Алена Чеботарева
Программа кружка «Грамотейка» 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Грамотейка» для детей 5 - 6 лет
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.
Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование».
Количество занятий: 1 занятие в неделю.
Длительность занятия 30 минут.
Публикация «Программа кружка „Грамотейка“ 5–6 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
• развитию речи и подготовке к обучению грамоты
• введению в художественную литературу
• ознакомлению с окружающим миром
• введению в математику.
Цель программы : В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
• подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
• составлению из слогов слов, из слов – предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
• зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
• пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
• слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
• сенсомоторные координации,
• точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Задачи программы : обучение дошкольников элементам грамоты
• Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
• Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.
Формы работы: Работа проводится с подгруппой детей с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
• звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
• буква, её образ и графическое написание
• составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
• составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
• Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты.
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
• умение ориентироваться в содержании этого общения,
• выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
• о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
• о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
• о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребё нком планирующей и регулирующей функций речи:
• наличие у него представления о модели и процессе моделирования
• способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
Основной материал изучения: звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы:
1. Подготовительный:
• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
• интонационное выделение заданного звука в слове
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
• определение места звука / буквы в слове
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
• гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
• чтение слогов с изученными звуками и буквами
• составление и чтение слов из знакомых букв
• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения, переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
• графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/ глухости:
• звуковой (фонетический) анализ слова
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
• переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
• переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматический строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Принципы создания программы :
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- адаптированность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность материала;
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности;
5. Дифференциация;
- учет возрастных особенностей.
В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системе Д. Б. Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.
Развивающая среда в группе:
Магнитная азбука; Дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы». Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц (№) Занятия, тема
Сентябрь Диагностика речевого развития
(1.) Тема: Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн. квад., место звука в слове (нач., сер., конец) место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. (2.) Тема: Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.
Октябрь
(1.) Тема: Звуки буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. (2.) Тема: Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.
(3.) Тема: Звук и буква Э : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). (4.) Тема: Чтение слогов АУ, УА, Закрепление пройденного матер.
печатание слогов.
Ноябрь
(1.) Тема: Слово, сравнение слов по звучанию, протяжённость слов (длинные и короткие).
Игра “Назови вкусные слова” (фишки).
Игра “Слова - друзья” (с мячом) “Звуковые часы” (2.) Тема: Сравнение слов по звуковому составу, находить одинаковые и разные звуки в словах, умение подбирать слова с заданным звуком.
Игра “Живые звуки”
Сравнение слов “дом” и “дым”
Игра “Назови слова”
(3.) Тема: Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, печатание буквы. (4.) Тема: Звук и буква М: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр., место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.
Декабрь (1.) Тема: Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов (2.) Тема: Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения
(3.) Тема: Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. (4.) Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я, мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр., сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.
Январь (1.) Тема: Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков, деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА, ударный слог и ударный гласный в слове (2.) Тема: Знакомство с предложением «МАМА МЫЛА РАМУ», чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.
Февраль (3.) Тема : Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН, соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю, сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) (4.) Тема: Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА, сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).
(1.) Тема - Буква Ё : место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА, сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). (2.) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).
(3.) Тема:Закрепление пройденного материала Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А, фонетический разбор слова (ОРЛЫ, чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). (4.) Тема : Звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,
Март (1.) Тема: Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв Д и Т (2.) Тема: Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф. изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ
(3.) Тема:Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА, соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). (4.) Тема: Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ, составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)
Апрель
(1.) Тема : Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но). (2.) Тема: Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ, письмо букв Ж и Ш.
(3.) Тема: Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но, чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ. (4.) Тема : Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ, составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ, чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц
Май (1.) Тема: Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ, письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА, чтение стих-я (2.) Тема: Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ, изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ, чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ, письмо буквы Ь
(3.) Тема: Твё рдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ, изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й (4.) Повторение и закрепление пройденного материала
Диагностика речевого развития
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребё нок к концу года должен:
• проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
• ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
• понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
• записывать слова, предложения печатными буквами;
• разгадывать ребусы, кроссворды;
• читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
• ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
• рисовать предметы в тетради в линейку.
Литература:
1. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
2. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
3. Жукова Н. С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
4. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках» : Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
5. Колесникова Е. В. От А доЯ (рабочая тетрадь для детей 5-6 лет). – М. : «Ювента»,2014г.