Екатерина Степаненко
Программа кружка «Калейдоскоп здоровья».
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края Директор государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Н. В. Морозова С. Н. Фидиева
«___» ___ 2016 г. «___» ___2016 г.
Публикация «Программа кружка „Калейдоскоп здоровья“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних
«Калейдоскоп здоровья»
Разработчик: воспитатель Е. Е. Ищенко
ст. Попутная
2016
Пояснительная записка.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В. А. Сухомлинский
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Неудовлетворительные социально-бытовые условия проживания несовершеннолетних, антисанитария, негативный пример образа жизни родителей приводят к тому, что у большинства наших воспитанников не сформированы санитарные и культурно-гигиенические навыки. Дети неопрятны, не умеют следить за своим внешним видом, чистотой тела и одежды, не имеют представления о личной гигиене. Процент детей, куривших табак, пробовавших алкогольные напитки довольно высок (приблизительно 50%, некоторые имеют стойкую зависимость от табака, реже – от алкоголя.
Поэтому актуальным стало разработка программы кружка «Калейдоскоп здоровья», которая продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья, как взрослого, так и детского населения нашей страны. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Эта программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Она ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда образ жизни становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия.
Цель: формирование представление детей о здоровом образе жизни и его влиянии на сохранение здоровья ребёнка, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с основными составляющими здорового образа жизни;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- формировать убеждение о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека;
- формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
Развивающие:
- развивать внимание, память, расширять кругозор;
- развивать умение работать в группе;
- развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Методика и технология реализации:
В программу входят следующие разделы:
- Вводное занятие (1 час).
- Основные составляющие здорового образа жизни (5 часов).
- Пристрастия, уносящие жизнь (4 часа).
- Со здоровым дружен спорт (3 часа).
Требования к функциональным характеристикам программы :
использование как традиционных форм работы: беседы, практические занятия, викторины, игры, спортивные соревнования, так и новых актуальных форм обучения: круглые столы, мини-конференции, презентации слайдов и видеороликов.
Режим занятий: выходные дни, каникулярное время во второй половине дня, продолжительность занятий 40-45 минут.
Участники программы : несовершеннолетние в возрасте 7-12 лет.
Форма организации деятельности детей: групповая.
Ожидаемый результат:
Ценностное отношение воспитанников к собственному здоровью. Умение применять полученные знания в жизни. Устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. Негативное отношение к вредным привычкам.
Форма контроля результатов: выставка рисунков, итоги спортивных соревнований, фотоотчёт.
Материальное обеспечение:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) : овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, зубные щетки, и др. ;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
- спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли);
- оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций (компьютер, DVD, телевизор, проектор).
Календарно-тематический план
№п/п Название разделов и тем Количество часов
Раздел/
тема Дата проведения Всего Теория Практические
занятия
13 8 5
1. Правила техники безопасности. Сегодня быть здоровым модно и престижно. 1 1
Основные составляющие здорового образа жизни. 5 4 1
2. Как прожить долго здоровым и молодым. 1 1
3. Соблюдай режим дня. 1 1
4. Здоровый сон. 1 1
5. Витаминная страна. 1 1
6. Секреты закаливания. 1 1
Пристрастия, уносящие жизнь. 4 2 2
7. О вредных привычках в шутку и всерьез. 1 1
8. «Нет» курению и пьянству. 1 1
9. Зловещая тень над миром (о СПИДе) 1 1
10. Школа здорового образа жизни. 1 1
Со здоровым дружен спорт. 3 1 2
11. Олимпийские игры. Лучшие спортсмены нашей страны. 1 1
12. Спорт – это жизнь, это радость, здоровье. 1 1
13. Спортивный калейдоскоп. 1 1
Содержание программы.
Вводное занятие.
1. Знакомство с правилами техники безопасности.
Создание образа здорового человека. Личная гигиена. Режим дня. Правильное питание. Положительные и отрицательные стороны всемирной паутины для человека. Зрение. Вредные привычки и здоровье. Знакомство с памяткой «Здоровье своё ты всегда береги, без вредных привычек по жизни иди!».
2. Как прожить долго здоровым и молодым.
Тестирование «Твое здоровье». Понятие «здоровье». Понятие здорового образа жизни. Основные аспекты здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни. Понятие «стресс». О пагубном влиянии вредных привычек на организм человека, игра-конкурс, основные положения кодекса здоровья.
3. Соблюдай режим дня.
Понятие «режим дня», чтение и обсуждение стихотворения «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой. Обсуждение режима дня в учреждении. Чтение и обсуждение стихотворения «Не спать» С. Михалкова. Польза сна для человека. Игра «Плохо-хорошо». Польза режима дня для здоровья человека.
4. Здоровый сон.
Путешествие в Королевство сна (презентация слайдов). Знакомство с секретами засыпания. Основные правила, которые человек должен соблюдать перед сном, игра «Можно-нельзя».
5. Витаминная страна.
Знакомство с понятием «витамины», содержание витаминов во фруктах и овощах. О пользе витаминов для организма человека.
6. Секреты закаливания.
Действие природных факторов оздоровления. Формы закаливания. Блиц-опрос. История закаливания. Знакомство с правилами закаливания.
7. О вредных привычках и в шутку и всерьез.
Вредные привычки. О вреде курения. «Баллада о шарике, который приобрёл вредную привычку курить». О вреде алкоголизма. Басня «Заяц во хмелю». О вреде наркотиков. Исполнение частушек. Вред азартных и компьютерных игр.
8. «Нет» курению и пьянству.
Пагубное влияние на организм человека никотина и алкоголя на конкретных примерах. Влияние вредных привычек на детский организм.
9. Зловещая тень над миром (о СПИДе).
История распространения болезни в мире. Профилактика болезни. Пути передачи вируса иммунодефицита. Правила поведения общества с ВИЧ-инфицированными людьми и людьми, больными СПИДом. Игра «Между огнями».
10. Школа здорового образа жизни.
Брейн-ринг. Здоровый образ жизни. Профилактика правонарушений. Вредные привычки. Этикет. Мы знаем все.
11. Олимпийские игры. Лучшие спортсмены нашей страны.
История возникновения Олимпийских игр. Современные Олимпийские игры. Олимпийский символ. Олимпийский девиз. Олимпийская эмблема. Олимпийский флаг. Клятва спортсменов. Талисман Олимпийских игр. Паралимпийские игры. Лучшие спортсмены нашей страны.
12. Спорт это жизнь, это радость, здоровье.
Спортивные соревнования. Подвижные игры.
13. Спортивный калейдоскоп.
Викторина: «Прочти народное изречение», «Уроки физкультуры», «Спортивная викторина», «Спортивная тренировка», «Правила не только знаю, но еще их соблюдаю», «Посмотри и угадай», «В гости к Мойдодыру», загадки.
Используемая литература
1. Антропова, М. В., Кузнецова, Л. М. Режим дня школьника. М. : изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н. В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья : 1-5 классы. – М. : ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М. : ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5. Захаров. А. Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6. Карасева, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.