Елена Иванова
Программа дополнительного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 45 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей».
Программа дополнительного образования
«Нетрадиционные техники рисования».
Разновозрастная группа (5-7 лет)
2013 – 2014учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования,» размещена в разделах
В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к письму стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Исходя из этой проблемы, данная работа, составленная и апробированная мною, имеет углубленную работу по развитию мелкой моторики как подготовки руки дошкольника к письму через использование нетрадиционных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом, рисованием – умением правильно пользоваться материалами, которыми можно нетрадиционно рисовать (держать палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования и т. д., без напряжения готовить руку к письму.
Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе, дома и в детских дошкольных учреждениях позволяет не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.
Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Работа по образовательному направлению в достаточно большей степени даст возможность овладеть письмом, рисованием. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе.
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самооценки дошкольного периода детства в кружковой работе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становления личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
При разработке программы образовательного направления я опиралась на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание дошкольников.
Работа по образовательному направлению направлена на всестороннее развития личности ребенка, на развитие его творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой дошкольник создает новое, оригинальное, анализируя воображение, и реализует свой замысел, на средства для его воплощения. Таким образом, развитие в рамках образовательного направления с дошкольниками выступает, как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
Образовательное направление носит инновационный характер, так как в системе работы нетрадиционные методы и способы развития творческой деятельности: рисование отпечатками руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, рисование трафаретом при помощи поролоновой губки, рисование свечой (фотокопия) и др.
Основа образовательного направления – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познание.
А познание это происходит, как через восприятия искусства (профессионального и народного, так и через практическую творческую деятельность ребенка.
Содержание программы предусматривает:
•Формирование художественно-образных представлений;
•Формирование координации зрительно-двигательной системы ребенка;
•Развитие творческих способностей в рисовании;
•Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
.Обучение техническим навыкам и умениям рисования с использованием нетрадиционных художественных техник и применения их при решении любой изобразительной задачи;
•Повышение развития двигательных навыков и умений кистевой моторики дошкольников.
Формы работы с детьми:
•Фронтальная;
• по подгруппам;
•индивидуальная.
Формы работы с родителями:
•консультации;
•индивидуальные беседы;
•мастер-классы.
Методы обучения:
•объяснительно-иллюстративный;
•репродуктивный;
•частично-поисковый.
Численный состав – 10 детей.
Дополнительное образование проводится 1 раз в неделю
с детьми разновозрастной группы № 3 (5-7 лет) присмотра и оздоровления.
Дата и время проведения: Среда, 15.40 – 16.00
Количество детей: 10 человек
Сентябрь 2013 год
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Составление плана работы на учебный год Диагностическое обследование детей Корректировка плана работы с учётом результатов диагностического обследования детей Работа с родителями:
консультация «Хочу рисовать сам»
Октябрь 2013 год
Техники рисования:
-«Рисование шерстяными нитками»;
-«Печать от руки»;
-«Пальчиковая живопись»;
-«Оттиск печатками из картофеля»
Задачи:
-познакомить детей с данными нетрадиционными художественными техниками рисования;
-развивать чувство композиции, ритма, творческие способности, мелкую моторику руки;
-воспитывать аккуратность в работе с художественным материалом
Темы: Работа с родителями:
консультация
«Это должен знать каждый»
«Россия – любимая наша страна» (рисование дерева шерстяными нитками)
«Россия –великая наша держава» (рисование Российского флага шерстяными нитками).
«Гроздья спелой рябины» «Наседка с цыплятами»
Ноябрь 2013 год
Техники рисования:
-«Рисование палочкой»;
-«Печать от руки»;
-«Пальчиковая живопись»;
-«Оттиск печатками из картофеля»
Задачи:
-учить чувству ритма, как изобразительно-выразительному средству;
-продолжать развивать желания детей владеть навыками нетрадиционных техник рисования;
-воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней
Темы: Работа с родителями:
консультация
«Развитие мелкой моторики руки с помощью нестандартных приёмов рисования»
«Плюшевый медвежо-нок» «Насекомые» «Ежик ни головы, ни ножек» «Осенний лес»
Декабрь 2013 год
Техники рисования:
-«Пальчиковая живопись»;
-«Оттиск смятой бумагой»;
-«Оттиск печатками из картофеля»;
-«Рисование палочкой»
Задачи:
-учить детей связывать рисунок единым сюжетом;
-развивать мелкую моторику рук дошкольников;
-воспитывать отзывчивость и доброту
Темы: «Зимний пейзаж» «Снегири» «Мой друг снеговик» «Маленькой ёлочки холодно зимой»
Январь 2014 год
Техники рисования:
-«Тычок жесткой полусухой кистью;
-«Пальчиковая живопись»;
«Оттиск печатками из моркови»
Задачи:
-познакомить детей с новыми нетрадиционными техниками в рисовании;
-развивать творчество, воображение, чувство цвета, мелкую моторику рук;
-воспитывать желание работать красиво, эстетично, как настоящие художники
Темы: «Морская свинка» «Я люблю пушистое» (плюшевый зайчонок) «Укрась салфетку»
Февраль 2014 год
Техники рисования:
-«Пальчиковая живопись»;
-«Оттиск смятой бумагой»;
-«Рисование палочкой»;
-«Печать от руки»
Задачи:
-продолжать учить детей использовать в создании сюжета знакомые нетрадиционные художественные техники рисования;
-закреплять умение детей дополнять изображение деталями при помощи деревянной палочки;
-воспитывать аккуратность в работе с краской
Темы: «Жили у бабуси два веселых гуся» «Цветущие кактусы» «Весёлые гусенички» Работа с родителями:
консультация «Рисунки спрятанные в пальчиках»
Март 2014 год
Техники рисования:
-«Пальчиковая живопись»;
-«Рисование палочкой»;
«Оттиск жесткой полусухой кистью»;
-«Оттиск ладошкой»;
-«Оттиск печаткой из морковки»
Задачи:
-продолжать совершенствовать умение детей использовать в рисовании нетрадиционные художественные техники;
-развивать творчество, воображение, чувство композиции, цвета, мелкую моторику руки;
-воспитывать желание работать эстетично, в коллективе
Темы: «Подснежники» «Деревья весной» «Весенние цветы» «Душистая верба»;
«Бабочки» День открытых дверей для родителей:
коллективная работа детей – родителей «К нам весна шагает.»
Апрель 2014 год
Техники рисования:
-«Пальчиковая живопись»;
-«Рисование палочкой»;
«Оттиск жесткой полусухой кистью»;
-«Оттиск ладошкой»;
-«Оттиск смятой бумагой»
Задачи:
-продолжать совершенствовать умение детей использовать в рисовании нетрадиционные художественные техники;
-развивать память, мышление, воображение, мелкую мускулатуру пальцев;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы
Темы: «Весна в лесу» «Деревья весной» «Весна в городе» «Весенние цветы»
Май 2014 год
Техники рисования:
-«Пальчиковая живопись»;
-«Рисование палочкой»;
-Рисование трафаретом при помощи поролона»
Задачи:
-продолжать совершенствовать умение детей использовать в рисовании нетрадиционные художественные техники;
-закрепить навыки и умения детей составлять композиции;
-воспитывать интерес к рисованию
Темы: «Подснежники» «Душистая верба» Коллективная работа
«Лужайка» Диагностическое обследование детей. Подведение итогов работы за учебный год