Наталья Квасова
Программа кружка «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №20 «АЛЁНУШКА»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ ЦРР
д/с №20 «Алёнушка»
- Ю. В. Старых
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие
детей через организацию занятий по лепке из пластилина»
Кружок «Волшебный пластилин»
Срок реализации программы 1 год (2016-2017)
Педагог-составитель программы :
Квасова Наталья Владимировна
Публикация «Программа кружка „Волшебный пластилин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Год составления программы : 2016
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка …. стр. 3
2. Содержание образовательной деятельности ….стр. 4
3. Календарно тематический план ….стр. 8
4. Информационно-методическое обеспечение …. стр. 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Актуальность
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был разработан кружок художественной направленности “Волшебный пластилин”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Цель: Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать зрительно-моторную координацию.
3. Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.
4. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
5. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
6. Закрепить приёмы лепки.
7. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Принципы построения программы :
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений и навыков.
3. Системность знаний.
4. Воспитывающая и развивающая направленность.
5. Активность и самостоятельность.
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми :
• Опрос родителей, изучение интересов детей;
• Изучение методических рекомендаций;
• Создание условий для проведения кружковой работы;
• Подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
2. Содержательный раздел
Возраст:
Детей 5-6 лет
Расписание организованной образовательной деятельности:
2 половина дня, 30 мин.
Срок реализации программы.
1 год.
Объем времени.
День недели время неделя месяц год
Художественно-эстетическое развитие среда 16.10-16.40 1 4 36
Форма деятельности:
Занятия, совместная деятельность.
Форма контроля:
Наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
№ ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
– “Музыкальные занятия”.
Структура дополнительной образовательной услуги
кружок «Волшебный пластилин»
Возраст детей, участвующих в кружковой деятельности 5-6лет. Срок реализации программы 1 год. НОД проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 30 минут. Форма проведения НОД – совместная деятельность. Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, насыщена играми, игровыми ситуациями, физкультминутками.
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
Кружок дети посещают по запросу родителей или их законных представителей.
1. Введение в игровую ситуацию 1 мин.
2. Актуализация и затруднения в игровой ситуации 2 мин
3. Открытие детьми нового знания 4 мин
4. Физпауза (подвижная деятельность) 2 мин
5. Включение нового знания и повторение пройденного 20 мин
6. Эмоциональная устойчивость на успех 1 мин
Ожидаемые результаты
Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы; выпуклые и объемные объекты;
Вырабатывать усидчивость;
Развивает мелкую моторику пальцев
Сохраняет интерес к занятию
Основные методы и формы совместной деятельности
Методы: беседа, рассказ, сказка, рассматривание иллюстраций
Форма: тематическая совместная деятельность
Взаимодействие с родителями
1. Выступление на родительских собраниях.
2. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Развивающая среда в группе
1. Оформление выставок детских поделок.
2. Оформление альбома с фотографиями лучших работ.
Календарно-тематический план дополнительной образовательной
программы кружка «Волшебный пластилин»
№ Тема занятия Задачи
Кол-во часов
Сентябрь 4 ч
1. Картинка пластилином по стеклу Дать понятие о пластилинографии и учить рисовать пластилином. 1
2. Кленовый листочек Знакомить детей с пластилином и его свойствами; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
3. Гриб, грибочек… Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; учить передавать в лепке впечатления от окружающего 1
4. Ветка рябины
Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
Октябрь 4 ч
5. Яблонька Продолжать формировать интерес к работе с пластилином; умение к созданию выразительного образа – дерева, посредствам объема, цвета развивать мелкую моторику. 1
6. Осеннее дерево.
«Берёза» Обучение приемам работы с новой техникой «пластилинография» : знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); формирование интереса к лепке;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
развитие мелкой моторики. 1
7. Сказочное дерево Научить ребенка отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них жгутики, скручивать в улитки и располагать на плоскости ; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
8. Ёжик Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
Ноябрь 4ч
9. Живые яблочки на ветках
Совершенствовать технику скульптурной лепки; закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности; развивать мелкую моторику и творческое воображение. 1
10. Осенние подарки Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику. 1
11. Подарок для Хрюши Развивать умение задумывать содержание своей работы и доводить задуманное до конца; формировать умение создавать объёмную композицию; воспитывать аккуратность; развивать мелкую моторику. 1
12. Наряд для куклы Учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина 1
Декабрь 4 ч
13. «Ёлочка красавица всем ребятам нравиться» Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику 1
14. Чайная посуда Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам; совершенствовать знакомые приё мы лепки: раскатывание, деление на равные части, сплющивание;
вызвать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
15. Новогодняя ветка.
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; формировать интерес к работе с пластилином; воспитывать аккуратность и усидчивость. 1
16. Снеговик Совершенствовать навыки рельефной лепки; учить лепить фигуры круглой формы; совершенствовать знакомые приёмы лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
Январь 3 ч
17. Чебурашка Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей;
развивать мелкую моторику рук;
доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином. 1
18. Любимые игрушки Продолжать работу по созданию любимого образа; совершенствовать навыки лепки;
воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
19. В январе, в январе все деревья в серебре… Формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику 1
Февраль
4 ч
20. Снежный кролик Формировать умение создавать лепные образы конструктивным способом; развивать навыки планирования работы: задумывать образ, делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
21. Жители зимнего леса Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
22. Весёлый клоун Формировать умение лепить фигуру конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции тела; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению игрушек своими руками; формировать интерес к работе с пластилином. 1
23. Подарок для папы (кружка) Формировать умение лепить посуду конструктивны способом, передавая форму, величину, и пропорции предмета; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином. 1
Март 4 ч
24. Цветочек Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
25. Парусник Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество. 1
26. Весёлый лягушонок Вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
27. Русская матрёшка Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание,оттягивание, прищипывание) 1
Апрель 4 ч
28. Чудесные рыбки Расширить представления и знания детей об особенностях внешнего вида рыб; совершенствование скульптурного способа лепки; развивать глазомер, чувство пропорции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
29. Инопланетные корабли Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
30. Бабочка-красавица Расширить представления и знания об особенностях внешнего вида бабочки; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы и способы (смешивание цветов); формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
31. Удивительный подводный мир Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей;
развитие умения лепить фигуру из отдельных частей, передавая их форму и пропорции; упражнять в приемах скатывания и раскатывания и соединения деталей в одно целое; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1
Май
4 ч
32. Военная техника «Танк» Совершенствовать навыки рельефной лепки; закреплять знакомые приё мы лепки: раскатывание, расплющивание, скручивание, деление жгута на равные части; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творческое воображение. 1
33. Божья коровка Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать развитию фантазии; развивать мелкую моторику 1
34. Лепим сказку «Колобок» (коллективная работа) Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах; развивать умение согласованно выполнять общую работу; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество, работать коллективно. 1
35. Выставка детских работ Развивать эстетический вкус; вызвать у детей положительные эмоции от проделанной работы. 1
Июнь, июль, август
36. «Мак»
«Незабудки»
«Ландыш»
«Подсолнух» Вызвать интерес к природе; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма; закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приёмы; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
37. Петушок с семьей.
Гуси, утки.
Барашек.
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко….
Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей; учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных; учить добиваться выразительных образов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику
38. Методическая копилка Работа с методической литературой, изучение интернет-ресурсов, ознакомление с опытом других воспитателей.
Представление информации для родителей о работе кружка, индивидуальные консультации.
Информационно-методическое обеспечение
1. «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Н, Пантелеев Г. Н. – М. : Просвещение, 1989. – 79 с.
2. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников».- М. : Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
3. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
4. Доронова Т. Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
5. Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
6. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
7. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
8. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
9. Колдина Д. Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
10. https://www.ruskid.ru/lepka/
11. https://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
12. https://detskiysad.ru/izo/lepka.html