МААМ-картинки

«Логоград». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Мария Соусканова
«Логоград». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

Основные задачи коррекционного обучения.

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи.

Публикация «„Логоград“, Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Содержание программы

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Логопедическое воздействие при необходимости может сочетаться с медицинским воздействием – медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим и т. п.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

- степенью выраженности дефекта;

- возрастом ребенка;

- соматическим состоянием ребенка;

- особенностями психики;

- особенностями эмоционально-волевой сферы;

- влиянием микросоциального окружения;

- сроками начала логопедической работы и ее продолжительностью;

- возможностью использования комплексного воздействия.

Организация логопедического воздействия предусматривает планомерность, поэтапность и целенаправленность.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом.

На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

На индивидуальных занятиях ведется работа над формированием правильного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в искажении звуков, в отсутствии или замене их другими звуками.

Искажение звука – это когда вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке.

Отсутствие звука – выражается в его выпадении в начале слова, в середине или в конце.

Замена звука – когда заменяется звук другим, который имеется в системе языка.

План работы по формированию правильного звукопроизношения

I этап – подготовительный:

А) развитие слухового внимания;

Б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык).

II этап – формирование правильной речи :

А) устранение неправильного произношения;

Б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей;

В) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Занятия начинаются в соответствии с приведенным планом.

I этап

1) Развитие слухового внимания.

Искажения звуков и слов часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры.

2) Артикуляционная гимнастика

Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для активизации мышц мягкого неба, пальчиковую гимнастику (Приложение 1).

II этап

Формирование правильного звукопроизношения

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука, слуховые (когда ребенок слышит звук, тактильные (когда ребенок осязает, например, прикладывая руку к горлу («жужжание» гортани при произнесении звонких согласных). Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в следующей последовательности:

1. Постановка звука;

2. Закрепление (автоматизация) правильного произношения в слогах;

3. Закрепление звуков в словах;

4. Закрепление звуков в предложениях;

5. Различение (дифференциация) звуков, похожих по звучанию или по артикуляции;

6. Закрепление звуков в разговорной речи.

Существует три основных способа постановки правильного произношения.

Первый способ – по подражанию

Перед зеркалом ребенку показывается, как правильно произносится звук. Ребенок слышит звучание, видит артикуляцию и сознательно пытается воспроизвести этот звук. Но это при условии, что у ребенка уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).

Второй способ – механический

Это постановка звуков при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, шарик на палочке, спичка, соска и т. д.)

Третий способ – смешанный.

Механическая помощь требуется для того, чтобы помочь ребенку более полно и точно воспроизвести требуемую артикуляцию, показывая ему в зеркале и словесно объясняя.

После постановки того или иного звука, он автоматизируется в прямых, обратных слогах, далее в словах, предложениях связной речи. Для этого используется различный речевой материал: чистоговорки, тексты, рассказы, стихотворения и т. д.

Содержание программы по возрастным группам

Средняя группа (4-5 лет)

Основные задачи Содержание работы

Развитие понимания речи Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами

Формировать понимание обобщающего значения слов

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью

Развитие фонематического слуха Игровые упражнения, на которых дети учатся различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, скрип двери, звуки бубна

Учить дифференцировать на слух неречевые звуки, слова-паронимы

Формирование лексического строя речи Закрепление умений детей называть:

* имена друзей, окружающих взрослых;

* односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, киса, лапа

* двусложные слова с ударением на 1-м слоге (санки, шуба); на 2-м слоге (рука, грибы)

* трехсложные слова с ударением на 2-м слоге (собака, машина); и т. д.

Формирование грамматического строя Учить устанавливать связи между предметом и его действием

Закреплять навык употребления глаголов повелительного наклонения

Усвоение категории числа, рода и падежа

Развитие связной речи Обучение детей пользованию различными структурами предложений для формирования навыка составления 2-х 3-х сложных предложений по вопросам: кто? Что делает?

Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слова Развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков:

- развитие фонематических процессов;

- уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей;

- постановка отсутствующих звуков;

- закрепление навыка правильного, четкого воспроизведения 3-4-хсложных слов с различной звуконаполняемостью;

- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах

Старшая группа (5-6 лет)

Основные направления Содержание работы

Развитие понимания речи Развитие внимания к слову и звуку, к более точному пониманию значения слова, умения выбрать из 2 наиболее подходящее к данной ситуации

Дальнейшее расширение понимания значений слов, его смысла применительно к определенной ситуации

Формирование правильного звукопроизношения Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, б, в, и т. д.

Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков

Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях

Дифференциация схожих звуков: с – ш, л – р, ж – ш, с – з и т. д.

Развитие фонематических процессов Учить различать на слух гласные и согласные звуки

Учить выделять звук в слове, придумывать слова на заданный звук

Воспитывать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза

Формирование лексико-грамматического строя речи Учить образовывать слова с помощью приставок на, по, вы

Усвоение притяжательных местоимений: мой – моя

Изменение форм глаголов

Овладение средствами синтаксической связи (причина следствие, время и др.)

Учить использовать простые и сложные предлоги

Усвоение предложно-падежных форм существительных

Развитие связной речи Учить составлять простые предложения (по картинке, при демонстрации действий, по вопросам)

Учить составлению и распространению предложений путем введения однородных членов, объединять эти предложения в короткий рассказ

Учить пересказу коротких текстов

Развивать навык самостоятельных высказываний путем составления рассказ по серии сюжетных картин

Активизация словаря

Подготовительная группа (6-7 лет)

Основные задачи Содержание работы

Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова Закрепление поставленных звуков в связной речи

Закрепление навыка правильного, четкого воспроизведения слов сложной слоговой структуры (милиционер, регулировщик, светофор и т. д.)

Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования Практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными оттенками

Закрепление знаний о различных свойствах предметов

Образование сравнительной степени прилагательных

Образование сложных слов (пчеловод, родственных (снег, снеговик, снежок, снегурочка)

Подбор однородных определений, дополнений и сказуемых

Самостоятельная постановка вопросов

Образование сравнительной степени прилагательных

Образование существительных от глаголов

Закрепление правильного употребления грамматических категорий Употребление в речи глаголов в разных временных формах

Правильность согласования в речи предложений с однородными членами

Использование сложных предлогов (из-за, из-под, между)

Практическое усвоение согласования числит. с сущ., прилаг. и числит. с сущ.

Развитие самостоятельной связной речи Составление предложений по вопросам

Распространение предложений однородными членами

Составление рассказов по картинке, по серии картин, по представлению

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста

Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? зачем?

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Направления логопедической работы с детьми группы рискаНаправления логопедической работы с детьми группы риска В последнее десятилетие особый интерес вызывает развитие ребенка до трех лет. Уровень современных научных знаний позволяет говорить о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Логоград». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 19 марта 2014 в 20:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Логоград». Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Мария Соусканова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД