Папки-передвижки

Программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы с ОВЗ (по зрению)

Наталья Петрова
Программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы с ОВЗ (по зрению)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение:

детский сад комбинированного вида №99

Рабочая программа

Учителя- дефектолога для детей с нарушениями зрения 6-7 лет

на 2019-2020 учебный год

Подготовила : Учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Петрова Н. В.

Содержание рабочей программы :

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели, задачи реализации рабочей программы

1.3 Характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, слабовидение)

Публикация «Программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы с ОВЗ (по зрению)» размещена в разделах

1.4 Планируемые результаты освоения рабочей программ

2. Содержательный раздел программы.

2.1 Диагностическая работа

2.2Коррекционно-развивающая работа

Литература.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа разработана для детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение) возрастная группа 6-7 лет (четвертый год обучения).

Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014) и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л. И. Плаксиной (2003г).

1.2 Цели, задачи реализации рабочей программы Цель

Программа способствует повышению эффективности коррекционной работы в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация программы осуществляется в соответствии с требованием ФГОС ДО по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) на специальную (коррекционную) помощь, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, охрану и укрепление физического и психического здоровья, преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Целью программы является, формирование у детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение, 6-7 лет специальных приемов и способов деятельности, обеспечивающих максимально эффективную ориентировку ребенка в окружающем мире и способствующих социализации детей данной категории, освоению детьми с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение) основной общеобразовательной и коррекционной программы.

Задачи

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:

• изучить актуальное состояние развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, уровень сформированности представлений о мире у дошкольников первого года обучения с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение);

• обучать специальным способам деятельности в познании окружающей действительности;

• развивать зрительное восприятие;

• формировать навыки ориентировки в пространстве; • развивать социально-бытовую ориентировку;

• развивать осязание и мелкую моторику;

• обеспечить педагогов рекомендациями по оказанию коррекционной помощи детям в познавательной, бытовой, игровой деятельности;

• повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании ребенка 6-7 лет с нарушениями зрения.

. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка (А. Д. Гонеев).

1.3 Детям с нарушениями зрения в возрасте 6-7 лет характерны следующие проявления.

Запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом

Ребенок учится обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Учится описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения. Продолжает учиться правильно, называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы. (Л. И. Плаксина).

В процессе знакомства с явлениями общественной жизни обогащать знания о предметах, их существенных признаках, учить группировать, обобщать по этим признакам предметы (продукты, мебель, инструменты, понимать значение обобщающих слов. Знакомиться с предметами быта, техники и учится ими пользоваться. Имеет представление о правилах безопасного использования бытовой техники. (Л. И. Плаксина).

У ребенка формируется представление о человеческом облике: мимике, жестах, походке, осанке, голосе, речи, проявлении эмоций. Ребенок учится формам общения вербального и невербального характера. Понимает положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, внимательность, заботливость, дисциплинированность и другие проявления. Ребенок 6-7 лет учится правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, использует сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться. (Л. И. Плаксина).

Сформированность основных сенсорных эталонов, сформированность пространственных представлений, ориентировка во времени у детей с нарушением зрения.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). Ребенок знакомится с планом, схемой, маршрутом, картой. Учится «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз, самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ребенок учится элементарным представлениям о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учится пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Сформированность представлений о явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения.

У детей с нарушением зрения снижена зрительно-различительная и сравнительная способность, что приводит к отсутствию позитивного интереса к окружающей жизни, предметному миру.

В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

Овладение навыками самообслуживания, овладение элементарной культурой поведения детей с нарушением зрения.

К 6—7 годам ребёнок владеет культурой самообслуживания в той степени, в которой позволяет его зрительный дефект: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно.

В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п.

Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах, причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

Развитие трудовой деятельности у детей с нарушением зрения.

Навыки и умения в трудовой деятельность у детей с нарушением зрения значительно отстают в развитии, у детей снижен интерес к контролю и анализу своих действий, оценке результатов выполненной работой.

В 6-7 лет у детей с нарушением зрения формируется представление о содержании труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и их значении. (Л. И. Плаксина). Ребенок имеет представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках; добывают уголь, создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду. Ребенок приобщается к помощи взрослых в детском саду и дома, помогает больным детям, старикам. Включается в работу взрослых, учится уважать результаты труда. (Л. И. Плаксина).

Интерес к продуктивной деятельности детей с нарушением зрения.

В продуктивной деятельности у детей со зрительной патологией проявляются недостаточные технические умения вызванные нарушением точности движений из-за снижения остроты центрального зрения и отсутствия бинокулярного видения. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные

картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный). В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

Эмоциональное развитие (чувства и эмоции, отношение к окружающим, сверстникам детей с нарушением зрения.

У слабовидящих детей отмечается своеобразие эмоционально-волевой сферы. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. У некоторых слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушения работоспособности, что может проявляться в снижении выполнения объема задания, появлении ошибок. Для детей с нарушениями зрения важное значение имеет воспитание воли, умения сознательно управлять своим настроением и поведением. Волевое поведение детей с глубокими нарушениями зрения требует воспитания моральных качеств и целенаправленных действий по преодолению трудностей, обусловленных слепотой и слабовидением. В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям (Добрый человек — это такой, который, всем помогает, защищает слабых) и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова экономный и отрицательную слова жадный. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Планируемые результаты освоения коррекционно-образовательной программы

В итоге коррекционной работы дети 4 года обучения (6-7 лет) должны уметь:

1) Коррекция зрительного восприятия

Цвет: различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый) отличать тёмные и светлые тона. ; соотносить по цвету и оттенку основные цвета (выбрать из 5-8, среди которых 3-4 близких по цвету); соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов (до 7–9 объектов, группировать по цвету (выбрать из 5-7 цветов). Сериация по насыщенности: уметь отличить до 9 оттенков основных цветов. Уметь находить предметы определенного цвета в окружающем мире.

Форма: различать и называть форму геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, элипсоид, параллелепипед- кирпич, брусок). Соотносить эталоны формы и формы предметного изображения (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар, цилиндр, элипсоид, параллелепипед). Уметь отличать схожие формы: круги – овалы; прямоугольники – квадраты. Соотносить форму плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д). Уметь использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная формы).

Величина. Словесное обозначение параметров величины (понимание, называние) : большой – маленький, высокий – длинный, широкий – низкий, толстый – тонкий; высота, длина, ширина, толщина; выше – ниже, длиннее -короче, шире – уже, толще – тоньше.). Соотносить 2-3 разных объекта, одинаковые по длине, высоте, ширине или толщине, расположенные в реальном пространстве. Сериация по величине (до 10 величин с минимальным разностным порогом, в порядке убывания и возрастания). Уметь анализировать образец из геометрических форм из 8-9 деталей. Составлять целое из частей предметного изображения (8 частей, развез по вертикали и диагонали).

Уметь сличать контурные и силуэтные изображение.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Диагностическая работа тифлопедагога включает в себя следующие виды: 1. изучение медицинской документации и протоколов ПМПК;

2. наблюдение за ребенком;

3. тифлопедагогическое обследование;

4. мониторинг результатов коррекционного обучения.

Перед началом диагностики тифлопедагог знакомится с заключениями ПМПК, офтальмологическими диагнозами и состоянием зрительных функций каждого ребенка, что является важным фактором для определения условий коррекционно-развивающей работы с детьми.

На начало учебного года в группу №9 «Колокольчик» зачислено 16 человек.

Офтальмологические диагнозы и состояние зрительных функции Таб. 1

Основной диагностический инструментарий.

1. «Диагностическая методика тифлопедагогического обследования дошкольников с нарушениями зрения» [Осипова, Л. Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения : Методическое пособие Л. Б. Осипова. – Челябинск, 2005]

Критерии оценивания уровня образованности детей дошкольного возраста.

Оптимальный уровень – ребенок успешно осваивает содержание образования, активен в процессе занятий и совместных видов деятельности. Полученные знания системны. Самостоятелен в применении знакомых действий (наклеить, вырезать, полить, накрыть на стол). Усваивает классификацию предметов, умеет использовать навык классификации в новых условиях. На основе ранее полученных знаний простраивает связи и отношения между предметами и явлениями. Умеет делать выводы и заключения.

Достаточный уровень – ребенок хорошо усваивает содержание образования, но не все полученные знания системны, имеются небольшие проблемы в системе знаний. При помощи взрослого применяет ранее полученные знания на практике, в новой ситуации. Затрудняется сделать вывод и заключение, путается в классификации предметов.

Критический уровень – ребенок затрудняется в освоении содержания образования, даже при помощи взрослого путается в классификации предметов и явлений, не может самостоятельно делать выводы и заключения. Пассивен в освоении знаний.

Недопустимый уровень – ребенок не справляется с освоением содержания образования. Сведения о предметах и явлениях разрозненны, не системны. Ребенок пассивен в овладении знаниями. Даже при помощи взрослого не может применить ранее полученные знания в другой ситуации.

По результатам диагностики составляются следующие документы.

1. Карта тифлопедагогического обследования ребенка (приложение 1) Индивидуальная карта развития ребенка рассчитана на 4 года

посещения ребенком специального (коррекционного) образовательного учреждения. Предложенная форма заполнения карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течение всего его пребывания в ДОУ, проводить качественный анализ познавательных возможностей.

2. Основные направления индивидуальной коррекционной работы для каждого воспитанника с нарушениями зрения (приложение 1).

3. План индивидуальной коррекционной работы (приложение 1).

4. Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут (ИКОМ) (приложение 1).

5. Индивидуальная программа - в группе 1 ребенок занимающийся по индивидуальной программе Шевченко Вова (инвалид по зрению)

6. Распределение детей по подгруппам для коррекционных занятий.

7. Результаты диагностики детей на начало, середину и конец учебного года фиксируются в мониторинговом листе «Мониторинг освоения детьми содержания адаптированной образовательной программы ДОУ» (папка «Тифлопедагогический мониторинг»)

2.2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Коррекционно-развивающая работа осуществляется в соответствии с

Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД, совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей, а также предполагает привлечение родителей (законных представителей) к решению коррекционно-развивающих и реабилитационных задач.

Тифлопедагог реализует коррекционно-развивающую работу в рамках следующих образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие»; - «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»; - «Физическое развитие».

В рамках НОД и через блок совместной деятельности тифлопедагог проводит следующие занятия:

1. развитие зрительного восприятия, 2. ориентировка в пространстве,

3. социально-бытовая ориентировка;

4. развитие осязания и мелкой моторики (индивидуальное или как часть вышеперечисленных подгрупповых коррекционных занятий). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях «Социально-бытовая ориентировка».

Публикации по теме:

Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах со сложными диагнозами Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт своей работы. Тема моего выступления: 1 слайд Тема: «Организация индивидуальной.

Квест-игра на 23 февраля «Когда поют солдаты, спокойно дети спят» в коррекционной группе по зрениюКвест-игра на 23 февраля «Когда поют солдаты, спокойно дети спят» в коррекционной группе по зрению Цель: Более развернуто рассказать о празднике День Защитника Отечества. Задачи : 1. Познакомить детей с традициями праздника, посвященного.

Методическая разработка паспорта центра познавательного развития коррекционной работы с детьми Пояснительная записка 1. Возрастная группа воспитанников Дети старшего дошкольного возраста (с 5-7 лет) 2. Особенности детей, влияющие.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Основные направления коррекционной работы с детьми разного уровня здоровья .

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР» Карева Светлана Геннадьевна Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми с ЗПР».

Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только.

Консультация «Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения» Нарушения поведения у детей - это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя:.

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми Костикова Н. В., учитель-логопед МБДОУ № 83, г. Мурманск.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы с ОВЗ (по зрению)
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 08:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекционной работы с детьми подготовительной группы с ОВЗ (по зрению)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД