Марина Ушакова
Программа кружка по квиллингу для подготовительной группы «Волшебный завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля.
Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей, очень важны для их художественного развития, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Публикация «Программа кружка по квиллингу для подготовительной группы „Волшебный завиток“» размещена в разделах
- Аппликация в технике квиллинг
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный завиток ” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Цель программы : создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг.
Задачи программы :
Образовательные
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методические приемы
1. Информационно-рецептивный (направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминание дошкольниками готовой информации).
2. Репродуктивный (направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже знаком).
3. Эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам творческой деятельности).
4. Исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
Формы организации работы с детьми
- комбинированная
- групповая
- индивидуальная
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь :
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу;
- картон белый и цветной;
- клей;
- зубочистка;
- бумажные полоски шириной 3-7 мм;
- ножницы;
- карандаши простые;
- линейка;
- кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- доска;
- плакаты;
- образцы объектов труда;
- инструкционные карточки.
Тематика занятий строится с учетом возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе "Волшебный завиток”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Программа “ Волшебный завиток” рассчитана на 1 год. Продолжительность занятия составляет 30-40 мин.
Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе
В месяц в год
1 4 34 15
Учебный план
месяц тема цель оборудование
октябрь Беседа о квиллинге
познакомить детей с историей возникновения техники - квиллинг;
рассказать о правилах техники безопасности при выполнении работы;
воспитывать интерес к искусству квиллинга.
«Осеннее дерево» (коллективная работа) учить детей накручивать полоску цветной бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.
жёлтая и оранжевая бумага, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
«Дождь» (коллективная работа) продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
5 полосок голубой и синей бумаги для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Ноябрь «Кленовый лист». продолжать учить скручивать свободные роллы,
делать форму «капелька»,
учить детей выбирать необходимый цвет бумаги и уметь сочетать его с другими цветами;
формировать умение наклеивать готовые детали на основу.
Полоски желтой, оранжевой и красной бумаги для квиллинга, клей кисточки, зубочистки, ножницы, трафареты кленовых листов
Ноябрь «Яблонька» продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
листок белой бумаги с силуэтом дерева (половина листа А4, зелёная и коричневая бумага, клей, кисточка, зубочистка, 10-12 красных или жёлтых полосок для квиллинга (для яблочек).
«Мухомор» Учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Продолжать учить детей скручивать форму «свободная спираль» Трафареты ножки, шляпки, листок белой бумаги, полоска зеленой бумаги, клей, кисточка, зубочистка, простой карандаш, белые полоски для квиллинга.
«Виноград» продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать форму «свободная спираль» трафарет листа винограда, бумага зелёного цвета, круг белого цвета диаметром 15 см, полоски фиолетового цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Декабрь «Ветка рябины» продолжать учить детей скручивать форму «свободная спираль» лист белой бумаги (половинка А4) с изображением ветки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, полоски красной бумаги для квиллинга (рябинки).
«Снеговик». продолжать учить скручивать тугой ролл, заданного размера;
учить складывать детали так, чтобы получалась фигура, дополнять фигуру деталями, создавая образ. Трафарет снежинки, полоски белой, коричневой, красной и оранжевой бумаги для квиллинга.
«Снежинка»
продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Закреплять выполнение форм «капелька» и «свободная спираль». трафарет круга, полоски, голубого цвета и полоски белого цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Декабрь «Украсим ёлочку» продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать форму «свободная спираль» трафарет ёлочки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, разноцветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка
Январь «Ёлочка» продолжать учить детей скручивать форму «капелька». лист голубого картона 15 на 20 см, полоски зелёной бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
«Снегирь» Учить детей выполнять форму треугольник (для клюва). Продолжать учить детей скручивать «капельку». лист бумаги с нарисованным снегирём без клюва и хвоста, чёрные полоски бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
«Зимнее дерево»
(Коллективная работа) С помощью изученных форм сделать разные цветы (по желанию). Учить составлять композицию из форм. Продолжать учить работать в коллективе.
цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей, кисточка, синяя, голябая, белая бумага для квиллинга, зубочистка и разнообразные украшения для картины: бусины, полубусины, различные по форме и цвету пайетки, стразы.
Февраль «Снежинки» (коллективная работа) продолжать учить детей выполнять формы «капелька», «треугольник» ватман с нарисованными снеговыми тучами, полосок голубой бумаги для квиллинга, клей, кисточка.
«Сердечко»
продолжать учить делать «капельку» из роллов, уметь располагать детали на шаблоне, создавая рисунок. Шаблон сердца, клей, кисточка, зубочистка, красные полосок для квиллинга
Февраль открытка к празднику 23 февраля продолжать учить скручивать форму свободная спираль,
«капелька». Учить детей новым формам
«лодочка» и «изогнутый треугольник» цветные полоски двух цветов (зеленого и красного цвета,
клей,кисточка,белая бумага (картон или ватман) формата А3;
- зубочистка;
- линейка;
- ножницы.
«Цветы для украшения торта» продолжать учить детей выполнять «капелька» и «разреженный круг», наклеивать цветы на готовую форму. кусочки торта из картона, 7 полосок розовой, 1 полоска жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка
Март «Подарок маме» С помощью изученных форм сделать открытку маме Цветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, белая бумага для открытки
«Мимоза» продолжать учить выполнять форму «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка, жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 зелёные полоски для листиков, ножницы, клей, кисточка, зубочистка.
«Солнышко»
Продолжать учить детей выполнять форму «треугольник» и «свободная спираль» из трёх полосок. лист голубого картона 15х20 см, 12 полосок бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
«Долька апельсина»
продолжать учить детей выполнять форму «треугольник».
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (полукруг). оранжевые, белые полоски бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистки.
Апрель «Космос» продолжать учить скручивать ролы необходимого диаметра, составлять композицию;
приучать аккуратно, выполнять работу Цветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Апрель «Пасхальное яйцо» научить детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, придумывать формы роллов;
развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мышцы кистей рук, мелкую моторику, творческую активность.
Цветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
«Ландыши для мамы» учить детей делать новую форму квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «свободная спираль».
ромб голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5 белых полосок для квиллинга (цветочки, 3-4 зелёных (листики, клей, кисточка, зубочистка.
«Насекомые»
научить детей применять формы роллов для изготовления насекомых и животных;
развивать умение анализировать планировать, создавать конструкцию по образцу. Цветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
Май «Животные» Развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук,
прививать любовь к собственным работам, научить ребенка быть самокритичным к работе. Цветная бумага для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
«Цветочные фантазии» Закрепить умение детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.
овал, цветные полоски для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий 2003»,2007 г.
2. Хана Линд. Бумажная мозаика. - М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4. О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книг «Карапуз», 2009 г.
5. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С. -Петербург 1998 г.
6. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
7. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000г.
8. https://stranamasterov.ru/.