Надежда Лукьяненко
Система коррекционно-развивающих занятий «Наши волшебные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
2012-2013 учебный год в МБОУ «Нижнесортымская СОШ» ознаменовался открытием в школе ещё одного класса предшкольной подготовки. С детьми работают опытные педагоги, которые помогают детям осваивать азы обучения грамоте.
Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи: умение связно, грамматически правильно общаться, обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного обучения.
Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:
Публикация «Система коррекционно-развивающих занятий „Наши волшебные пальчики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха, звукового анализа слова и совершенствованием мелкой моторики руки;
2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».
Что же представляет рука ребенка к моменту поступления его в школу?
Усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В семь лет у ребенка (в мышцах) имеется сложно построенный двигательный аппарат. Однако, нервная регуляция движений ребенка еще не совершенна, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Поэтому, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе.
Пояснительная записка.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений, а также учеников первого класса. Потому что в первом классе, особенно в адаптационный период, идет работа по подготовке руки к письму и развитию мелкой моторики.
В системе предложенных занятий предпринята попытка представить такой принцип организации учебного процесса, который позволит логопеду на каждом фронтальном занятии решать как можно больше поставленных перед ними задач, используя и варьируя определенный объем материала, что в конечном итоге обеспечивает его многократную повторяемость и лучшее усвоение.
Эти занятия могут взять на вооружение также педагоги, работающие в классе предшкольной подготовки, воспитатели групп продленного дня, родители.
С учетом психоэмоциональных и двигательных особенностей детей данной категории в содержание занятий включены упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
В каждое занятие включаются задания на формирование психофизической сферы. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения.
Одним из направлений коррекционной работы с детьми-логопатами является песочная терапия. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психологическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Занятие «Путешествие по Песочной стране» способствует развитию тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки, учит детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это развивает речь, произвольное внимание и память. Но главное – дети получают первый опыт рефлексии (самоанализа, учатся понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Физминутка на занятиях является переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Психоневрологи советуют интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук». Для этого в систему занятий включены массаж и самомассаж руки.
Это выполняется на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на четыре для каждой руки, можно использовать также музыкальное сопровождение. Используется катание массажных мячиков, грецкого ореха, ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной стороне руки.
Самомассаж кистей и пальцев рук необходимо сочетать с пальчиковой гимнастикой.
Для этого используется «сухой бассейн». Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
Цель каждого из предложенных занятий – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального, кинестетического восприятия.
С целью развития тактильной памяти используются тактильные дощечки.
Тактильные дощечки вырезаются из толстого картона или фанеры. Изготавливается 10-15 дощечек размером 5 на 10 см. На одной стороне каждой дощечки нужно написать порядковый номер от 1 до 15. Все дощечки должны быть разными на ощупь. Для этого следует наклеить на каждую из них ткани и материалы разной фактуры. Для игры желательно использовать сначала от 1-3 дощечек, в зависимости от возраста.
Многие родители и педагоги отдают предпочтение «развивающим игрушкам», таким, как конструкторы, головоломки, мозаики. Однако, не стоит забывать и о других игрушках или предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Именно такой игрушкой стала обыкновенная прищепка. Играя с бельевыми прищепками, ребенок развивает мелкую моторику, занимается математикой, конструирует, фантазирует.
Детям очень нравится играть с пуговицами. В начале учебного года логопед дает объявление для родителей о том, чтобы принесли по десятку разноцветных пуговиц. И дети начинают играть. Маленьким детским пальчикам очень трудно взять и удержать пуговицу, а еще труднее выложить из пуговиц сказочный цветок, бабочку, дорожку, геометрические фигуры. При помощи пуговиц можно повторить геометрические фигуры, цвета, наградить детей, хорошо работавших на занятии.
Интересно играть также крышечками от пластиковых бутылок, которые можно положить в «Волшебный мешочек».
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду и дома, разовьют пальчики, заодно будет развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
На заключительной стадии каждого занятия подводятся итоги, определяется его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка. Обязательное условие – передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.
Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом. Главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что:
- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук;
- стимулируют речевое развитие;
- повышают работоспособность головного мозга;
- оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;
Поэтому возникла необходимость систематически использовать пальчиковые игры не только в детском саду, но и дома.
Организационное занятие «Здравствуй, Хрюша!»
Цель: развивать фонематический слух и восприятие. Учить слушать и слышать разные звуки. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Способствовать созданию у детей положительного психоэмоционального настроения. Развивать внимание, слухоречевую память.
Оборудование: кукла – игрушка Хрюша, звучащие игрушки: барабан, бубен, губная гармошка, марокасы, колокольчик. Ширма в виде домика.
Ход занятия
Оргмомент
1. Создание положительного психоэмоционального настроения.
Логопед звонит в колокольчик и собирает вокруг себя детей. В руках у логопеда кукла Хрюша, он здоровается со всеми.
2. Дети с логопедом выполняют упражнение «С добрым утром!»
- С добрым утром, глазки!
Дети поглаживают веки глаз.
-Вы проснулись?
«Смотрят» в бинокль.
- С добрым утором, ушки!
Поглаживают ушки.
.- Вы проснулись?
Прикладывают ладони к ушам.
- С добрым утром, ручки!
Поглаживают кисти рук.
- Вы проснулись?
Хлопают в ладоши.
- С добрым утром, ножки!
Поглаживают ножки.
- Вы проснулись?
Притопывают.
- С добрым утром, солнце!
Руки раскрываются навстречу солнцу.
- Мы проснулись!
Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.
3. Прохлопать ритм стихотворения с разным темпом, четко проговаривая слова:
Пода-ри-ли Хрюш-ке
Пряни-ки и суш-ки.
Ра-да Хрюшка:
- Хрю-хрю-хрю!
Вас, друзья, благодарю!
Основная часть.
1. Вдруг, неожиданно, Хрюша начинает «плакать».
Логопед:
- Что за крик, что за рев?
То не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Хрюша - ревушка.
Хрюша:
Никуда я не пойду,
Мне не нравится в этом саду.
Я хочу обратно,
Дома мне приятно.
Хочу домо-ой!
Логопед жалеет куклу, дети ему помогают. Хрюша знакомится с детьми.
Логопед:
Слышишь, Хрюша, не реви!
На тебе от сырости,
Плесень может вырасти!
Лучше,Хрюша, не реви,
Сказку с нами сотвори.
– Ребята, давайте покажем Хрюше театральное представление.
Физминутка «У Хрюши нос курносый».
Дети должны повторять движения за логопедом. Движения выполняются на усмотрение педагога.
А у Хрюши нос курносый
Вот такой, вот такой.
А у Хрюши хвост вертлявый
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши ножки
Вот такие, вот такие!
А у Хрюши живот
Вот, вот, вот.
Ходит Хрюша наш бочком,
Вот так, вот так!
И при этом говорит:
- Хрю – хрю – хрю!
2. - Хрюша нам принес игрушки, которые могут играть и шуметь.
Проводится игра на развитие фонематического восприятия «Угадай, какая игрушка звучала». Логопед за ширмой играет звучащими игрушками, а дети отгадывают, какая игрушка звучала.
3. – А сейчас развеселим нашего Хрюшу, пусть он послушает песенку.
Игра «Прячем ручки, ножки». Логопед поет песенку, а дети выполняют движения по показу логопеда.
Где же, где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки,
Вот, вот наши ручки,
Вот где наши ручки.
Пляшут, пляшут наши ручки
Пляшут, пляшут наши ручки
Пляшут наши ручки.
(Дети и педагог приседают).
Где же, где же наши ножки? 3 раза
(Встают).
Вот, вот наши ножки, 2 раза
Вот где наши ножки.
(Все пляшут).
Пляшут, пляшут наши ножки. 3 раза
(Закрывают глаза руками).
Где же, где же наши детки? 2 раза
(Покружились, встали).
Вот, вот наши детки, 2 раза
Вот где наши детки.
Пляшут, пляшут наши детки, 2 раза
Пляшут наши детки.
4. Логопед:
- Где же наши ручки? Покажите их.
Проводится пальчиковая игра «Рыбки, водоросли, камни».
- Ребята, вспомните, как летом на пруду красиво.
Рыбки плавают в пруду,
Не поймаешь ни одну.
Потому что рыбки очень осторожны и все время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки.
На слово «рыбка» совершаем плавные волнообразные движения ладонью. Сначала изобразим одну рыбку, затем двух, используя обе ладошки. Плавают рыбки в воде, прячутся среди водорослей. Водоросли – это водяные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой.
Поставьте ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
На слово «камни» - руки сожмите в кулаки и положите на стол.
5. Игра на развитие пальчиковой моторики «Пальчик о пальчик». Игра проводится при нарушении мелкой моторики руки и при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.
Цель игры: уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.
Дети смотрят на логопеда и под его песенку повторяют за логопедом движения:
- Пальчик о пальчик тук да тук,
Дети соединяют большой палец с остальными. Повторить два раза.
- Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлопают в ладоши.
Ножками топай, топай, топай.
Повторить два раза.
-Спрятались, спрятались, спрятались.
Закрыть лицо руками.
- Пальчик о пальчик тук да тук!
Открыть лицо. Выполнять соответствующие движения пальчиками по показу логопеда.
6. Выкладывание фигурок из палочек «Рыбка», «Лодка».
Логопед читает стихотворение:
Рыбка плавает в воде,
Плещется, играет.
Дети выкладывают фигурку рыбки из палочек по образцу.
Логопед читает стихотворение:
Лодка у берега речки стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.
Дети выкладывают фигурку лодки по образцу.
Подведение итогов. Хрюша благодарит детей. Приглашает их на следующее занятие.