Ирина Галимова
Программа кружка «Юный техник» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Юный техник»
(платное дополнительное образование)
на 2019-2020 учебный год
Руководитель кружка :
Галимова И. Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа кружка „Юный техник“ в средней группе» размещена в разделах
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде конструирования.
Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования конструктора с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Конструктор используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Реализация конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить активный словарь.
Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра – необходимый спутник детства. С конструктором дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми варьируется в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по конструированию состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного.
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра (для всех возрастных групп).
Для детей возрастной группы от 4 до 5 лет применимы три основных вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Методическая литература :
1. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В. Н. Мамрова – Челябинск, 2014.
3. Селезнева Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
4. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. М. 2010.
5. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
6. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
В ходе работы по конструированию ребенок должны знать:
- основные детали конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме, используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• организация выставки лучших работ,
• представление собственных моделей,
• работа над проектами.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
(№ занятия, тема, цель)
Октябрь
1 Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. Познакомить с конструктором (кирпичик большой, поменьше, маленький, пластина и т. д., способом сцепления деталей. Закрепить знание цвета и форм.
2 Знакомство с конструктором, игра «Чудесный мешочек» Закрепление знаний детьми простейших названий деталей конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой.
3 Ворота для заборчика. Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.
4 Башенка. Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.
5 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Ноябрь
1 Пирамидка. Продолжать учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.
2 Мостик. Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.
3 Красивые рыбки. Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.
4 Гусенок. Учить строить из конструктора гусенка.
5 Самолетик «Вжик» Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора Самолетик «Вжик»
Рассматривание иллюстраций.
6 Самолетик «Вжик», сборка коллективная. Учить соединять детали крупного конструктора Самолетик «Вжик», формировать бережное отношение к конструктору. Развитие логического и пространственного мышления, воображения, мелкой моторики, диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Учить строить сообща.
7 Мы в лесу построим дом. Развивать творческое воображение. Вспомнить подражание звукам и движениям диких животных. Учить строить дом из конструктора.
8 Разные домики. Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей.
9 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь
1 Мы с тобой построим дом! Коллективная сборка. Учить строить большой дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Учить правильно вести себя в работе всем коллективом, строить сообща.
2 Мебель для кухни. Стол и стул. Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.
3 Мебель для комнаты. Диван. Закреплять умение строить мебель. Запоминать названия предметов мебели.
4 Игра «Собери модель» Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине».
5 Знакомство со светофором. Закреплять навыки конструирования, учить действовать по схеме и образцу. Закрепить знания ПДД.
6 Конструктор «Котенок Кыш» Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора «Котенок Кыш».
Продолжать формировать умения у детей строить по образцу.
Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, передавать
характерные особенности животных, опираясь на схему
Продолжать формировать умения у детей строить по образцу.
Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, передавать
характерные особенности животных, опираясь на схему
Рассматривание иллюстраций.
7 Конструктор «Котенок Кыш», сборка коллективная. Учить соединять детали крупного конструктора Котенок «Кыш», формировать бережное отношение к конструктору. Продолжать формировать умения у детей строить по образцу.
Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему. Учить строить сообща.
8 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Январь
1 Мы едем в зоопарк. Заяц. Учить строить зайца. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка.
2 Верблюд. Учить сроить верблюда; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
3 Жираф. Учить сроить жирафа; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
4 Слон. Коллективная работа. Учить сроить слона; продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить сообща.
5 Конструктор Башенный кран «Агат» на колесиках Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора башенного крана «Агат». Беседа о предназначении башенного крана. Рассматривание иллюстраций.
6 Конструктор Башенный кран «Агат» на колесиках, сборка коллективная. Учить соединять детали крупного конструктора Башенный кран «Агат», формировать бережное отношение к конструктору. Анализировать полученный результат. Учить строить сообща.
7 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Февраль
1 Машина тягач «Пых-Пых» Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора Машина тягач «Пых-Пых». Беседа о крупных машинах, об их предназначении. Рассматривание иллюстраций.
2 Машина тягач «Пых-Пых» коллективная сборка Учить сооружать конструкцию по графической модели соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать сообща.
3 Корабли. Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.
4 Вертолет «Тыр-Тыр» Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора Вертолет «Тыр-Тыр». Беседа о наземном транспорте – вертолет. Рассматривание иллюстраций.
5 Вертолет «Тыр-Тыр», Коллективная сборка. Учить соединять детали крупного конструктора Вертолет «Тыр-Тыр», формировать бережное отношение к конструктору. Анализировать полученный результат. Учить строить сообща.
6 Самолет «Конкорд» Знакомство с деталями и методами соединения крупного конструктора Самолет «Конкорд». Продолжение знакомства с наземным транспортом. Рассматривание иллюстраций.
7 Самолет «Конкорд», коллективная сборка. Учить соединять детали крупного конструктора Самолет «Конкорд», формировать бережное отношение к конструктору. Анализировать полученный результат. Учить строить сообща.
8 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март
1 Цветок. Подарок маме. Учить строить цветок. Расширять знания об окружающем. Воспитывать бережное отношение к цветам. Учить строить цветы из деталей конструктора; действовать по показу.
2 Конструктор «Семья» Знакомство с деталями и методами соединения конструктора «Семья» (235 элементов). Беседа о понятии «семья». Рассматривание иллюстраций.
3 Конструктор «Семья», коллективная сборка. Учить соединять детали крупного конструктора «Семья», формировать бережное отношение к конструктору. Развивать речевую активность, закрепить понятие «семья». Учить строить сообща.
4 Конструктор «Семья», коллективная сборка. Продолжать учить соединять детали крупного конструктора «Семья», формировать бережное отношение к конструктору. Приобщать к элементарным общепринятым моральным нормам: уважения, любви и почитания родителей. Учить строить сообща. Завершение постройки. Анализировать полученный результат.
5 Игра «Что изменилось?» Развивать память, внимание, логическое мышление и речь детей. Учить самостоятельно придумывать модели для игры.
6 Самолет. Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество. Беседа о наземном транспорте, об его предназначении.
7 Самолет «Чайка» Знакомство с деталями и методами соединения конструктора Самолет «Чайка». Учить соединять детали крупного конструктора «Чайка», формировать бережное отношение к конструктору. Анализировать полученный результат.
8 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Апрель
1 Ракета. Расширять представления детей о космосе. Познакомить с понятиями «космос», «космонавт», «ракета». Учить строить ракету, используя уже имеющиеся конструктивные навыки.
2 Робот для исследования космоса. Продолжать знакомить с космосом, учить строить робота по замыслу, передавать характерные особенности конструируемого объекта.
3 Конструктор «Истребитель» Знакомство с деталями и методами соединения конструктора «Истребитель». Продолжение знакомства с наземным транспортом. Предназначение «Истребителя», рассматривание иллюстраций.
4 Конструктор «Истребитель», коллективная сборка. Учить соединять детали крупного конструктора «Истребитель», формировать бережное отношение к конструктору. Учить строить сообща. Анализировать полученный результат.
5 «Построй свой город» Знакомство с деталями и методами соединения конструктора «Построй свой город». Беседа с детьми о профессии строитель, рассматривание иллюстраций построек домов.
6 «Построй свой город», коллективная сборка. Учить соединять детали крупного конструктора «Построй свой город», формировать бережное отношение к конструктору. Развивать наглядно-действенное мышление.
Развивать зрительное и пространственное восприятие.
Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Учить строить сообща. Анализировать полученный результат.
7 «Изобретатель» -«Трактор - погрузчик» Знакомство с деталями и методами соединения конструктора «Изобретатель» -«Трактор - погрузчик». Беседа о предназначении данного транспорта. Рассматривание иллюстраций.
8 «Изобретатель» -«Трактор - погрузчик» Коллективная сборка Учить соединять детали крупного конструктора «Изобретатель» -«Трактор - погрузчик», формировать бережное отношение к конструктору. Учить строить сообща. Анализировать полученный результат.
9 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Май
1 Весенние цветы. Развивать творческую инициативу и самостоятельность, способность к самоконтролю.
Воспитывать интерес к весенним изменениям в природе, желание создавать и беречь цветы. Воспитывать бережное отношение к природе.
2 Итоговое. Выполнение проектов по замыслу.
Диагностическая карта воспитанника 4-5 лет кружка «Юный инженер»
№ Фамилия, имя ребенка. Называет детали. Называет форму. Умеет скреплять детали конструктора «Дупло». Строит элементарные постройки по творческому замыслу. Строит по образцу. Строит по схеме. Называет детали изображенные на карточке. Умеет рассказывать о постройке.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Картотека дидактических игр:
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закрепить цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник). Оборудование: кирпичики красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см). в коробке лежат кирпичики lego – конструктора, педагог достает кирпичик и просит назвать его цвет и форму и найти ему такой же.
«Собери кирпичики Lego»
Оборудование: кирпичики 4х цветов.
Дети играют по четверо. Педагог раскидывает на ковре кирпичики Lego ставит коробочки, распределяет в какую коробочку какого цвета нужно положить. Дети выбирают цвет, который будут собирать по команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет.
«Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность; учить соотносить изображение на карточке с постройками.
Оборудование: карточки, постройки, коробочка.
Дети по очереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
«Кто быстрее»
Цель: развивать внимание, быстроту координацию движений.
Оборудование: 4 коробочки, детали Lego – конструктора (2х2, 2х4 см, по 2 на каждого игрока.
Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки переносят по одному кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, тот и победил.