петр третьяков
Программа кружковой деятельности «Шашки»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
Программа предназначена для шашечного кружка в детском саду и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга детей, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Публикация «Программа кружковой деятельности „Шашки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
В процессе занятий шашками дети получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, усидчивости. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке,
Программа занятий по шашкам предусматривает знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны детям не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы
В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Организационно-методические указания.
Обучение рассчитано на подготовку шашистов из числа ребят, уже знакомых с основными правилами шашечной игры, а также новичков.
При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных детей, подтягивая к ним остальных.
Идея программы
Использование игры в шашки для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.
Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70% своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах, затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение основам шашечной игры;
- Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, усидчивости, трудолюбия, коллективизма;
- Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- Развитие стремления детей к самостоятельности;
- Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
Играя ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Участники: воспитанники старших групп и родители (законные представители).
Ожидаемые результаты:
- Знание теории и практики шашечной игры.
- Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.
- Овладение элементарными навыками игры в шашки.
Этапы кружковой работы :
I этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2021г.)
- Консультация «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей);
- Подготовка группы к работе с детьми в шашечном кружке
- Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный - кружок;
- Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований;
- Совместно с детьми и родителями (законными представителями) изготовление шашечных игр;
- Проведение отборочных туров (декабрь-февраль);
- Участие детей старшего возраста во внутри садовской зимней спартакиаде по шашкам (апрель);
-Участие детей в городских, районных и региональных конкурсах и мероприятиях.
II этап. Обобщающий этап.
- Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»;
- Фоторепортажи с мероприятий.
Тематический план кружковой работы
№ Кружковые занятия сроки ответственный
1 Занятие. Простые комбинации сентябрь Руководитель кружка
2 Практическое закрепление материала
3 Занятие. Делаем наилучшие ходы. октябрь
4 Практическое закрепление материала
5 Занятие. Комбинационные приемы ноябрь
6 Практическое закрепление материала
7 Занятие. Достижение выгодной оппозиции декабрь
8 Практическое закрепление материала
9 Занятие. Использование дополнительного темпа январь
10 Практическое закрепление материала
11 Занятие. Размен. февраль
12 Практическое закрепление материала
13 Подготовка к соревнованиям
14 Занятие. Треугольник Петрова. Март
15 Практическое закрепление материала
16 Занятие. «Шлагбаум». Апрель
17 Эффективность и красота комбинаций
18 Практическое закрепление материала
19 Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры май Руководитель кружка, воспитатели, родители
Используемая литература
1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. – М. : Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
2. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Ленинздат, 1969. – 128 с.
3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
4. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.
6. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
7. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.
8. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
9. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.
11. Погрибной В. К. Шашки – Шашки для детей,2010.
12. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
13. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
14. Сидлин А. М. Первые уроки шашечной игры. – М. : Физкультура и туризм, 1937.
15. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. Шашаки для детей. – М. : Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137с.