Светлана Момотова
Программа формирования здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с предлагаемой нами программой практическая реализация (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зависит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих воспитанников, а также от так называемых "местных условий". Задачи программы : формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. Воспитание и обучение проводилось преимущественно в игре или творческой деятельности главным образом через подражание, практические действия и другие формы продуктивного поведения. Нами были реализованы следующие направления педагогической деятельности по охране здоровья и воспитанию ЗОЖ у старших дошкольников :. Оптимизация физического воспитания детей через: расширение программы физвоспитания; учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей; организация активного отдыха на занятиях, прогулках и после занятий.. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (совместно с педагогами группы) : · адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья группы детей, · учёт их психофизиологических особенностей; · улучшение условий обучения (микроклимат, оборудование). 3. Лечебно-профилактическая работа: · контроль за санитарно-гигиеническими условиями (освещение, температурный режим, оборудование и т. д.); · профилактика отклонений состояние здоровья (наблюдение за состоянием детей, физиопроцедуры, лечебная гимнастика и др.). Нами разработан и апробирован тематический план по формированию здорового образа жизни у дошкольников, который включает несколько блоков: "Школа Мойдодыра", "Школа спортсмена", "Школа Айболита и его друзей", "Школа Всезнайки" (Приложение З). В приложении И представлены примеры конспектов по каждому тематическому блоку. Содержание занятий наполнялось сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятия позволяло сохранить специфику особенностей дошкольного возраста. Также нами предлагается примерная тематика просвещения родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у дошкольников :. Роль семьи в воспитании здорового дошкольника. Валеологическая культура дома.. Отдых ребенка в дошкольном учреждении и дома.. Основы рационального питания.. Предупреждение детской нервозности.. Предупреждение детского травматизма.. Физическое воспитание и закаливание ребенка в семье.. Профилактика инфекционных болезней у дошкольников.. Личная гигиена дошкольника. Роль семьи в подготовке ребенка к школе. Организация работы с родителями может проходить в форме собраний, тематических бесед, занятий в семейных клубах. Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает: анализ заболеваемости за предыдущий период времени; осмотр ребенка "узкими" специалистами и общее обследование (заключение педиатра). анализ развития навыков детей; анализ физического развития ребенка. Также на занятиях основного цикла была активизирована и разработана система использования физкультминуток, ориентированных на оздоровление детей и повышение физической культуры у дошкольников. Требования к проведению физкультминуток: · комплексы подбирались в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения были разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; · физминутки проводились на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата; · важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой; · предпочтение отдавалось упражнениям для утомлённых групп мышц. Обычно физкультминутки проводились под стихотворный текст. При подборе стихотворений обращалось внимание на следующее: чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия; преимущество отдавалось стихам с чётким ритмом. Использовались следующие виды физкультминутки: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для слуха; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика.