Наталья Уваева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТАРОКУПАВИНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
142450, Московская область, Богородский городской округ, г. Старая Купавна,
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ___
от «___»___2023г. «Утверждено»
Директор
МБОУ ЦО «Старокупавинский лицей»
___ /Г. А. Чармусова /
Приказ № ___ от «___»___2023г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Возраст воспитанников: 3-4 года
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Волшебные краски“» размещена в разделах
Срок реализации: 1 год
Составитель: Уваева Н. А.
г. Старая Купавна
2023-2024 учебный год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски» построена на основе программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, использованы пособия «Увлекательное рисование методом тычка» К. К. Утробиной, «рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой, «Рисование с детьми дошкольного возраста» под ред. Р. Г. Казаковой.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные краски» составлена на основе законов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
– Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
– Распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Устава МБОУ ЦО «Старокупавинский лицей» утвержден приказом отдела по управлению образованием администрации Богородского г. о. Московской обл. № 514 от 31.08.2021 года
- Основной программы дошкольного образования МБОУ ЦО «Старокупавинский лицей» (утверждена приказом директора № 183/3 П. от 29.08.2023).
- Программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Данная программа направлена на нетрадиционные художественные техники изобразительной деятельности, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы :
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи программы :
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Направления программы :
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
• «Ознакомление с окружающим». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
• «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
• «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
• «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
1.3. Новизна программы :
Новизной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность программы «Волшебные краски» заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования,проведенные психологами, показали, чтобольшая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделки.
Данная программа направлена на нетрадиционные художественные техники изобразительной деятельности, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕУЛЬТАТЫ:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
- научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
- сформируется художественный вкус и чувство гармонии
- сформируются навыки самостоятельности.
Сроки реализации дополнительной образовательной общеразвивающей
Программы, формы и режим занятий:
Программа рассчитана на детей 3-4лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Кружок посещают дети второй младшей группы.
Форма проведения занятий: один раз в неделю во вторую половину дня. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Принципы построения содержания подготовки к обучению: – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; – систематичность и последовательность; – наглядность; – разнообразие игровых и творческих заданий.
Форма и методы обучения Форма реализации учебно-познавательного процесса – занятие. Продолжительность занятия – 10-15 минут. Форма работы: групповая. Состав группы – от 3 до 15 человек.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на 1 (один) год, с октября по май. Для воспитанников второй младшей групп. Каждое занятие – 15-20 минут, 1 раз в неделю, 31 – занятие в год. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно разных видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной. Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения. 2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Наименование раздела
Количество часов
Теория Практика Всего
1 Пальчиковая живопись, Рисование ладошкой 13 13 13
2 Оттиск смятой бумагой, поролоном, печатанье 5 5 5
3 Рисование ватными палочками 2 2
4 Другие техники 13 13 13
Итого 33 33 33
2.3. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п Тема занятия Задачи
1 Дождик и грибок Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности.
2 Мухомор Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции.
3 Осеннее дерево Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение.
4 Ветка рябины Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции.
5 Компоты и варенье в баночках Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования посредствам поролона.
6 Ежик Совершенствовать умение в данной технике.
Развивать чувство ритма, композиции.
7 Колобок катится по дорожке Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.
8 Наряды для наших кукол Учить детей создавать ритмические композиции.
Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе.
9 Красивые салфетки Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые).
10 «Моя любимая чашка» Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья.
11 «Дерево зимой» Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем нанесения крупы на рисунок.
12 Елочка-красавица Учить рисовать пальчиками. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;
13 «Новогодние игрушки» Учить детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности.
14 Зимний лес Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.
15 Вьюга Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего).
16 Снеговик Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.
17 Плюшевый медвежонок Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
18 Веселая птичка Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый.
19 «Дымковская игрушка» Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
20 Нарисуй и укрась вазу для цветов Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции.
21 Веселые осьминожки (коллективная работа). Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
22 Веточка мимозы Упражнять в технике рисования ватными палочками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый, форме (круглый, величине (маленький, количестве (много).
23 Бусы для куклы Кати. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.
24 Лошадка Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лошадки.
25 Ваза с фруктами Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.
26 Солнышко (коллективная работа). Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
27 Жар- птица Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.
28 Закат Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию.
29 Рыбки плавают в аквариуме Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера.
30 Носит одуванчик желтый сарафанчик. Упражнять в техник трубочками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
31 «Радуга-дуга» Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения.
32 Рисование по желанию Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами
33 Итоговая выставка детских работ Воспитывать интерес к рисованию.
2.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п Тема занятия ПЛАН ФАКТ
1 Дождик и грибок 03.10.2023
2 Мухомор 10.10.2023
3 Осеннее дерево 17.10.2023
4 Ветка рябины 24.10.2023
5 Компоты и варенье в баночках 31.10.2023
6 Ежик 07.11.2023
7 Колобок катится по дорожке 14.11.2023
8 Наряды для наших кукол 21.11.2023
9 Красивые салфетки 05.12.2023
10 «Моя любимая чашка» 12.12.2023
11 «Дерево зимой» 19.12.2023
12 Елочка-красавица 26.12.2023
13 «Новогодние игрушки» 09.01.2024
14 Зимний лес 16.01.2024
15 Вьюга 23.01.2024
16 Снеговик 30.01.2024
17 Плюшевый медвежонок 06.02.2024
18 Веселая птичка 13.02.2024
19 «Дымковская игрушка» 20.02.2024
20 Нарисуй и укрась вазу для цветов 27.02.2024
21 Веселые осьминожки (коллективная работа). 05.03.2024
22 Веточка мимозы 12.03.2024
23 Бусы для куклы Кати. 19.03.2024
24 Лошадка 26.03.2024
25 Ваза с фруктами 02.04.2024
26 Солнышко (коллективная работа). 09.04.2024
27 Жар- птица 16.04.2024
28 Закат 23.04.2024
29 Рыбки плавают в аквариуме 30.04.2024
30 Носит одуванчик желтый сарафанчик. 07.05.2024
31 «Радуга-дуга» 14.05.2024
32 Рисование по желанию 24.05.2024
33 Итоговая выставка детских работ 31.05.2024 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Методическое обеспечение:
1. Учебно-методический комплект: Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду;
2. Наглядные пособия;
3. Мультимедийные презентации;
Условия реализации программы :
Компьютер, проектор, магнитная доска.
3.2. Учебно-методический комплект:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. –
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткое описание приемов нетрадиционного рисования, используемых в процессе обучения дошкольников:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
( Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу).
- рисование по мокрой бумаге ( материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань. Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной тканью, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка, как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.)
- рисование путем разбрызгивание краски ( средства выразительности: точка, фактура.) Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)
- рисование ватной палочкой (тычок) ( средства выразительности: фактурность окраски, цвет). Материалы: ватная палочка или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)
- рисование ладошками ( средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт). Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)