Марина Эриковна Изотова
Программа кружка «Страна оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для работы
с детьми в подготовительной группе детского сада.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Мне самой нравиться работать с бумагой, создавать различные поделки из бумаги. Поэтому я выбрала для детей самый доступный и уникальный способ работы с бумагой. По опросам родителей (анкетирование) стало понятно, что они тоже заинтересованы, чтобы их дети занимались у меня в кружке и овладели навыками работы с бумагой.
Публикация «Программа кружка „Страна оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность: Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Новизна кружка : Изучая ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружка, выявлено, что работа ведё тся в узком направлении: либо это НОД по рисованию, либо по ручному труду,наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо НОД – оригами. Программа “ Страна оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель программы : создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы :
Научить:
1. Формировать умения следовать устным инструкциям;
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Обучать различным приемам работы с бумагой.
5. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
6. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
7. Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивать:
1. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
2. Развивать пространственное воображение.
3. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
4. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
5. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывать:
1. Воспитывать интерес к искусству оригами.
2. Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы программы :
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы работы по программе «Страна оригами» :
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
Организационно-методическое обеспечение программ
Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 1 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность НОД 25 – 30 минут.
Год обучения Количество НОД Количество детей в группе
В месяц В год
Подготовительная 2 18 10
Режим работы кружка «Страна оригами»
Вторник: 16: 00-16:30
Перспективный план:
Дата проведения Тема Задачи
Сентябрь Давайте поиграем Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры, заинтересовать работой с бумагой,5 с-7
Бабочка Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. 5 с-8
Октябрь Лягушка Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера. 5 с-9
Отгадай загадку Учить изготавливать птицу в технике оригами. 5 с-9
Ноябрь Заяц Учить изготавливать зайца в технике оригами. 5 с-10
Лиса Учить изготавливать фигуру лисы. 5с-11
Декабрь Забавные зверушки: мышка. Учить детей делать маску мышки для театрального уголка. 5, с-11
Забавные зверушки: зайчик. Учить мастерить маску зайца. 5 с-23
Январь Забавные зверушки: медведь. Учить мастерить маску медведя. 5 с-24
Забавные зверушки: лиса. Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. 5 с-25
Февраль Забавные зверушки: волк. Помогать, каждому ребенку добиваться желаемого результата. 5 с-24
колобок Учить мастерить маску колобка. 5 с-15
Март Рыбка Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки. 5 с-17
Воздушный змей Научить мастерить воздушного змея пооперационной карте. 5 с-11
Апрель Волшебное превращение стрелы познакомить детей с новой базовой формой «стрела». 5,с-14
Коробочка Познакомить с новым способом складывание бумаги. 5, с-14
Май Вертушка для малышей Научить пользоваться обозначенными линиями разреза на заготовке. 5,с-91
Моя любимая игрушка Закрепить умения детей в технике оригами. 5 ,с-93
Ожидаемый результат:
Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;
Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять поделки своими руками;
Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги) ;
Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности;
Целевые ориентиры на этапе
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Работа с родителями.
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «оригами?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Мастер-класс для родителей, который проводит воспитатель.
Формы подведения итогов:
- диагностика умений, навыков работы с бумагой;
- выставки детских работ (тематические, авторские)
- участие детей в городских конкурсах;
Диагностика
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я. Д.