Ирина Шлычкова
Программа кружка «Волшебные шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрено на Утверждаю
пед. совете Заведующая
протокол №1 МКДОУ Бобровский д/с №7 О. В.
от 28.08.2017г. ___ Колгина М. С.
КОМПИЛЯТИВНАЯ ПРОГРАММА
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
«Волшебные шашки»
срок реализации: 2 года
направление: социально – педагогическое
Автор-составитель: воспитатель БКК
Филимонова Ирина Сергеевна
Бобров, 2017г.
Актуальность.
Публикация «Программа кружка „Волшебные шашки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель:
• Обучение детей игре в русские шашки;
• раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;
• организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи:
Образовательные:
• обучение технике игры в шашки;
• ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
• активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
• развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
• воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
• выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Методы, приё мы и формы работы:
• Беседы.
• Практические упражнения.
• Групповые обсуждения игровых моментов.
• Товарищеские турниры.
• Шашечные турниры с родителями.
Ожидаемые результаты освоения программы :
• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление);
• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации программы :
• 2 года обучения.
Возраст обучающихся:
• Дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 20– 30 минут.
Методическое обеспечение:
• Учебно-тематический план
• набор шашек и шашечных досок
Диагностика умений дошкольников играть в шашки
Фамилия имя ребёнка Расставляет шашки на поле Начало игры Ход шашек Бой шашек соперника Бой шашек соперника «мостиком» Дамка Доводит игру до конца Партия не закончена
1 2 3 4 5 6 7 8
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. -5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
• Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием;
• Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога;
• Синий цвет – ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры в шашки :
• Простая – обычная шашка (не дамка);
• Бортовые – шашки, занимающие бортовые шашечной доски;
• Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски;
• Дамка – шашка, достигшая дамочных полей;
• Ход – передвижение шашки с одного поля на другое;
• Тихий ход или темп – простое перемещение шашки;
• Ударный ход – удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника; поддача – преднамеренная постановка шашки на удар;
• Дебют – первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Учебно-тематический план.
№ п/п Дата Тема Цель
1. 3.10.17 Мониторинг Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки
2. 10.10.17
3. 17.10.17 «Волшебная доска» Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами
4. 24.10.17 Терминология Познакомить детей с понятиями «фигура», «доска», «ход», «бой»
5.
31.10.17 «По местам» Учить расставлять шашки на игровом поле
6.
7.11.17 Шашечный ход Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций
7.
14.11.17 Терминология Познакомить с понятиями «противоположные стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»; развитие интеллектуальных способностей
8. 21.11.17
9. 28.11.17 Д/и «Расставь на доске» Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек
10.
5.12.17 Д/и «Прогуляйся по улице», «Поднимитесь на лифте», «Ракеты» Ознакомление с правилами игры, развитие внимания
11. 12.12.17 Д/и «Письма по адресам» Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»
12. 19.12.17 Игра Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций
13.
26.12.17
14. 9.01.18 Дамка Продолжить учить игре «шашки»; познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание
15.
10.01.18 Игра с соперником Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику
16. 11.01.18 Игра с соперником Развитие и совершенствование мыслительных операций
17. 12.01.18 Интеллектуальная разминка Совершенствование знаний правил игры в шашки; развивать мышление
18. 16.01.18 В царстве смекалки Закрепить знания о правилах игры; развивать логическое мышление
19. 23.01.18 Игра с соперником Развитие и совершенствование мыслительных операций
20. 30.01. 18 Индивидуальные и подгрупповые занятия Знакомство с правилами игры: ничья в шашках; учить анализировать сыгранные партии;
21. 6.02.18
22.
13.02.18 Соревнования по шашкам Учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; развивать интерес к игре
23. 20.02.18 «Поддавки» Учить играм в «поддавки», показ и объяснение ходов игры
24.
27.02.18 «Поддавки» Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей
25.
6.03.18 Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Решение шашечных задач Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику
26.
13.03.18
27.
20.03.18 Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки»; развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим
28. 27.03.18 Игры между соперниками Развитие и совершенствование мыслительных операций
29. 3.04.18 Р/и «Игры со спичками», А. Т. Улицкий Формировать умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания
30. 10.04.18 «Уголки» Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей
31. 17.04.18 «Уголки» Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание
32. 24.04.18 Игра между соперниками Развитие и совершенствование мыслительных операций
33. 8.05.18 Соревнование по шашкам 1 тур Учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость
34. 15.05.18 Соревнование по шашкам 2 тур Развитие и совершенствование мыслительных операций
35. 22.05.18 Мониторинг Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки
36.
29.05.18 Игра в «шашки» с родителями Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе
Список литературы:
1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
2. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
3. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.
4. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ д: Феникс, 2010. – 137 с.
6. Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.
7. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2012
8. Погрибной В. К. Шашки для детей. – Изд. 4-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2013.
9. Интернет ресурсы.