Екатерина Архипова
Программа кружка по тестопластике для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«МАСТЕРИЛКИ»
Программа кружка по тестопластике для детей 6-7 лет
Программа составлена педагогом высшей категории
Архиповой Е. Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Публикация «Программа кружка по тестопластике для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Актуальность.
Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Цели программы кружка :
-Развитие познавательных способностей ребенка;
-Развитие творческих способностей и художественного вкуса;
-Создание условий, необходимых для психологического комфорта;
-Помощь детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации.
Задачи программы
1) образовательные:
1. овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов
2. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
3. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста
4. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
1. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате выполнения своих работ
2. активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
5. развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
1. воспитание ответственности при выполнении работ
2. соблюдение правил техники безопасности
3. стремление к поиску, самостоятельности
4. понимание необходимости качественного выполнения образа
5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером
Принципы:
Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы детей. Соблюдая права ребенка.
Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
Не мешать ребенку творить.
Организация учебного процесса:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут во второй половине дня.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приё мы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми
движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание,
сплющивание, прищипывание.
Ожидаемые результаты к концу года:
1. скатывание прямыми движениями;
2. скатывание круговыми движениями;
3. расплющивание;
4. соединение в виде кольца;
5. защипывание края формы;
6. лепка из нескольких частей;
7. пропорции;
8. оттягивание части от основной формы;
9. сглаживание поверхности формы;
10. присоединение части;
11. прижимание;
12. примазывание;
13. вдавливание для получения полой формы;
14. использование стеки.
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая
культура» развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Здоровье» воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и
результатов продуктивной деятельности, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
«Познание» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение
кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование
элементарных математических представлений
«Социализация» формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств,
чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского
взаимодействия «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области
«Музыка» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
«Труд» формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах
продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду,
труду других людей и его результатам
«Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания области,
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных
видах продуктивной деятельности
Средняя группа. Перспективный план кружка «Мастерилки»
Месяц
Тема занятия
Цель занятия
Сентябрь
1
«Вот так тесто!» Познакомить детей с тестом, научить разминать пальцами и ладонями обеих рук, развивать мелкую моторику.
2 «Путешествие в круглую страну» Знакомить с формой шара,учить движению-скатыванию округлых форм, учить смешивать краску для проведения тонких линий.
3 «Солнышко» Закреплять умение определять формы круг и шар, находить различия, учить формообразующему движению-скатывание жгутика, развивать мелкую моторику.
4 «Колобок» Учить скатывать шар.
Октябрь
1
«Фрукты»
Вызвать интерес к лепке фруктов. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали известных форм фруктов понятно для окружающих.
2 рассматривание картинок с изображением овощей, фруктов; лепка овощей
раскрашивание
Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, приучать к умению доводить начатое дело до конца.
3
«Улитка» Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.
4 раскрашивание изделия Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.
Ноябрь
1
«Мышка»
учить передавать в лепке сказочные образы; учить детей применять умения лепить овальную форму при изображении предметов и животных; закреплять умение передавать характер формы
2 раскрашивание
3 «Мухомор»
лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка, развивать композиционные умения, при расположение мухомора на полянке
4 раскрашивание
Декабрь
1 «В лесу родилась елочка» учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы
2 украшение елочки Учить красиво украшать готовую форму. фантазировать.
3 «Новогодние игрушки»
учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы, лепка звездочки и ёлочных шаров из соленого теста.
4 Раскрашивание игрушек Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.
Январь
1 «Гусеничка» Побуждать к творческой активности, самостоятельности в моделировании гусенички: характерных особенностей ее движения (изгиб, настроения.
2 Раскрашивание гусенички красками Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения.
3 «Гроздь винограда»
Закрепить навыки лепки шара (раскатывание круговыми движениями рук); объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно.
4 Раскрашивание изделия Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей.
Февраль
1 «Валентинка»
вырабатывать навыки скатывания капелек различной формы, учить формировать сердечки из скатанных капелек, вызывать интерес к вылепленным изделиям, радость от работы
2 Раскрашивание изделия Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки.
3
«Подарок папе»
лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строение и способе передвижения самолета, развивать любовь к близким.
4 Раскрашивание изделия Учить украшать готовое изделие, проявлять фантазию, воображение.
Март
1 «Цветы для мамы»
вырабатывать умение на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, вырабатывать у детей умение заполнять круглый формат, закомпановав на нем цветок.
2 Раскрашивание изделия Учить детей подбирать самостоятельно краски для закрашивания поделки, получать удовольствие от сделанного своими руками.
3 «Яйцо» развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу.
4 Раскрашивание изделия, украшение Учить подбирать различные материалы для украшения, предлагать свои варианты, учиться работать аккуратно.
Апрель
1 «Рыбка» Продолжать освоение лепки (рельефной) : создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать комбинаторские способности.
2 Раскрашивание изделия, украшение Учиться передавать цвет, проявлять фантазию в исполнении задуманного.
3 «Грустный клоун»
вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать ее необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки); учить передавать настроение средствами лепки.
4 «Веселый клоун»
вырабатывать умение скатывать капельку и расплющивать необходимого размера, учить располагать мелкие детали (глаза, нос, рот, украшение шапки); учить передавать настроение средствами лепки.
Май
1 «Цыпленок»
развивать у детей эстетическое восприятие; вырабатываем умения работы всеми способами лепки изученными на предыдущих занятиях
2 Раскрашивание изделия, украшение Учить аккуратно закрашивать готовую форму, проявляя творчество и выдумку.
3 «Тарелка с фруктами». упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета
4 Раскрашивание изделия, украшение Учить подбирать сочетания красок. Пользоваться палитрой.
ЛИТЕРАТУРА
1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.
4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
6. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.
7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просве
щение», 1985 -140 с.
10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.
11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.