Наталия Коваль
Программа дополнительного общеразвивающего образования для детей старшего дошкольного возраста. Юный пешеход
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей - основная задача цивилизованного общества.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
Темочки:
- ПДД. Правила дорожного движения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
2. Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,
3. Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
4. Письмом Минобрнауки России «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
6. Уставом МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
Данная Программа составлена на основе правил дорожного движения, а также на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Актуальность программы обусловлена потребностью привить дошкольникам правильные ориентиры в формировании культуры поведения на дорогах. Дополнительное образование является одним из средств воспитания и развития социально - развитой личности.
Цель. Сохранение жизни и здоровья детей, формирование элементарных знаний правил дорожного движения.
Задачи.
1. Личностные:
формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
воспитание культуры общения и поведения на дорогах,
формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
2. Метапредметные:
развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
3. Образовательные :
закрепить у детей знания правил дорожного движения;
продолжать знакомство с названиями и значениями дорожных знаков;
довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
развитие познавательного интереса.
Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе обучения. Организованы формы обучения на занятиях таким образом, чтобы были реализованы как совместная деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельная его деятельность. Особенность программы в том, что на занятии посредством игры одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями : разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить познания ребенка в данной сфере, а также развить его творческий потенциал.
Возраст детей : программа предназначена для дошкольников с 5 до 6 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения материала.
Адресат программы : Занятия проводятся на базе МОУ Лицей г. Истры
№ Уровень Год обучения Уровень освоения
1 Стартовый 1 год вводный
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность учебного года — 34 недели.
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.
Формы организации образовательного процесса :
- индивидуальная
- подгрупповая
- фронтальная
Формы теоретических занятий: беседа, просмотр видеофильмов, педагогическое тестирование
Занятия проходят в очной форме.
Режим занятий:
В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры, с учетом возрастных особенностей занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут (всего 34 за в год, число обучающихся в группе составляет 10-28 человек.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программного материала учащиеся приобретут следующие компетенции:
• Социальные - умения устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением.
• Коммуникативные - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь в игре, в общении.
• Метапредметные - способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.
• Предметные: овладение предметными знаниями, умением применять их в жизненной практике, умение принимать эффективные решения в поставленной задаче.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото, отзывы родителей и детей) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года, итоговая диагностика (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Учебный план:
№ п/п Название раздела, темы Количество занятий
(длительность занятия 25 минут) Формы аттестации / контроль
Всего Теория Практика
1. Диагностика (начальная, итоговая) 3 1 2 групповой
2. Улицы города 4 2 2 фронтальный
3. Городской транспорт
5
1 4 фронтальный
4. Я пассажир
1 1 1 фронтальный
5. Дорожные знаки 6 2 4 фронтальный
6. Я пешеход 2 1 1 Фронтальный, подгрупповой
7. Безопасность на дорогах
10 4 6 подгрупповой
8. Регулировщик и светофор 2 1 1 фронтальный
9. Развлечение, викторина 2 2 групповой
Содержание учебного плана:
Раздел 1. Диагностика
Тема 1 Беседа о правилах дорожного движения.
Выявить уровень знаний правил дорожного движения.
Практика: Вопрос-ответ, выставка рисунков «Автомобиль»
Тема 2 Итоговое тестирование. Проводится в конце курса кружка.
Раздел 2. Улицы города
Тема 1. Улицы города. Познакомить детей с понятиями проезжая часть, тротуар, улица.
Практика: Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Моя улица», «Скверная история». Картина «Улица города»; П. и. «Наша улица»
Тема 2. Тротуар. Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Практика: П/И «Автомобили и пешеходы»
Тема 3. Как правильно переходить улицу? Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Практика: Д. и. на площадке сада «Мы пешеходы»
Игра в лепбуке по ПДД. Мини-викторина «Разрешается - запрещается»
Тема 4. Наблюдение «Наша улица» Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность.
Практика: Чтение загадок по теме. Работа в раскрасках.
Раздел 3. Городской транспорт.
Тема 1 Кто хозяин на дорогах. Виды транспорта. Знакомство с машинами. Какие бывают? Классификация транспорта.
Практика: Аппликация «Микроавтобус»
Д. и. «Мы водители» - на территории дет. сада.
Тема 2-3 Транспорт на дорогах. Продолжать знакомство с видами транспорта.
Практика: Коллективная аппликация «Транспорт на дороге». Чтение стихотворения Я. Пишумов «На нашей улице»
Тема 4. Наблюдение за транспортом. Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Практика: Наблюдение, беседа, рассмотрение иллюстраций. Лепбук по ПДД «Специальный транспорт».
Тема 5. В городском транспорте. Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.
Практика: рассмотрение и обсуждение сюжетных картинок с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта. Лепбук по ПДД,
Игра «Пристегни ребенка»
Раздел 4. Я пассажир
Тема 1. Познакомить с правилами поведения на автобусной остановке. Узнавать знак автобусной остановки. Повторить, правила безопасности в автомобиле.
Практика: Дидактическая игра на площадке сада «Мы ждем автобус»
Словесная игра «Я примерный пассажир»
Раздел 5. Дорожные знаки.
Тема 1 – 2 Дорожные знаки. Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Практика: Слушание и обсуждение «Стихи про дорожные знаки»
Олеся Емельянова. Беседа по набору картинок «Дорожная азбука», конверты с разрезными картинками, дидактическая игра в лепбуке «Правила дорожного движения».
Тема 3-4: Запрещающие знаки. Для чего они нужны? Познакомить детей со знаками особого назначения. Дать представления об опасности их нарушения.
Практика: Рассмотрение знаков запрета, обсуждение. Чтение стих-я О. Емельянова «Стихи про дорожные знаки». Рисование «Запретный знак», Игра в лепбуке «Расставь знаки»
Подвижная игра «Стоп»
Тема 5 Вечер стихов и загадок о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Практика: слушание стихотворений, отгадывание загадок о правилах дорожных движений. Собирание пазлов «Какой знак»
Тема 6 Викторина «Грамотный пешеход» Обобщить полученные знания о знаках и правилах дорожного движения.
Практика: Отгадывание знаков. Выставка рисунков «Нарисуй свой знак».
Раздел 6. Я пешеход
Тема 1. Правила пешеходов. Систематизировать знания детей о правилах поведения на дороге.
Практика: Чтение сказки С. Михалкова «Бездельник светофор»,
И. Гурина «Правила дорожного движения», выставка рисунков «Мы пешеходы».
Тема 2. Что такое пешеходный переход. Систематизировать знания детей о правилах перехода дороги.
Практика: Рассмотрение знака «Пешеходный переход», Аппликация «Пешеходный переход»
Раздел 7 Безопасность на дорогах.
Тема 1 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Практика: Рассматривание картинок с опасными ситуациями на дорогах. Беседа, обсуждение. Рисование «Будь внимателен на дороге!»
Тема 2 Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Закрепить правила поведения на улице.
Практика: Коллективная работа рисование «Дорога в детский сад»
Тема 3 В гостях у ребят инспектор ГИБДД. В игровой форме ответить на вопросы старшего инспектора ГБДД, повторить правила дорожного движения.
Практика: Игра с мячом «Правила дорожного движения», Дидактическая игра «Отгадай знак»
Тема 4. Зачем нужны светоотражающие элементы на одежде? Привить культуру поведения на дорогах, повторить правила безопасности.
Практика: создание своих светоотражающих эмблем.
Тема 5 Места опасных игр. Закрепить знания детей, где можно играть.
Практика: Дидактическая игра «Наша улица», рассмотреть сюжетные картинки, обсудить.
Тема 6: Безопасное поведение на улицах в зимний период года. Сформировать у детей знания о правилах поведения на улице зимой. Развивать мышление и внимательность.
Практика: Беседа «Осторожно! Гололед!» Чтение стих-я И. Лешкевич «Гололед» Дид. игра. «Как избежать неприятностей»
Тема 7: Особенности движения по скользкой дороге. Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Практика: Рисование «Осторожно, гололёд!» Эксперимент «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
Тема 8. Безопасная дорога. Учить составлять маршрут от дома до детского сада. Обсудить, что дети видят по дороге в детский сад, что опасное, где переходят дорогу.
Практика: Работа с родителями дома нарисовать маршрут до детского сада. Обсудить ситуации на дороге. Работа в раскрасках.
Тема 9. Опасности нашего двора. Обсудить с детьми, какие опасности могут подстерегать во дворе. На что обратить внимание, чтобы предупредить травму.
Практика: Аппликация «Автомобиль»
Чтение и обсуждение Т. А. Шорыгина. «Марта и Чичи идут в парк».
П. И. «Цветные автомобили»
Тема 10. Катание на велосипеде, роликах. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Практика: Обсудить и повторить с родителями Правила езды на велосипеде. Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено»
Раздел 8 Регулировщик
Тема 1. Влиятельная палочка. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Практика: Д. и. «Милиционер» Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков. Собери пазл «Дорожный знак» Подвижная игра «Веселый жезл»
Тема 2 Светофор. Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить, как безопасно переходить улицу по сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Практика: Чтение и заучивание стихотворения Р. Фархади
«Светофор». Аппликация «светофор».
Раздел Итоговое мероприятие «Правила дорожные детям знать положено».
Закрепление у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
— развитие двигательной активности;
— укрепление взаимодействия родителей и педагогов в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге;
- воспитывать интерес к подвижным играм и эстафетам;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе через подвижные игры и эстафеты.
Практика: подвижные игры, эстафета., ответы на вопросы.
Методическое обеспечение программы :
Методы обучения:
Словесный -беседа, чтение, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий.
Наглядный – рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, атрибутов к играм.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.