности и технологичности: реализуется путем разделения учебного материала на этапы и представления его детям последовательными блоками и частями в соответствии с возрастными особенностями и языковым развитием;
Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа состоит из двух занятий в неделю, во второй половине дня или в первой половине дня, в рамках работы факультатива «Речевичок». Общее количество уроков в год – 64, продолжительность урока – 20 минут. Оно ориентировано на работу со школьниками 4-5 лет и рассчитано на один учебный год.
Содержание программы развития языка звуковая культура языка.
Совершенствовать правильное произношение гласных и согласных, тренировать произношение свистов, шипений и тонов.
Развивать артикуляционный аппарат.
Выделить звук при четком произношении слова, словосочетания и прийти к пониманию терминов «звук», «слово».
Продолжайте работать над дикцией: улучшайте четкое произношение слов и фраз. Развивайте фонематическую осведомленность: научитесь различать на слух и называть слова, которые начинаются с определенного звука.
Улучшить выразительность речи. формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарный запас детей на основе накопления и обогащения словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; Активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.
Различать предметы по их существенным признакам, правильно называть их и отвечать на вопросы: Кто это? Что это? увидеть их особенности, выделить характерные черты и качества (какие, а также действия, связанные с ними, их состояние и возможные действия человека (что он делает? что с ним можно сделать)
Расширьте представления о предметах, явлениях и событиях, которые не имели места в вашем собственном опыте.
При названии действий предмета развивать умение узнавать начало и конец действия (игра с картинками «что сначала, что потом»).
На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий).
Ввести в детский словарь существительные, обозначающие занятия;
Глаголы, характеризующие рабочие действия.
Научитесь употреблять существительные общего значения (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. д.).
Грамматический строй языка. Научиться менять слова по падежам и согласовывать существительные по роду и числу.
Активизация пространственных предлогов в речи ребенка (в, на, позади, под, вокруг) приводит его к использованию падежных форм одновременно.
Обучение разным видам словообразования: названия животных и их детенышей, названия посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-заяц-заяц; сахарница, ланч-бокс).
Знакомство с образованием звукоподражательных глаголов (воробей-чирик-чирик, утенок кря-кря-кря). Развивать умение образовывать глаголы и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?».
Поощряйте словообразование, характерное для пятого класса, и тактично подсказывайте общепринятый словесный образец. Побуждать детей активно использовать в речи простейшие виды сложных и сложных предложений.
Связная речь. Пересказывать литературные произведения и развивать умение пересказывать текст известной сказки или рассказа сначала в ответ на вопросы учителя, а затем без него. Рассматривая картинки, дошкольники учатся отвечать на вопросы по содержанию и получают задание сочинять рассказы сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно. Исследуя игрушки и предметы, дети отвечают на вопросы, требующие описания игрушки, ее свойств и функций, назначения предметов, а также предлагают рассказать историю.
Работа кружка «Речевичок» связана с образовательными направлениями:
1 Общение – расширение словарного запаса, звуковая культура языка, развитие Умение поддерживать диалог.
2 Социализация – развитие игровой деятельности; Введение в элементарные общепринятые нормы и правила отношений с сверстники и взрослые.
3 Познание – Развитие интеллектуальных и общих способностей Ребенок.
4 Художественная литература – познавательные произведения Ориентировки (стихи, потешки, сказки); развитие литературного языка, Введение в словесное искусство. 5 Здоровье – Укрепление мускулатуры артикуляционного аппарата посредством специальные упражнения, поддержание и укрепление физического и психического здоровья.
Характерные особенности речевого развития детей 4-5 лет.
Средний дошкольный (4-5 лет)
Особенности речевого развития у детей пятого года жизни: 1. Словарь. У ребенка 5 лет активизируется словарный запас, развивается качественный рост (признаки и характеристики). В речи осуществляется подбор действий по теме: летает бабочка, ползет змея, мальчик бежит за девочкой и т. д. Ребенок выбирает знаки: какие? Который? Что, «Что это?» - «Шапка», «Какая шапка?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. д.» В этом возрасте особое внимание уделяется словам – антонимам (с противоположное значение); подводит итоги тем: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляются и углубляются знания о детенышах животных: лисичка с детенышами, свинья с поросятами, собака с щенками и т. д. Большое значение придается профессиональным знаниям. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (твой папа) работает?» Кем? Внимание детей привлекают неоднозначные слова: ручка – детская рука, на двери, на предметах; и т. д. 2. Формирование грамматического строя языка. Ребенок практикует употребление существительных во множественном числе. «Я рассказываю вам об одном предмете, а вы рассказываете мне о многих предметах. У Кати ведро, у Саши ведро. Что у Кати и Саши? (Ведро)". Эти упражнения вызывают трудности у детей, т. к. меняются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши). Научиться образовывать родительный падеж множественного числа существительных (чего не хватает?; с предлогом без). Подбирает слова по согласию прилагательных с существительными (по роду, числу) и по согласию цифр с существительными. Дети в этом возрасте учатся употреблять глаголы в повелительном наклонении, спряжении глагола «хотеть». 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры языка. Перед детьми стоит задача развития фонематического слуха. Они учатся распознавать звук слова, когда оно произносится и нет; Выберите один из двух предметов с определенным звуком. 4. Связная речь. Развитие связной речи играет центральную роль и занимает центральное место в работе по развитию речи в нашей группе. Только владение разнообразными связными речевыми навыками позволяет ребенку полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, делиться впечатлениями и получать необходимую информацию. У детей часто наблюдаются речевые нарушения, такие как: - соответствующие утверждения короткие; - отличаются противоречивостью, даже если содержание известно ребенку; - Фрагменты высказываний не связаны логически. Для исправления этих недостатков необходимо: - развивать связную речь детей; -учить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; - познакомить с простыми приемами запоминания; - развивать логическое мышление; - уметь формулировать свои мысли; - уметь понимать язык других. Главное, чтобы ребенок в этом возрасте уже говорил предложениями, даже сложными. В четыре года ошибки в произношении тоже вполне допустимы. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок должен активно использовать вообще в правильной форме. К 5 годам ребенок уже должен употреблять все грамматические формы с редкими ошибками. При этом сама речь должна быть связной. В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя «проблемы» со звуками «р» и «л» допустимы. И наконец, все дефекты звука должны исчезнуть через 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с определенным звуком. Это самые общие рекомендации. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Дальнозоркие дети могут уже в возрасте 5 лет.