Мария Соусканова
«Логоград». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи коррекционного обучения.
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
Публикация «„Логоград“, Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Содержание программы
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:
- степенью выраженности дефекта;
- возрастом ребенка;
- соматическим состоянием ребенка;
- особенностями психики;
- особенностями эмоционально-волевой сферы;
- влиянием микросоциального окружения;
- сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;
- возможностью использования комплексного воздействия.
Организация логопедического воздействия предусматривает планомерность, поэтапность и целенаправленность.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом.
На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.
На индивидуальных занятиях ведется работа над формированием правильного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или замене их другими звуками.
Искажение звука – это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке.
Отсутствие звука – выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце.
Замена звука – когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.
План работы по формированию правильного звукопроизношения
I этап – подготовительный:
А) развитие слухового внимания;
Б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык).
II этап – формирование правильной речи :
А) устранение неправильного произношения;
Б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;
В) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Занятия начинаются в соответствии с приведенным планом.
I этап
1) Развитие слухового внимания.
Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.
2) Артикуляционная гимнастика
Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для активизации мышц мягкого неба, пальчиковую гимнастику (Приложение 1).
II этап
Формирование правильного звукопроизношения
На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука, слуховые (когда ребенок слышит звук, тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:
1. Постановка звука;
2. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;
3. Закрепление звуков в словах;
4. Закрепление звуков в предложениях;
5. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;
6. Закрепление звуков в разговорной речи.
Существует три основных способа постановки правильного произношения.
Первый способ – по подражанию
Перед зеркалом ребенку показывается, как правильно произносится звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук. Но это при условии, что у ребенка уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).
Второй способ – механический
Это постановка звуков при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. д.)
Третий способ – смешанный.
Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.
После постановки того или иного звука, он автоматизируется в прямых, обратных слогах, далее в словах, предложениях связной речи. Для этого используется различный речевой материал: чистоговорки, тексты, рассказы, стихотворения и т. д.
Содержание программы по возрастным группам
Средняя группа (4-5 лет)
Основные задачи Содержание работы
Развитие понимания речи Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами
Формировать понимание обобщающего значения слов
Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью
Развитие фонематического слуха Игровые упражнения, на которых дети учатся различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, скрип двери, звуки бубна
Учить дифференцировать на слух неречевые звуки, слова-паронимы
Формирование лексического строя речи Закрепление умений детей называть:
* имена друзей, окружающих взрослых;
* односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, киса, лапа
* двусложные слова с ударением на 1-м слоге (санки, шуба); на 2-м слоге (рука, грибы)
* трехсложные слова с ударением на 2-м слоге (собака, машина); и т. д.
Формирование грамматического строя Учить устанавливать связи между предметом и его действием
Закреплять навык употребления глаголов повелительного наклонения
Усвоение категории числа, рода и падежа
Развитие связной речи Обучение детей пользованию различными структурами предложений для формирования навыка составления 2-х 3-х сложных предложений по вопросам: кто? Что делает?
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова Развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков:
- развитие фонематических процессов;
- уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей;
- постановка отсутствующих звуков;
- закрепление навыка правильного, четкого воспроизведения 3-4-хсложных слов с различной звуконаполняемостью;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах
Старшая группа (5-6 лет)
Основные направления Содержание работы
Развитие понимания речи Развитие внимания к слову и звуку, к более точному пониманию значения слова, умения выбрать из 2 наиболее подходящее к данной ситуации
Дальнейшее расширение понимания значений слов, его смысла применительно к определенной ситуации
Формирование правильного звукопроизношения Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, б, в, и т. д.
Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков
Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях
Дифференциация схожих звуков: с – ш, л – р, ж – ш, с – з и т. д.
Развитие фонематических процессов Учить различать на слух гласные и согласные звуки
Учить выделять звук в слове, придумывать слова на заданный звук
Воспитывать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза
Формирование лексико-грамматического строя речи Учить образовывать слова с помощью приставок на, по, вы
Усвоение притяжательных местоимений: мой – моя
Изменение форм глаголов
Овладение средствами синтаксической связи (причина следствие, время и др.)
Учить использовать простые и сложные предлоги
Усвоение предложно-падежных форм существительных
Развитие связной речи Учить составлять простые предложения (по картинке, при демонстрации действий, по вопросам)
Учить составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединять эти предложения в короткий рассказ
Учить пересказу коротких текстов
Развивать навык самостоятельных высказываний путем составления рассказ по серии сюжетных картин
Активизация словаря
Подготовительная группа (6-7 лет)
Основные задачи Содержание работы
Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова Закрепление поставленных звуков в связной речи
Закрепление навыка правильного, четкого воспроизведения слов сложной слоговой структуры (милиционер, регулировщик, светофор и т. д.)
Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования Практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками
Закрепление знаний о различных свойствах предметов
Образование сравнительной степени прилагательных
Образование сложных слов (пчеловод, родственных (снег, снеговик, снежок, снегурочка)
Подбор однородных определений, дополнений и сказуемых
Самостоятельная постановка вопросов
Образование сравнительной степени прилагательных
Образование существительных от глаголов
Закрепление правильного употребления грамматических категорий Употребление в речи глаголов в разных временных формах
Правильность согласования в речи предложений с однородными членами
Использование сложных предлогов (из-за, из-под, между)
Практическое усвоение согласования числит. с сущ., прилаг. и числит. с сущ.
Развитие самостоятельной связной речи Составление предложений по вопросам
Распространение предложений однородными членами
Составление рассказов по картинке, по серии картин, по представлению
Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста
Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем?