Екатерина Юрьевна Никишенко
Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Никишенко Е. Ю.
студентка 4 курса факультета
среднего профессионального образования
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель: Сиволобова Н. А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
общей педагогики и образовательных технологий
г. Ставрополь, Российская Федерация
Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы.
Публикация «Программа формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста средствами внеклассной работы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аннотация. Автор рассматривает программы формирование финансовой грамотности детей младшего школьного возраста через средства внеклассной работы. В статье раскрывается взаимосвязь младшего школьного возраста с финансовой грамотностью, так же перечень и специфику программ, способствующих формированию финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, младший школьный возраст, программы, внеклассная работа.
Программа базируется на интересах и потребностях учащихся и их родителей в связи с развитием финансовой системы и появлением нового широкого спектра сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами не всегда готовые задачи. В программе успешно сочетаются школьное взаимодействие с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективных и индивидуальных исследований, обучению действию, побуждает к наблюдениям и экспериментам, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет осуществлять чередование коллективной и индивидуальной деятельности.
Программа: «Финансовая грамотность для младших школьников»
Актуальность обучения учащихся 3-4 класса возрастает в связи с низкой осведомленностью детей и молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, не участвуют в формировании семейного бюджета и не понимают необходимости его составления. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Цель: формирование основ финансовой грамотности учащихся 3-4 классов, предполагающих освоение основных финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также практических навыков и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система.
Задачи:
• повышение финансовой грамотности и финансового самосознания учащихся;
• формирование мотивационной готовности обучающихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
• обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
• повышение уровня знаний учащихся о финансовых продуктах и их правильном использовании.
Особенности программы
Программа кружка рассчитана на учащихся 3-4 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Программа творческого объединения составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 3 - 4 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, И. О. Рязанова, И. В. Липсиц. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,
- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Основные содержательные линии программы:
• Управление семейными деньгами;
• Методы повышения семейного благополучия;
• Риски в денежном мире;
• Семья и финансовые организации: как без проблем сотрудничать;
• Человек и государство: как они взаимодействуют.
Требования к индивидуальным результатам освоения курса:
• формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовность реализовывать свои права в финансовой сфере и решать задачи, связанные с взаимодействием с финансовыми институтами.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• формирование навыков анализа проблем и определения финансовых и государственных учреждений, к которым необходимо обратиться для их решения;
• владеть навыками поиска и оценки различных способов решения финансовых проблем;
• способность осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в финансовой сфере;
• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• способность элементарно прогнозировать и оценивать свои действия в области личных финансов;
• общение со сверстниками и преподавателями, понимание и продвижение предлагаемых идей;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
обладать знаниями:
• структура денежной массы
• структура доходов населения страны и методы их определения
• зависимость уровня благосостояния от структуры источников дохода семьи
• статьи Семейного и личного бюджета и методы их корреляции
• основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможные нормы предосторожности
• способы государственной поддержки в случае возникновения трудных жизненных ситуаций
Вводное занятие 1 час.
Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (35 ч)
Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в. ; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
- того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
- роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
- влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
- того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
- различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
- пользоваться дебетовой картой;
- определять причины роста инфляции;
- рассчитывать личный и семейный доход;
- читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
- различать личные расходы и расходы семьи;
- считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
- вести учёт доходов и расходов;
- развивать критическое мышление.
Компетенции:
- устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
- использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
- определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
- соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
- сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
- оценивать свои ежемесячные расходы;
- соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
- определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
- осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (24 ч)
Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
- принципа хранения денег на банковском счёте;
- вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
- необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
- возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
- рассчитать реальный банковский процент;
- рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
- анализировать договоры;
- отличать инвестиции от сбережений;
- сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
- искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
- оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
- откладывать деньги на определённые цели;
- выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (24 ч)
Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
- того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
- необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
- возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
- необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
- находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
- читать договор страхования;
- рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
- защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
- пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
- соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
- оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
- оценивать предлагаемые варианты страхования;
- анализировать и оценивать финансовые риски;
- развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
- способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (36 ч)
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
- устройства банковской системы:
- того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
- ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
- того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
- того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
- читать договор с банком;
- рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
- находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
- переводить одну валюты в другую;
- находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции:
- оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
- выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
- оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (24 ч)
Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
- неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
- того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
- считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
- просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов
- находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет
Компетенции:
- осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
- планировать расходы на уплату налогов;
- рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Список литературы
1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.
3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.
3. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. - М. : Педагогика. - Пресс, 2002. - 118 с.
4. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак - М. : Сфера, 2012. - 80 с.
5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М. : Юрайт, 2019. 156 с.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М. : Юрайт, 2019. 130 с.
7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - 46 с.