тарлыкова Вера
Программа кружка по совершенствованию речевого развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
От того как ребёнку будет открыта звуковая
действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит
не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение
языка - грамматики и связанной с ней орфографии.
Д. Б. Эльконин
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Впервые для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей. Именно в возрасте 4 лет, у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте.
Публикация «Программа кружка по совершенствованию речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность
Дошкольный возраст – важный период в развитии каждого ребенка. В настоящее время наблюдается рост числа детей 3-7 лет с различными речевыми нарушениями. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения, успешно осваивать школьную программу и учиться строить отношения с окружающим миром. Поэтому вопрос раннего выявления речевых расстройств и их своевременная коррекции на сегодняшний день является очень актуальными.
Направленность – социально – педагогическая
Адресат: Программа кружка рассчитана на детей 4-5 лет.
Срок усвоения – 1 год
Форма обучения: подгрупповая, очная
Режим занятий: 1 раз в неделю: понедельник, время - 16.00, продолжительность - 20 минут.
Цель кружка : создание благоприятных условий для совершенствования речевого развития детей среднего возраста
Задачи:
1. Развивать моторику артикуляционного аппарата. 2. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. 4. Развивать мелкую моторику рук. 5. Формировать направленную воздушную струю 6. Развивать звуковую культуру речи детей. 7. Развивать грамматический строй речи. 8. Воспитывать культуру речевого общения
Ожидаемые результаты:
1. Развита артикуляционная и мелкая моторика. 2. Ребенок слышит и различает интонационно выделенный звук в словах. 3. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук изолированно и в словах. 4. Развита лексико - грамматическая сторона речи 5. Ребенок умеет рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы.
Календарно – тематическое планирование
Дата Тема Задачи
сентябрь Тема: «Фрукты»
1. Мелкая моторика «Добрый друг»
2. Артикуляционная гимнастика «Сказка про Веселого язычка»
3. Дыхательная гимнастика «Вей, ветерок»
4. Л-г сторона речи «Фрукты» (Кныш, стр. 4-5) Развивать мелкую моторику. Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение согласовывать числительное с существительным.
Тема: «Фрукты»
1. Мелкая моторика «Добрый друг»
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» (заборчик)
3. Дыхательная гимнастика «Вей, ветерок»
4. Звук и буква А
5. Л-г сторона речи «Фрукты» (Кныш, стр. 6-7) Развивать мелкую моторику. Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение к существительным подбирать прилагательные.
Тема «Овощи»
1. Мелкая моторика. «Засолка капусты»
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка»
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звук и буква У
5. Л-г сторона речи «Овощи» (Кныш, стр. 7-8) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков – вытягивать и широко улыбнуться, обнажая сомкнутые губы. Развивать умение к существительным подбирать прилагательные, сочетать числительные с существительным. Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Тема «Овощи»
1. Мелкая моторика. «Засолка капусты»
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка-Трубочка» (чередование)
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звук и буква И
5. Л-г сторона речи «Овощи» (Кныш, стр. 9-10) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение к существительным подбирать прилагательные. Развивать умение описать предмет, пользуясь по схеме
Октябрь Тема «Осень»
1. Мелкая моторика «Корни»
2. Артикуляционная гимнастика «Широкие воротики»
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звуки и буквы А, У, И.
5. Л-Г сторона речи «Осень» (Кныш, стр. 10-11) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков – вытягивать и широко улыбнуться, обнажая сомкнутые губы. Развивать словарь антонимами.
Тема «Осень»
1. Мелкая моторика «Птички-невелички»
2. Артикуляционная гимнастика «Толстячок», «Худышка»
3. Дыхательная гимнастика «Пузыри»
4. Звук и буква Ы
5. Л-Г сторона речи «Осень» (Кныш, стр. 10-11) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение к существительным подбирать прилагательные. Развивать умение использовать предлоги над, под. Развивать внимательность.
Тема «Грибы»
1. Мелкая моторика «За грибами»
2. Артикуляционная гимнастика «Толстячок», «Худышка»
3. Дыхательная гимнастика «Фокус»
4. Звуки и буквы И, Ы
5. Л-Г сторона речи «Грибы» (Кныш, стр. 13-14) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение формировать уменьшительно – ласкательные существительные. Развивать умение использовать предлоги под, из-под. Развивать внимательность.
Тема «Грибы»
1. Мелкая моторика «За грибами»
2. Артикуляционная гимнастика «Толстячок», «Худышка», «Широкие воротики»
3. Дыхательная гимнастика «Фокус»
4. Звук и буква О
5. Л-Г сторона речи «Грибы» (Кныш, стр. 13-14) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение составлять рассказ по схеме. Развивать словообразование. Развивать внимательность.
Ноябрь Тема «Перелетные птицы»
1. Мелкая моторика «Лесной лекарь»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Улыбка»
3. Дыхательная гимнастика «Пузырь»
4. Звуки и буквы О, У
5. Л-Г сторона речи «Перелетные птицы» (Кныш, стр. 17-18) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение использовать предлоги от, до. Развивать словообразование. Развивать внимательность.
Тема «Перелетные птицы»
1. Мелкая моторика «Птица пеликан».
2. Артикуляционная гимнастика «Змея», «Трубочка»
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звук и буква Э
5. Л-Г сторона речи «Перелетные птицы» (Кныш, стр. 19) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение к существительным подбирать прилагательные. Развивать умение описывать предмет по схеме. Развивать внимательность.
Тема «Наше тело»
1. Мелкая моторика «По воду»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата, «Змея» (чередование)
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звук и буква Н
5. Л-Г сторона речи «Наше тело» (Кныш, стр. 20-21)
Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Развивать умение к глаголам синонимы. Развивать умение правильно использовать предлоги. Развивать внимательность.
Тема «Наше тело»
1. Мелкая моторика «Большая стирка»
2. Артикуляционная гимнастика «Блинчик», «Лопата», «Трубочка»
3. Дыхательная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
4. Звук и буква П
5. Л-Г сторона речи «Наше тело» (Кныш, стр. 22)
Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умение соотносить глагол к существительным.
Декабрь Тема «Одежда»
1. Мелкая моторика «Приглашение»
2. Артикуляционная гимнастика «Блинчик», «Месим тесто»
3. Дыхательная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
4. Звук и буква Б
5. Л-Г сторона речи «Одежда» (Кныш, стр. 23-24) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умение подбирать к существительным прилагательные, использовать предлоги, называть части одежды.
Тема «Обувь»
1. Мелкая моторика «В домике»
2. Артикуляционная гимнастика «Блинчик», «Месим тесто», «Варенье»
3. Дыхательная гимнастика «Снежинка»
4. Звуки и буквы П, Б
5. Л-Г сторона речи «Обувь» (Кныш, стр. 26-27) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умение преобразовывать существительные в прилагательные. Развивать умение составлять рассказ по опорным словам.
Тема «Зимующие птицы»
1. Мелкая моторика «Белка и ворона»
2. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Качели»
3. Дыхательная гимнастика «Снежинка»
4. Звук и буква К
5. Л-Г сторона речи «Зимующие птицы» (Кныш, стр. 41-42) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать уменьшительно – ласкательные существительные. Развивать умение использовать предлог К.
Тема «Зимующие птицы»
1. Мелкая моторика «Белка и ворона»
2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Парус»
3. Дыхательная гимнастика «Снежинка»
4. Звук и буква Г
5. Л-Г сторона речи «Зимующие птицы» (Кныш, стр. 43) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать умение описывать предмет по схеме. Развивать умение отвечать на вопрос ЧЕЙ.
Январь Тема «Зима»
1. Мелкая моторика «Прогулка»
2. Артикуляционная гимнастика «Горка», «Маленькие качели»
3. Дых. гимнастика «Снежинка»
4. Звук и буква Г
5. Л-Г сторона речи «Зима» (Кныш, стр. 38-40) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать притяжательные прилагательные. Развивать умение использовать предлог НАД, ПОД.
Тема «Новый год»
1. Мелкая моторика «Елка»
2. Артикуляционная гимнастика «Горка», «Зубочистка»
3. Дыхательная гимнастика «Фокус»
4. Звук и буква Г, К
5. Л-Г сторона речи «Зима» (Кныш, стр. 44-45) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать умение подбирать признаки действие. Развивать умение использовать предлог МЕЖДУ.
Тема «Новый год»
1. Мелкая моторика «Елка»
2. Артикуляционная гимнастика «Маленькие и большие качели», «Окно»
3. Дыхательная гимнастика «Фокус»
4. Звук и буква Х
5. Л-Г сторона речи «Зима» (Кныш, стр. 44-45) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать умение подбирать признаки действие. Развивать умение описывать предмет по схеме.
Февраль Тема «Дикие животные»
1. Мелкая моторика «Лесные встречи»
2. Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Лопата», «Чашка»
3. Дыхательная гимнастика «Фокус»
4. Звук и буква К, Х
5. Л-Г сторона речи «Зима» (Кныш, стр. 44-45) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать умение подбирать признаки действие.
Тема «23 Февраля»
1. Мелкая моторика «Капитан»
2. Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Лопата», «Чашка»
3. Дыхательная гимнастика Снежинка
4. Звук и буква Т
5. Л-Г сторона речи «23 февраля» (Кныш, стр. 21-22) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю. Развивать умение подбирать к существительным прилагательные. Развивать умение использовать предлог НАД, ПОД.
Тема «Домашние животные»
1. Мелкая моторика «Два упрямца»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Чашка», «Грибок»
3. Дыхательная гимнастика Снежинка
4. Звук и буква Т, Д
5. Л-Г сторона речи «Домашние животные» (Кныш, стр. 51-52) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю. Развивать умение подбирать к существительным прилагательные. Закрепить название детенышей.
Тема «Домашние животные»
1. Мелкая моторика «Бык у забора»
2. Артикуляционная гимнастика «Качели», «Чашка», «Грибок»
3. Дыхательная гимнастика «Пузырь»
4. Звук и буква В
5. Л-Г сторона речи «Домашние животные» (Кныш, стр. 53-54) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю. Развивать умение подбирать уменьшительно-ласкательные существительные.
Март Тема «Весна»
1. Мелкая моторика «Весна-красна»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Грибок», «Лошадка»
3. Дыхательная гимнастика «Пузырь»
4. Звук и буква Ф
5. Л-Г сторона речи «Весна» (Кныш, стр. 53-54) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю. Развивать умение подбирать числительные много – один, активизировать антонимы.
Тема «8 Марта»
1. Мелкая моторика «Аленький цветочек»
2. Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Грибок», «Лошадка»
3. Дыхательная гимнастика «Пузырь»
4. Звуки и буквы Ф, В
5. Л-Г сторона речи «8 Марта» (Кныш, стр. 28-30) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умение преобразовывать существительные в прилагательные. Развивать умение составлять рассказ по опорным словам.
Тема «Профессии»
1. Мелкая моторика «Волшебник»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Парус», «Маляр»
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звуки и буквы С
5. Л-Г сторона речи «Профессии» (Кныш, стр. 31-32) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать словарь женскими профессиями, называть один – много
Тема «Профессии»
1. Мелкая моторика «Волшебник»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Парус», «Маляр»
3. Дыхательная гимнастика «Подуем на лист»
4. Звуки и буквы З
5. Л-Г сторона речи «Профессии» (Кныш, стр. 33-34) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать навыки составления рассказа по картинкам.
Апрель Тема «Транспорт»
1. Мелкая моторика «Капитан»
2. Артикуляционная гимнастика «Горка», «Сердитая кошка»
3. Дыхательная гимнастика «Пузырь»
4. Звуки и буквы З, С
5. Л-Г сторона речи «Транспорт» (Кныш, стр. 38-39) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать навыки составления словосочетания, подбирать прилагательные к существительным.
Тема «Город»
1. Мелкая моторика «Кто где живет»
2. Артикуляционная гимнастика «Парус», «Лошадка», «Лопата»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Ц
5. Л-Г сторона речи «Город» (Кныш, стр. 35-36) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать навыки составления словосочетания, подбирать признак к существительным, называть много – один.
Тема «Деревья»
1. Мелкая моторика «У сосны»
2. Артикуляционная гимнастика «Варенье», «Змея», «Качели»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Ц, С
5. Л-Г сторона речи «Деревья» (Кныш, стр. 41-42) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умения отвечать на вопросы полным ответом, активизировать словарь антонимами.
Тема «Деревья»
1. Мелкая моторика «У сосны»
2. Артикуляционная гимнастика «Чьи зубы чище», «Автомат»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Ш
5. Л-Г сторона речи «Деревья» (Кныш, стр. 43-44) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умения отвечать на вопросы полным ответом. Развивать умение соотносить количество с числительным.
Май Тема «Цветы»
1. Мелкая моторика «Аленький цветочек» «Пчелка с челкой»
2. Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Парус», «Лошадка»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Л
5. Л-Г сторона речи «Цветы» (Кныш, стр. 44-46) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умение преобразовывать существительные в прилагательные. Развивать умение составлять рассказ по опорным словам.
Тема «Ягоды»
1. Мелкая моторика «По ягоды»
2. Артикуляционная гимнастика «Забор – трубочка», «Окно», «Парус», «Барабан»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Р
5. Л-Г сторона речи «Ягоды» (Кныш, стр. 47-49) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Развивать умения отвечать на вопросы полным ответом, активизировать словарь антонимами.
Тема «Насекомые»
1. Мелкая моторика «Пчелка с челкой»
2. Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок», «Лошадка», «Барабан»
3. Дыхательная гимнастика «Вей ветерок»
4. Звук и буква Р, Л
5. Л-Г сторона речи «Насекомые» (Кныш, стр. 51-53) Развивать мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат к произношению звуков. Формировать направленную воздушную струю Формировать умение подбирать признаки действие.
Материалы и оборудование:
Компьютер, телевизор,
дидактические игры по тематике лексико-грамматической стороны речи,
цветные карандаши,
индивидуальные зеркала,
пособия для дыхательной гимнастики,
материал для развития мелкой моторики : фасоль, Су-джок, шнуровка, прищепки.
Литература
1. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова. – М. : Эксмо: ОЛИСС, 2011- 192 с :ил.
2. Кныш В. А., Пилат И. И. Развиваем речь ирая : тематические занятия для
дошкольников. -Минск: Аверсэв, 2009 - 188 с.
3. Жукова Н. С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю» /
Н. С. Жукова; ил. А. Разуваева. - М. :Эксмо, 2010.-726. :ил
4. Лозбякова М. И. Учимся правильно и ч тко говорить: Пособие для логопедов,
воспитателей, родителей. -М. ; Вентана-Графф, 2003 -304с.
5. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для
воспитателей ДОУ. :М. : ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы