Наталья Лазарева
Программа кружка «Юные математики».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития умственных способностей ребенка. Занятия в кружке учитывают возрастные и индивидуальные способности ребенка, способствуют развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, становлению сознания. Способствуют формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Программа кружка „Юные математики“,» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основой для разработки рабочей программы у детей старшего дошкольного возраста стали:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, конспекты занятий», Москва 2014
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, рабочая тетрадь», Москва 2014
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, демонстрационный материал», Москва 2014
• Основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада № 56;
• СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7 лет - 30 минут. Срок реализации с сентября по май.
Основная цель программы :
- всестороннее интеллектуальное и умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи :
Развивающие:
1. Продолжать вызывать у детей интерес к математическим задачам и ребусам
2. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию, индивидуальность каждого ребенка
3. Совершенствовать уровень развития пространственной и плоскостной ориентации
4. Развивать у детей интерес и желание экспериментировать с геометрическими фигурами
5. Развивать творческий потенциал каждого ребенка
6. Продолжать повышать уровень коммуникативных способностей
7. Формировать предпосылки учебной деятельности
Образовательные:
1. Закреплять и обогащать знания детей о геометрических фигурах
2. Обогащать и закреплять знания детей о луче, отрезке, линии
4. Знакомить детей с единицами измерения, с измерительными инструментами
5. Закреплять умение создавать композиции, используя подходящие материалы и фигуры
6. Закреплять и совершенствовать навыки и умения работы с инструментами, повышая требования к этим навыкам
7. Закреплять умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел
8. Совершенствовать умение следовать словестной инструкции педагога
Воспитательные:
1. Прививать культуру умения вести себя в коллективе
2. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца
3. Закреплять навыки правильной организации рабочего места
4. Продолжать учить следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами
Специально организованная деятельность:
Один раз в неделю 30 минут.
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (подаваемый материал заданий усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
1. Словесный, наглядный, практический
Форма работы кружка тематическая совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
• Умение различать и называть плоскостные и объемные геометрические фигуры
• Овладение новыми приемами работы с материалами и инструментами
• Умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел
• Умение создавать композиции, используя подходящие фигуры
• Умение следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами
• Повышение уровня развития мелкой моторики и динамического стереотипа
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: знакомство детей с различными материалами и фигурами, определение их наощупь; знакомство с их использованием;
Коммуникация: развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы согласно тематике занятия.
Здоровье: физкультминутки.
Безопасность: формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• Составление альбома лучших работ детей из геометрических фигур
• Открытое занятие для родителей
Работа с родителями: родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Методическое обеспечение:
• Г. Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений» конспекты занятий, Москва 2014г.
• Г. Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений» рабочие тетради, Москва 2014г.
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Колесникова Е. В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008
• Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Математика для дошкольников» М. ,1993
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной
программы.
Сентябрь
1 неделя «Диагностика»
Программное содержание : выявление уровня знаний детей по окончанию старшей группы. Диагностика ведется во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.
2 неделя «Повторяем пройденное»
Программное содержание : выявленные недочеты или упущения детей по результатам диагностики. Отрабатываем материал с числами и цифрами, а также состав числа до 5.
3 неделя «Свойства предметов: цвет, высота, ширина».
Программное содержание : Развитие умения определять и сравнивать свойства предметов, объединения предметов в группы.
4 неделя «Сравнение групп предметов по количеству».
Программное содержание : закрепить понятие «больше», «меньше», развивать умение сравнивать группы предметов по количеству.
Октябрь
1 неделя «Числа от 1 до 15»
Программное содержание : закрепить навыки прямого и обратного счёта, развивать умение сравнивать группы предметов по количеству, закрепить понятие «столько же», «поровну».
2 неделя «Равенство и неравенство»
Программное содержание : Закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования математических знаков.
3 неделя «Обозначение количества предметов»
Программное содержание : Закрепление навыков устного счета, умения сравнивать группы предметов по количеству.
4 неделя «Состав числа из двух меньших в пределах 5»
Программное содержание : Закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах 5. Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
Ноябрь
1 неделя «Состав числа из двух меньших в пределах 10»
Программное содержание : Закрепление знаний о составе числа из двух меньших в пределах10. Развитие навыков составления задачи по серии картинок.
2 неделя «Деление целого на части»
Программное содержание : Закрепление навыков деления целого на части. Знакомство с называнием части от целого.
3 неделя «Линейка»
Программное содержание : знакомый с единицей измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр, продолжать знакомить с измерительными инструментами, умение пользоваться линейкой.
4 неделя «Луч, отрезок».
Программное содержание : формировать навыки построения лучей и отрезков, закрепить навыки измерения и сравнения длины отрезков.
Декабрь
1 неделя «Ломаные линии».
Программное содержание : закрепить знания о ломаных линиях, продолжать знакомить с видами углов, развитие зрительного восприятия, логического мышления.
2 неделя «Счет до 16, 17»
Программное содержание : Обучение счету до 16. Знакомство с образованием числа 16, знакомство с образованием числа 17,. Формирование навыков составления групп из 16-17 предметов.
3 неделя «Счёт до 18, 19».
Программное содержание : познакомить с обозначением числа 18, 19, закрепить навыки устного счёта, развитие познавательных процессов.
4 неделя «Многоугольник, трапеция, ромб»
Программное содержание : знакомство с многоугольниками, трапецией и ромбом и их свойствами, развивать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики.
Январь
1 неделя «Площадь. Измерение площади с помощью мерки.»
Программное содержание : формирование представления о площади фигур; знакомство с методами сравнения площади фигур; развитие зрительного восприятия; развитие познавательных процессов;
2 неделя «Единицы измерения площади».
Программное содержание : где мы можем использовать измерение площадей в своей жизни, для чего нужно уметь находить площади поверхностей фигур?
3 неделя «Прямой и обратный счет в пределах 20».
Программное содержание : закрепить нумерацию в пределах 20; прямой и обратный счет в пределах 20; знание математических знаков =, +, -, >,<, умение пользоваться ими; развивать познавательный интерес, мышление, внимание; воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
4 неделя «. Измерение массы. Единицы измерения массы».
Программное содержание : Развивать представление о способах и единицах измерений массы, необходимых инструментах. Формировать представление детей о мерки, как способе измерения. Познакомить с простейшими измерительными приборами, научить способам их использования; развивать представление об истории появления метрической системы мер.
Февраль
1 неделя «Сумма чисел».
Программное содержание : совершенствовать умение счета в пределах 20, понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10-20.
2 неделя «Образование чисел третьего десятка».
Программное содержание : Познакомить детей с образованием чисел третьего десятка. Учить детей пересчитываться в различных направлениях, пользуясь порядковыми числительными мужского и женского рода. Учить употреблять в соответствии с ситуацией порядковые и количественные числительные, знакомить с названиями чисел третьего десятка.
3 неделя «Разность чисел».
Программное содержание : продолжать формировать представления детей о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части. Продолжать работу со знаками «-» и «=». Упражнять в прямом и обратном счете от заданного числа с опорой на числовой ряд.
4 неделя «Цикличность: «времена года»».
Программное содержание : Систематизировать знания воспитанников о цикличности времен года, месяцев года, дней недели, частей суток, в ориентировке во времени и пространстве.
Март
1 неделя «Календарь».
Программное содержание : Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени; уточнить знание детей о календаре; продолжать учить считать до 30 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.
2 неделя «Четные и нечетные числа».
Программное содержание : Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу, называть чётные и нечётные числа.
3 неделя «Счет со сменой основания».
Программное содержание : Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Развивать мышление, слуховое внимание, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
4 неделя «Счет десятками».
Программное содержание : объяснить, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Очень важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (например, от 2 до 9, от 12 до 5, знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо усвоить, что когда предметов мало, то их считают по одному, а когда предметов много, их группируют при счете, например, парами, пятками, десятками.
Апрель
1 неделя «Время: «часы», «циферблат»».
Программное содержание : Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
2 неделя «Определение объема сыпучих тел с помощью мерки»
Программное содержание : учить детей способам измерения сыпучих тел с помощью условной мерки. Обучать детей основам измерительной деятельности. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве.
3 неделя «Определение объема жидких тел с помощью мерки».
Программное содержание :
4 неделя «Образование чисел четвертого десятка».
Программное содержание : Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Формировать представления о понятиях «тяжелый - легкий».
Май
1 неделя «Конус, параллелепипед»
Программное содержание : Сформировать представление о конусе, о некоторых его свойствах. Формировать умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами; Закрепить представление о параллелепипеде.
2 неделя «Призма»
Программное содержание : умение распознавать предметы формы призмы, уточнять знания детей о свойствах объемных фигур.
3 неделя «Открытый урок».
Программное содержание : показать все полученные результаты в обучении в кружке «Занимательная математика». Закрепление состава чисел; решение арифметических задач; решение логических задач.
4 неделя «Диагностика».
Программное содержание : Обследовать умение детей считать в пределах 20 в обратном порядке, знать состав числа первого и второго десятка из отдельных единиц и состав чисел из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).