ольга бруня
Программа кружка оригами «Волшебная бумага»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43»
ПРОГРАММА
КРУЖКА ОРИГАМИ
«Волшебная бумага»
Воспитатель:
Бруня О. Ю.
Славгород
2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Список детей.
3. Перспективное планирование работы кружка.
4. Литература.
5. Приложение.
Оригами – это сказка.
Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир.
Оригами – это фокус.
Публикация «Программа кружка оригами „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т. п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.
Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
•Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий,
наполняемость групп)
• Программа «Волшебная бумага» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст, с 5 до 6 лет).
• Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с15 сентября по15 май, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно каждому году обучения. Занятия проводятся во вторую половину дня по средам.
Методы, используемые на занятиях кружка :
- беседа, рассказ, сказка;
- рассматривание иллюстраций;
- показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
– познакомятся с искусством оригами;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Список детей посещающих кружок
1. Аюбова Оля
2. Гросс Федор
3. Гебель Александра
4. Репенек Ева
5. Подсадняя Лиза
6. Ладная Катя
7. Алещенко Даниил
8. Сухаревичь Маргарита
9. Михайлов Матвей
10. Исаев Дима
Перспективное планирование работы кружка «Волшебная бумага» в старшей группе
Сентябрь
Неделя 1. Теоретическое занятие «Знакомство с оригами» (история направления, виды).
Неделя 2. Знакомство с понятием «базовые формы» и их применение в технике оригами.
Октябрь
Неделя 3. Практическое занятие. Изготовление базовой формы «квадрат» и изделий на ее основе.
Неделя 4. Знакомство с условными обозначения в оригами.
Неделя 5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек).
Неделя 6. Практическое занятие «Стилизованный цветок». Работа с базовой формой «Треугольник».
Ноябрь
Неделя 7. Практическое занятие «Лисёнок». Изучение разметки сгибанием. Знакомство с понятие о графических изображениях, их назначением. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.
Неделя 8. Практическое занятие «Шапочка». Знакомство с приёмами чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.
Неделя 9. Практическое занятие «Стаканчик». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).
Неделя 10. Практическое занятие «Листик». Создание композиции «Листочки в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.
Неделя 11. Практическое занятие «Собачка». Ознакомление с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.
Декабрь
Неделя 12. Практическое занятие «Медвежонок». Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
Неделя 13. Практическое занятие «Снежинка. Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.
Неделя 14. Создание композиции «Елочка». Заготовка изделий и составление панно.
Январь
Неделя15. Зайка. (Теория и практика.) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Неделя 16. Практическое занятие «Снегурочка». Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.
Неделя 17. Создание композиции «Домик». Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Февраль
Неделя 18. Лягушка. (Теория и практика.) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Неделя 19. Практическое занятие «Рыбка». Выбор базовой формы. Беседа о рыбах живущих в водоёмах нашей местности. Декоративное оформление изделия.
Неделя 20 Практическое занятие «Котик». Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Неделя 21. Практическое занятие «Лодочка». Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение работ узорами на выбор.
Март
Неделя 22. Создание работы «Сердечко». На основе базовых форм путем сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.
Неделя 23. Создание композиции «Тюльпан», подготовка ее к выставке.
Неделя 24. Изготовление открытки «Букет ромашек» путем складывания цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Неделя 25. Создание композиции «Рыбка 2» путем складывания на основе изученных базовых форм. Оформление композиций.
Апрель
Неделя 26. Практическое занятие «Самолет» путем складывания на основе изученных базовых форм. Оформление композиций.
Неделя 27. Практическое занятие «Парусный кораблик». Работа с базовыми формами и техникой сгибания меньших сторон прямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных декорирующих частей, характерных для изделия.
Неделя 28. Практическое занятие «Бабочка». Складывание фигур по диагонали путем захвата маленького треугольника без использования базовых форм.
Неделя 29. Практическое занятие «Ветерок». Складывание фигур по диагонали путем захвата маленького треугольника без использования базовых форм.
Май
Неделя 30. Оформление выставки моделей, изготовленных в течение года.
Литература
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.
2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л. А.
3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С. В.
4. «Волшебная бумага» Чернова Н. Н.
5. «Оригами для дошкольников» Соколова С. В.
6. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
7. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
8. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
9. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
10. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
11. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998