Юлия Степанова
Программа кружка логопедической ритмики «Раз ладошка — два ладошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка логопедической ритмики
. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Публикация «Программа кружка логопедической ритмики „Раз ладошка — два ладошка“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Логоритмическое занятие - является сочетанием пения, движения и речи. Следовательно, такое занятие позволяет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 2 раз в неделю, и находится в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Новизна программы логоритмики состоит в том, что в данном дошкольном образовательном учреждении такие занятия еще не проводились. Логоритмические занятия помогут коррекционному процессу пройти более успешно, в том случае, если эти занятия посещают дети логопедических групп детского сада.
Подготовительная часть длится 3-4 минуты. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 12-14 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-3 минуты. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Программа разработана в соответствии
с нормативными правовыми документами:
•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
•Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
•Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
•Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Задачи:
•оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
•внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы;
•разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия;
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы построения программы :
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. НОД по логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход НОД здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
В основу программы положены ведущие подходы:
Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
1.4 Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш, изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т. д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка, но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации вза-имодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания вы-ражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накоп-ленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт об-щения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
•сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
•сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
•сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
•сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
•способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
•способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
•способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
•способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
•положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
•улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
•воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;
•воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2.2. Комплексно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год.
Месяц Неделя Тема
Октябрь 1 неделя
«Осенняя красота природы»
1 занятие: Осеннее настроение
2 занятие:Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах
Октябрь 2 неделя
«Осенняя ярмарка» ( сад-огород: овощи, фрукты, ягоды)
1 занятие:Фрукты. Труд взрослых в садах
2 занятие:«Спор овощей»
Октябрь 3 неделя
«Лес» (деревья, кустарники, грибы, ягоды
1 занятие:Насекомые и пауки
2 занятие:В гостях у
Лесовичка
Октябрь 4 неделя
«природа окружает транспорт повсюду» (ПДД. и экологическое воспитание)
1 занятие:Перелетные птицы. Водоплавающие птицы
2 занятие:Паровозик из Ромашкова
Ноябрь 1 неделя
"Дикие и домашние животные" 1 занятие: Дикие животные наших лесов
2 занятие:Домашние животные
Ноябрь 2 неделя
«Посуда. Наша пища в лесу.
1 занятие:Ягоды и грибы. Лес осенью.
2 занятие:Федорино горе
Ноябрь 3 неделя
«Все профессии равны, все профессии важны»
1 занятие: Кем быть?
2 занятие: Марья -искусница
Ноябрь 4 неделя
«Путешествие к бабушке в деревню в теплой одежде Бабушкины домашние животные и их детеныши»
1 занятие:Одежда, обувь, головные уборы
2 занятие:У бабушки в деревне
Декабрь 1 неделя
"Зима. Зимние забавы " 1 занятие:В мире животных
2 занятие:Снеговик принес письмо
Декабрь 2 неделя
"Предметы домашнего быта"
1 занятие:Мебель
2 занятие:Посуда
Декабрь 3 неделя
«Зимующие и перелетные птицы»
1 занятие:Зима. Зимующие птицы
2 занятие:Приключение вороны
Декабрь 4 неделя
"Новогодний праздник"
1 занятие:Новогодний праздник
2 занятие: Зимняя сказка
Январь 2 неделя
"Профессии" 1 занятие: Профессии
2 занятие: Транспорт
Январь 3 неделя
"Труд" 1 занятие: Орудия труда. Инструменты.
2 занятие: Труд на селе зимой
Январь 4 неделя
«В доме моем» 1 занятие: В доме моем
2 занятие:Новоселье
Февраль 1 неделя
"Путешествие с любимой игрушкой" 1 занятие: Мой край родной
2 занятие: Игрушки
Февраль 2 неделя
"Путешествие по жарким странам" 1 занятие: Путешествие по Африке
2 занятие: Животные жарких стран
Февраль 3 неделя
«День защитника Отечества»
1 занятие: Я хочу пилотом стать
2 занятие:День защитника Отечества
Февраль 4 неделя
"Комнатные растения и аквариумные рыбки" 1 занятие: Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов.
2 занятие:Комнатные растения
Март 1 неделя
«О мамах родных и самых важных»
1 занятие: Ранняя весна. Мамин праздник
2 занятие:Как зайчонок маму искал?
Март 2 неделя
«Весеннее пробуждение»
1 занятие: О чем плачет сосулька
2 занятие:Путешествие в
Сказку
Март 3 неделя
"Наша родина" 1 занятие: Москва – столица России
2 занятие: Наша Родина – Россия
Март 4 неделя
«Хлеб в семье голова» 1 занятие: Откуда хлеб пришел
2 занятие: Петушок и его семья
Апрель 1 неделя
"Путешествие в сказку" 1 занятие: Мы читаем. С. Я. Маршак
2 занятие: Муха-Цокотуха
Апрель 2 неделя
«Космическое путешествие» 1 занятие: Космическое путешествие
2 занятие:Полет в космос
Апрель 3 неделя
"Необыкновенное путешествие" 1 занятие: Путешествие в страну цветов
2 занятие: Путешествие в подводное царство
Апрель 4 неделя
"Знакомство с творчеством А. Л. Барто и С. В. Михалкова" 1 занятие: Мы читаем. А. Л. Барто
2 занятие: Мы читаем. С. В. Михалкова
Май 2 неделя
"Цветы, весна и слава великой победе" 1 занятие: Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной. Насекомые весной.
2 занятие:На парад идут солдаты
Май 3 неделя
«Скоро в школу» 1 занятие: Школа. Школьные принадлежности
2 занятие:Приключения Буратино
Май 4 неделя
«Весне скажем до свиданья, лету красному привет»
1 занятие: Мы читаем. А. С. Пушкин.
2 занятие: В гостях у лета
Формы работы с родителями:
•Посещение родителями открытых занятий – в начале, в середине и в конце года.
•Оформление информационных стендов для родителей, подготовка материалов для заучивания текстов дома.
Взаимодействие с семьями воспитанников способствует повышению эффективности коррекционной работы. Из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, становятся более компетентными в вопросах развития детей дошкольного возраста.
•Данная программа создана на основе программы Н. В. Нищевой «Логопедическая ритмика». В разработтаной программе также использованы упражнения из следующих источников:
- Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»
•- Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми»
•- Касицина М. А. «Коррекционная ритмика»
- Е. Железнова «Веселая логоритмика»
•Конспекты еженедельных логоритмических занятий