Светлана Того
Программа «Компьютерная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы :
I. Целевой раздел…2 стр.
1. Пояснительная записка…. 2 стр.
2. Задачи программы…. 3 стр.
3. Ожидаемые результаты программы…. 3 стр.
4. Принципы программы….…3 стр.
II. Содержательный раздел…. 4 стр.
1. Формы и методы работы …5 стр.
2. Годовой тематический план…. 6 стр.
3. Учебно-тематическое планирование…8 стр.
III. Организационный раздел…. 15 стр.
1. Условия реализации программы…. 15 стр.
2. Список литературы…. 15 стр.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Компьютерная азбука“» размещена в разделах
Повсеместное внедрение новейших информационных технологий в образовательный про-цесс поставило новые задачи перед педагогами детских дошкольных учреждений. Какими прин-ципами руководствоваться при разработке и внедрении развивающих программ занятий детей дошкольного возраста в компьютерном классе? Какие программные продукты использовать? Для ответа на данные вопросы необходимо рассмотреть преимущества использования компьютерных игр в целях всестороннего развития детей.
Использование ребёнком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влия-ние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, па-мять, мышление. В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планиро-вать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской дея-тельности: дошкольники должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей.
Одна из основных способностей ребёнка, лежащая в основе, как умственного развития, так и других линий развития, - это способность к построению всё более сложных структур собствен-ной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Развитие данной способности в значительной мере определяет общую психическую активность.
Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспе-чивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.
Различные формы детского творческого экспериментирования способствует развитию лю-бознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.
Одна из важных линий умственного развития ребёнка-дошкольника состоит в последова-тельном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие нагляд-но-действенной формы мышления создаёт основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В про-цессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гиб-кие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Таким образом, целью обучения дошкольников информатике является обеспечение принятия ребёнком нового вида деятельности как привычного посредством компьютерно - игрового комплекса.
Задачи программы :
1. Интеллектуальное и познавательное развитие:
• формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и реше-нию интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план
• формирование общей умственной способности направленного анализа условий с точки зрения основной цели
• развитие высших психических процессов: восприятия, внимания, памяти
• развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления и задатков словесно-логического мышления
• развитие сенсомоторных способностей
• пополнение математических знаний и умений
• пополнение словарного запаса и развитие речи
• расширение представлений об окружающем мире
2. Развитие творчества:
• развитие графических навыков
• развитие художественных способностей
• развитие творческих способностей
3. Развитие компьютерных умений :
• развитие навыков управления компьютером
• развитие умения понимать интерфейс игровых программ
• развитие мелкой моторики рук
• развитие пространственного мышления
• пополнение знаний об устройстве компьютера
В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:
• формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать соб-ственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
• формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы : математика и логика, познавательное развитие, художественно - эстетическая деятельность де-тей, правила личной безопасности;
• развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, со-бранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудниче-ству, сотворчеству;
• развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
Программа строится, опираясь на следующие принципы:
1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
2. От постоянного руководства учителя к самостоятельной работе.
3. Концентрическое расположение тем с тенденцией к усложнению.
4. Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
5. Частая смена видов деятельности.
6. Тесная взаимосвязь компьютерной игры и дидактической.
7. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
8. Внесение сюжетных линий (блок занятий связан сюжетной линией и посвящён достижению единой игровой цели).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. НТР рас-ширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и общается с ЭВМ. В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, под-готовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере.
Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использо-ванием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно-опосредованной деятельности им затруднительно осво-ить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подго-товки моторики рук к работе.
Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.
Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способом «погружения» ребенка в компьютерную программу :
Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность само-стоятельно разобраться со способом управления программой. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с симво-лами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоя-тельно «читают» схемы.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Формы и методы работы
№ Направленность
методов Наименование методов
1. Мотивация и стимулирование (формирования интереса к зна-ниям) Мотивированные задания.
Создание ситуации успеха.
Поощрение проявления инициативы, самостоятель-ности, ответственности.
Показ образцов.
Постановка перед детьми конкретной цели (сравним предметы по признаку «мягкий»).
2.
Организация учебно - познава-тельной деятельности
Объяснение, рассказ, обсуждение.
Показ, демонстрация.
Учебно-познавательные игры. Коллективные зада-ния. Практические занятия.
Коллективный просмотр специальной литературы, иллюстраций.
Совместная деятельность воспитателей и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
3.
Контроль и коррекция
Выставка. Конкурс.
Наблюдение.
Дидактическое задание.
Контрольное занятие.
Устный опрос.
Практическое задание.
Учебно-тематическое планирование
№ Дата Раздел Тема занятия Основные фор-мы и методы занятия Кол-во за-ня-тий ТСО для педагога Программные задачи Формы контроля
1. "Зна-ком-ство. Ком-пьютер и его части" Знакомство. Экс-курсия в кабинет информатики. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 1 Интерак-тивная доска, компью-тер Знакомство с техникой без-опасности в компьютерном классе. Позна-комить детей с предстоящими занятиями. Сформировать у детей позитивный настрой на занятия Наблюде-ние, устный опрос.
2. Компьютер в нашей жизни. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска Дать детям представление о значении ком-пьютера в жизни человека; дать понять, что компьютер – это электронная ма-шина для работы с информацией; активизировать интерес детей к работе на ком-пьютере.
3. Компьютер и его части. Объяснительно-иллюстративный метод. Показ, де-монстрация. 2 Интерак-тивная доска, компью-тер Формировать у детей знания об устройстве ком-пьютера; содей-ствовать раскрепощению личности во время занятий.
4. Знакомство с мо-нитором Метод мотивации и стимулирова-ния. Постановка перед детьми конкретной цели. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска Познакомить детей с монито-ром, для чего он используется; дать знания о включении и выключении монитора.
5. Средства управ-ления. Клавиа-тура. Метод мотивации и стимулирован-ния. Постановка перед детьми конкретной цели. Мотивированные задания. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска Дать понятие о клавиатуре; рассказать о назначениях клавиш на клавиатуре; способствовать интересу к по-знанию своих интеллектуаль-ных возможно-стей; закрепить знания о назна-чении монитора; воспитывать ак-куратное, бе-режное отноше-ние к клавиатуре компьютера.
6. Средства управ-ления. Мышь. Метод мотивации и стимулирован-ния. Постановка перед детьми конкретной цели. Мотивированные задания. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска Познакомить детей с работой мыши; дать представление о работе и использовании мыши при работе с компьютером; активизировать интерес детей к работе на ком-пьютере; закре-пить знания о назначении кла-виатуры.
1. "Ком-пьютер и его мир"
Управление про-граммой. Интер-фейс. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Познакомить детей с понятием интерфейс. Рас-сказать о видах компьютерных программ и игр. Дидактиче-ское зада-ние, вы-ставка.
2. Знаки интерфейса игры. Метод мотивации и стимулирова-ния. Учебно-по-знавательные иг-ры, коллективные задания. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Рассказать о ин-терфейсе раз-личных компьютерных игр. По-знакомиться с алгоритмом иг-ры.
3. Я знаю цвета. Метод мотивации и стимулирова-ния. Учебно-по-знавательные иг-ры, коллективные задания. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Учить различать и называть ос-новные цвета и несколько от-тенков.
4. Я знаю геометри-ческие фигуры. Метод мотивации и стимулирова-ния. Учебно-по-знавательные иг-ры, коллективные задания. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Расширять представление о гео-метрических фигурах. Научить сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.
5. Логика. Класси-фикация предме-тов. Учебно-познава-тельные игры, коллективные за-дания. 2 Нетбук, интерак-тивная доска, ин-терактив-ный стол Научить отли-чать заведомо ложные фразы; называть проти-воположные по смыслу слова.
Научить оцени-вать простые высказывания как истинные или ложные.
1. "Зна-комство с про-грам-мой Paint"
Что такое графи-ческий редактор Paint? Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 1 Нетбук, интерак-тивная доска Познакомить детей с графическим редактором Paint. Контроль-ное задание. Выпуск буклетов.
2. Карандаш, за-ливка, распыли-тель. Учебно-познава-тельный метод. Создание ситуа-ции успеха, показ образцов. 3 Нетбук, интерак-тивная доска Учить детей устанавливать атрибуты стра-ницы, рисовать с помощью ин-струментов: «Карандаш», «Заливка», «Ракспылитель».
3. Геометрические фигуры в Paint Учебно-познава-тельный метод. Практическое за-нятие, работа группами. 2 Нетбук, интерак-тивная доска Сформировать знания детей о работе в Paint; научить детей собирать кар-тинку из геометрических фигур, ровно соединять детали.
4. Создаем рисунок в Paint Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 2 Нетбук, интерак-тивная доска Выполнять опе-рации на компь-ютере, относя-щиеся к изучае-мой технологии (например, ри-сование точек, прямых и кри-вых линий, фи-гур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). За-креплять работу в графическом редакторе Paint.
1. "Ком-пьютер знако-мит с окру-жаю-щим миром"
Информация и её носители. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 2 Компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Познакомить детей с инфор-мацией разного вида (текстами, изображениями, анимирован-ными изображе-ниями, схемами предметов, сочетаниями различных видов ин-формации в од-ном информаци-онном объекте) Выставка
2. Рисуем и раскра-шиваем. Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 2 Нетбук, интерак-тивная доска Создание ри-сунка с переда-чей настроения. Свободное сочетание художе-ственных мате-риалов, компьютерных инструментов и техник.
3. Создаём новогод-ние атрибуты. Метод мотивации и стимулирова-ния. Практические занятия, создание ситуации успеха 2 Нетбук, интерак-тивная доска Познакомить детей с новогодней тематикой и новогодними атрибутами.
Научить созда-вать красивые новогодние от-крытки.
4. Новогодние за-бавы. 2 Нетбук, интерак-тивная доска
1. "Ком-пьютер разви-вает мыш-ление" Предметы, свой-ства предметов. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Формирование умения находить в своем окруже-нии предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанав-ливать последо-вательность со-бытий.
Содействовать углублению ин-тереса к совер-шенствованию интеллектуаль-ного развития ребёнка. Устный опрос, ди-дактическое задание
2. Закономерность в расположении предметов Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол
3. Я знаю времена года. Метод мотивации и стимулирова-ния. Практические занятия, создание ситуации успеха. Работа в группах. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Умение расставлять события в правильной по-следовательно-сти; выполнять перечисляемую или изображен-ную последова-тельность дей-ствий; умение применять ка-кое-либо дей-ствие по отно-шению к разным предметам;
4. Я и природа. Метод мотивации и стимулирова-ния. Практические занятия, создание ситуации успеха 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол
1. "Ком-пьютер и мир вокруг" Я - человек. Де-вочки и мальчики. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Помочь детям раскрыть сущ-ность человека, осознать свою индивидуаль-ность и неповто-римость. Закре-пить понятия мальчик и де-вочка с помо-щью мини-игры. Наблюде-ние, фрон-тальный опрос
2. Одежда по сезо-нам. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Расширить представления об одежде, ее назначении, де-талях, из кото-рых она состоит.
3. Профессии. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Познакомить детей с понятием профессия. Рас-сказать какие профессии су-ществуют. Рас-суждать об из-менении в жизни людей и о новых профессиях, по-явившихся с изобретением компьютера.
4. Животный мир. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Познакомить детей с домаш-ними и дикими животными, рассказать о характерных особенностях внешнего вида. Развивать образное вос-приятие.
1. "Ком-пьютер и мир вокруг" Время музыки. Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Расширить по-нимание худо-жественного об-раза: поэтиче-ского, живопис-ного, музыкаль-ного. Выпуск коллажа, оформление стенда
2. Время красок. Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Развитие графи-ческих умений и композицион-ных способно-стей. Развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и ис-кусстве.
3. Дизайн, оформление. Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Познакомить детей с понятием дизайн. Научить детей создавать свой дизайн в оформлении одежды.
Развивать эсте-тический вкус, чувства пре-красного.
4. Работа с обра-зами. Работа в группах, практические за-нятия, самостоя-тельная работа. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Научить детей работать по об-разцу. Закрепить знания с помо-щью мини-игр.
1. "Ком-пьютер расска-зывает исто-рию" Внимание. Контроль и кор-рекция, коллек-тивные занятия, самостоятельная работа. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Развитие памяти, воображения, мышления и речи. Умение расставлять предметы в определенном порядке. Закрепление материала с помощью мини-игр. Дидактиче-ские зада-ния, устный опрос
2. Память. 1
3. Мышление. 1
4. Речь. 1
5. Интерактивные истории с разви-вающими мини-играми выполня-ются в индивиду-альном темпе. 4
1. "Что я знаю о компь-ютере и про-грам-мах" Что я знаю о ком-пьютере. Метод мотивации и стимулирова-ния, Поощрение, проявление ини-циатив, самостоя-тельности и от-ветственности. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Повторить и за-крепить в игро-вой форме ос-новной состав устройств ком-пьютера. Контроль-ное задание, тестирова-ние. Выпуск буклетов
2. Любимые сказки. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознатель-ность. Развивать творческое во-ображение.
3. Любимые игры Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Способствовать к самовыраже-нию ребенка, учить его сред-ствами жестикуляции и мимики передавать наиболее харак-терные черты персонажа сказ-ки.
4. Играем с люби-мыми героями. Учебно-познава-тельный метод. Объяснение, рас-сказ, обсуждение. Показ, демонстрация. Учебно-по-знавательная игра. 2 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Научить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и ска-зочным героям.
5. Тестирование знаний. Контроль и кор-рекция, Самостоятельная работа. 1 Нетбук, компью-тер, ин-терактив-ная доска, интерак-тивный стол Развитие логи-ческого мышле-ния, внимания и находчивости. Закрепить зна-ния детей в об-ласти компью-терной грамот-ности.
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Условия реализации
Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответству-ющее требованиям СанПиНа 2.4.1. 2660-10, компьютеры, демонстрационный материал.
Демонстрационный материал:
наглядные пособия;
иллюстрации;
фотографии;
детская литература.
Инструменты:
тетради.
Технические средства:
компьютер;
нетбуки;
интерактивная доска;
кассеты и диски с записями (познавательная информация, музыка, видиоматериал).
интерактивный стол
Компьютерные обучающие программы
1. Серия дисков «Супердетки» - новый диск.
2. Серия дисков «Несерьезные уроки» - новый диск.
3. Серия дисков «Смешарики» - новый диск.
4. «Мир информатики», «Кирилл и Мефодий».
Список литературы
1. Волошина О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Горячев А В., Ключ Н. В. Все по полочкам. : пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горя-чев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М. : Баласс, 2008. – 64 с.
4. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информа-тики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М. : Баласс, 2004. – 64 с.
5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер : 1-4 классы. / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2007. – 304 с.
6. Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020, рег. №3997