Получи документы

Программа дополнительной образовательной деятельности в подготовительных к школе группах, направленной на развитие ВПФ

Бегунова Татьяна
Программа дополнительной образовательной деятельности в подготовительных к школе группах, направленной на развитие ВПФ
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И МОТИВОВ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

«УМНИЧКИ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Программа дополнительной образовательной деятельности в подготовительных к школе группах, направленной на развитие ВПФ» размещена в разделах

В последнее десятилетие психологи, педагоги и врачи, отмечают нарастание сложностей в развитии у детей : ригидне телесные установоки, гипотонус либо гиппертонус, синкинезии. В нейропсихологическом направлении причиной этому называют все более распространяющийся среди современных детей «дисгенетический синдром» : внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Это приводит к нарушениям или искажениям становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной организации правого и левого полушарий мозга. Современная наука нейропсихология помогает решать вышеперечисленные проблемы методом замещающего онтогенеза. МЗО-нейропсихологическая технология, содержит комплекс этапов:

Диагностика

Профилактика

Коррекция

Абилитация

Прогноз.

Основная цель МЗО - развитие мозгового обеспечения психического развития ребенка, посредством формирования у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Нейросихологической практикой доказано: профилактика, коррекция сенсорной сферы позволяет создать необходимый базис для развития речи и других высших психических процессов.

Программа дополнительной образовательной деятельности представляет собой комплекс методик психомоторной коррекции, включая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные и арт-терапевтические психотехники. Программа ДОД соответствует требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Основной базой программы являются :

• Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. -М. ,1973.

• Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М. : Генезис,2010.

• Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002.

• Хомская Е. Д. Нейропсихология. -СПб. : Питер,2007.

Программа составлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Декларацией прав ребенка;

Актуальность программы обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического онтогенеза. В совокупности это приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что способствует будущему благоприятному обучению и адекватной школьной адаптации.

Новизна программы использование нейропсихологического подхода при подготовке ребенка к школе. Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы головного мозга.

Адресат программы. Программа предназначена для дошкольников 6-ти – 7-ми лет. Срок реализации программы - 1 год.

Цель: целостное развитие когнитивных процессов, способствующих повышению успешности в освоении новых учебных знаний.

Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и саморегуляции для освоения новых знаний и успешной адаптации.

Задачи программы :

Обучающие: научиться рационально организовывать свою деятельность.

Развивающие : Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

Психологические: Формирование адекватной самооценки, развитие потенциальных возможностей, формирование навыков поведения в обществе. Развитие саморегуляции.

Основные методы обучения:

1. Кинезиологические упражнения, направленные на коррекцию и развитие 1-го функционального блока мозга.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дезонтогенетических проблем. Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования и контроля действий.

2. Когнитивные игры, направленные на развитие 2-го функционального блока мозга;

3. Игры психокоррекционной направленности, направленные на развитие 3-го функционального блока мозга.

Принципы работы:

1. Принцип индивидуального подхода. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и индивидуальных особенностей.

2. Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях участников группы.

3. Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.

4. Принцип развивающего обучения. Развивающая творческая среда, в основу которой заложены различные развивающие игры, что обеспечивает развитие у учащихся способностей и познавательного потенциала.

Принципы проведения занятий:

1. Системность подачи материала.

2. Наглядность обучения.

3. Цикличность построения занятий.

4. Доступность.

5. Проблемность.

6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Структура и содержание занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие состоит из 3-х частей: 1. Кинезиологические упражнения. 2. Когнитивные игры. 3. Игры психокоррекционной направленности.

В результате реализации программы планируется достижение следующих результатов:

Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка, формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции. Развитие памяти, внимания, мышления, речи. Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; развитие творческого подхода к решению задач.

Контроль и оценка результата: Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) нейропсихологическую диагностику в результате которой оценивается уровень развития психических процессов и её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст : ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Психические особенности детей дошкольного возраста (6 – 7л.)

Мышление: развивается словесно-логическое мышление, требующее наглядной опоры.

Речь: развитие планирующей функции речи, внутренних самоинструкций.

Произвольность познавательных процессов: начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения.

Физиологическая чувствительность: индивидуальная.

Объект познания: причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания: самостоятельная деятельность, познавательное общение с взрослыми и сверстником.

Условия успешности: собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Форма общения: внеситуативно-личностная.

Отношение со сверстниками: собеседник, партнер деятельности.

Отношения со взрослыми: источник эмоциональной поддержки, теряется непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.

Наличие конфликтов: к 7 годам – кризис, смена социальной роли.

Эмоции: развитие высших чувств.

Игровая деятельность : длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы Задачи этапа Результат

1 этап

Исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры нейропсихологической диагностики детей. Определение причин трудностей обучения каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

Организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных ВПФ.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции в соответствии с учётом данных, полученных в ходе нейропсихологического исследования.

3. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными нейропсихологического исследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении трудностей обучения и письменной речи, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. Разработка коррекционного маршрута ребенка.

3 этап

Коррекционно-

развивающий 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей трудностей обучения и письменной речи.

4 этап

Итогово-

диагностический 1. Проведение диагностической процедуры нейропсихологического исследования состояния ВПФ ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей. Решение о прекращении коррекционо-развивающей работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении.

Содержание коррекционно-развивающей работы конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих трудности в обучении и произвольности внимания.

Эффективность коррекционно–развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, психолога, родителя и воспитателя. Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия организуются с учетом требований к режиму занятий, их структуре. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Педагогическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение.

В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности педагогов в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Расписание занятий составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о Дне защитника Отечества в подготовительных к школе группахФотоотчет о Дне защитника Отечества в подготовительных к школе группах 23 февраля, день защитника Отечества – любимый праздник всех мальчишек! Ведь на празднике можно побегать, посоревноваться, поиграть и.

Фотоотчёт о празднике «Барон Мюнхгаузен в Школе юных космонавтов» в старших и подготовительных группахФотоотчёт о празднике «Барон Мюнхгаузен в Школе юных космонавтов» в старших и подготовительных группах Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню космонавтики «Барон Мюнхгаузен в Школе юных космонавтов» С 8 по 12 апреля в нашем детском саду проходила.

Комплексно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе Месяц: СЕНТЯБРЬ Неделя: I Разделы: Индивидуальная работа: Упражнять в беге на скорость. Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин» Утренняя.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительной образовательной деятельности в подготовительных к школе группах, направленной на развитие ВПФ
Опубликовано: 23 мая 2023 в 16:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительной образовательной деятельности в подготовительных к школе группах, направленной на развитие ВПФ» (включая файлы) размещена пользователем Бегунова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД