Емельянчик Елена Сергеевна
Программа «Говорящая стена»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа "Говорящая стена"
(теория и практика).
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Публикация «Программа „Говорящая стена“» размещена в разделах
При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
С этой целью в детском саду была внедрена технология «Говорящая стена»
Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Говорящая стена - это:
- центр познавательного развития,
- социально-коммуникативный центр,
- центр художественно-эстетического развития.
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Цель технологии «Говорящая стена» :Создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС.
Задачи:
-Развивать познавательную активность детей
-Развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
-Развивать коммуникативные навыки.
Основные виды детской деятельности: познавательная, совместная со взрослыми, игровая, коммуникативная.
Формы, методы и приемы работы:
Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от 10 минут до 30 в подготовительной группе.
«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ООД. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На ООД знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно- поисковые методы изучаем материал.
Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.
При работе со стеной педагог может делить детей по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить навыки счёта до 10. Для детей предлагаются задания по теме. Дети могут самостоятельно их выполнять.
Работа со стеной может проводиться индивидуально. Например, ребёнок не усвоил названия дней недели. Ему предлагается в игровой форме посадить в вагончики игрушки в соответствии с очерёдностью дней недели.
На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.
Суть технологии «Говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок
имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка. «Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД, она помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.
Оформление "Говорящей стены"
Создать развивающую «Говорящую стену» несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и разместить его.
Неотъемлемые части развивающей стены – материалы, игры и пособия – хранятся в специально оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой
Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой. На доску можно повесить панно с накладными элементами.
Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д.
Если проводится работа по знакомой воспитанникам теме, используется материал из архива. Он есть в каждой группе.
Для изготовления игр и пособий можно использовать пленки для ламинирования и магнитную пленку. Большинство игр – на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм – образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.
Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца.
Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур, опираясь на образец и без него.
Многие пособия многофункциональны. Можно использовать их для творческой деятельности и развития речи воспитанников. Хочу такой сайт
ФГОС ДО предъявляет требования к развивающей предметно – пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям отвечает и «Говорящая стена», являясь составляющей предметно – пространственной среды.
Содержание материала для «Говорящей стены» соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Материалы обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения детей. Разнообразие материалов, пособий обеспечивают свободный выбор детей. Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Это обеспечивает вариативность среды.
«Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
«Говорящая стена» отвечает требованиям безопасности предметно-пространственной среды, предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В ходе, проведённых наблюдений я пришла к выводу, что
у детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.
У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями.
У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми.
Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.