Кашинова Нонна
Программа дополнительного образования «Животный мир Смоленского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада.
Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье, дать ему необходимое экологическое воспитание.
Публикация «Программа дополнительного образования „Животный мир Смоленского края“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Смоленская область, Смоленск
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных наших лесов. Поэтому в рамках кружковой деятельности "Животный мир Смоленского края"будет предпринята попытка расширить знания детей, сформировать устойчивый интерес к живой природе.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда является одной из актуальнейших проблем современности. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный, духовный и интеллектуальный путь развития. Первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
На основе приобретённых знаний у дошкольников формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе родного края, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Особое внимание в работе кружка "Животный мир смоленского края", следует так же уделить взаимодействию родителей и детей. Формы и методы работы могут быть разнообразными :
- тематические родительские собрания
- беседы и консультации
- оформление уголков для родителей
- задания домой для совместного выполнения.
Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать более успешной подготовке детей младшего дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе.
Программа составлена с использованием методических разработок Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников» : экологические праздники, викторины, занятия и игры»; Николаевой С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе» и т. д.
Цель:
- создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе
- воспитание гуманного отношения к живым объектам
Задачи:
- Расширять представления детей о животных родного края : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).
- Развивать знания детей о природе родного смоленского края.
- Учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать выводы и обобщения.
- Развивать интерес к жизни животных и птиц Смоленского края.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
- Развивать связную речь; составлять небольшие рассказы с использованием опорной схемы.
- Обогащать словарь.
- Воспитывать любовь к природе.
- Учить видеть красоту природы родного края.
- Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
- Воспитывать любознательность, сочувствие.
Основными принципами программы являются :
1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.
2. Формирование базисных основ сенсорной, трудовой культуры.
3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования логического мышления и поведения.
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в
регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.
5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом
возрастном этапе.
6. Активное овладение детьми элементарными экологическими представлениями.
7. Формирование деятельно-практического отношения к элементарным экологическим знаниям.
Организационно-методическое обеспечение программы
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.
Программа кружка «Животный мир Смоленского края» рассчитана на 1 учебный год (с 4-х лет). Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников 4-х-5-ти лет - 20 минут.
Методы и приёмы, используемые на занятиях
Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и
персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.)
Для детей 4-х-5-ти лет используются в основном игровые приемы. Уровень знаний и умений детей определяется через беседы, наблюдения педагогов.
Материалы и оборудование
- Цветные карандаши
- Простые карандаши
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- Дидактические игры
- Трафареты с изображением животных
- Ножницы
- Цветной и белый картон
- Цветная бумага
- Клей
- Игрушки (животные)
Предполагаемые результаты освоения программы кружка "Животный мир Смоленского края" для дошкольников 4-х - 5 -ти лет, родителей и педагогов:
Для детей:
- Развит познавательный интерес к животному миру смоленского края
- Даны представления о потребностях животных для их роста и развития.
- Воспитаны чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Для педагогов:
- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов в рамках кружковой деятельности в работе с детьми.
Для родителей:
- Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).
- Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
- Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.
Мониторинг освоения программы
Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста следует поставить ряд задач:
1) определить критерии уровня экологических знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;
2) подобрать диагностический материал и оборудование.
Подобраны следующие задания :
1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.
2. Моральные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе. Дети тестируются индивидуально. Обобщение данных критериев экологических знаний позволяет определить уровень сформированности этого качества.
За каждое задание ставится определенный балл:
1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием
2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя
3 балла - если ребенок справляется с заданием самостоятельно
Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником
Рекомендуемые уровни:
Низкий уровень 1-1,6 балла
Средний уровень 1,7-2,3 балла
Высокий уровень 2,4 – 3,0 балла
Характеристики уровней
Высокий уровень:
• дети имеют предусмотренный программой кружка запас знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,
• справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов,
• владеют необходимыми навыками, применяют их,
• ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения,
• речь спокойная, с достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.
Средний уровень:
• дети имеют предусмотренный программой запас знаний, умеют использовать его для решения задач, однако им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы,
• если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста,
• дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь,
• при использовании навыков выполнения задания результат получается недостаточно качественным,
• ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания,
• речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень:
• дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании,
• помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы,
• дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками,
• соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания,
• речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Перспективный план работы (средняя группа)
Сентябрь
Тема занятия: 1. Диагностика знаний детей об экологии и животном мире Смоленского края
Содержание, форма проведения: Выяснить, какими знаниями о животном мире родного края обладают дети. Знают ли названия диких и домашних животных.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. " Творческая деятельность детей: Отгадай загадку, нарисуй отгадку"
Содержание, форма проведения: Учить детей отгадывать загадки про животных, рисовать их.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
- цветные карандаши
- бумага
Октябрь
Тема занятия: 1. Беседа «Дикие животные Смоленского края».
Содержание, форма проведения: Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных Смоленского края.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. Беседа «Домашние животные и их детёныши».
Содержание, форма проведения: Расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уметь различать разных животных по характерным особенностям.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
- цветные карандаши
- бумага
Ноябрь
Тема занятия: 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Рисование героев сказки.
Содержание, форма проведения: Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя, рисовать на заданную тему
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
- цветные карандаши
- бумага
Тема занятия: 2. "Моё любимое животное" - аппликация
Содержание, форма проведения: Учить составлять целое из разных элементов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
- цветные карандаши
- бумага
Декабрь
Тема занятия: 1. Проведение " Сюжетно – ролевой игры «Лиса».
Содержание, форма проведения: Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. "Звери и птицы Смоленского края зимой" - беседа.
Содержание, форма проведения: Продолжать формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных Смоленского края, особенно в зимний период.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Январь
Тема занятия: 1. Проведение деловой игры "Найди, кого назову"
Содержание, форма проведения: Найти животного по слову-названию. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. Проведение хороводной игры «Зайка, зайка, попляши Содержание, форма проведения: Развивать умение согласовывать слова и действия во время игры.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- игрушки (животные)
Февраль
Тема занятия: 1. Беседа с детьми: «Безопасность при общении с животными Содержание, форма проведения: Познакомить детей с правилами общения с животными.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой щенок»
Содержание, форма проведения: Закреплять знания о животных, продолжать учить их рисовать.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- цветные карандаши
- бумага
Март
Тема занятия: 1. Просмотр обучающего видео «Как живется животным в лесу» Содержание, форма проведения: Пробудить познавательный интерес к объекту живой природы, рассмотреть животных, наблюдать за их повадками.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Видеоролик о животных, обитающих в лесах родного края
Тема занятия: 2. "Ёжик - ни головы, ни ножек", рисуем ёжика
Содержание, форма проведения: Закреплять знания о животных, продолжать учить их рисовать.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
- цветные карандаши
- бумага
Апрель
Тема занятия: 1. Беседа «Лесные жители».
Содержание, форма проведения: Дать представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются, о запрещении охоты на диких животных)
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. Загадывание загадок о диких и домашних животных. Содержание, форма проведения: Закреплять представление у детей о внешности и повадках животных.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
Май
Тема занятия: 1. Рассматривание иллюстраций «У кого летом появляются детёныши»
Содержание, форма проведения: Закреплять представление у детей о внешности и повадках животных.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал
- игрушки (животные)
Тема занятия: 2. Диагностика результатов реализации программы кружковой деятельности
Содержание, форма проведения: Выявить знания детей в области экологии, животного мира Смоленского края на конец года.
Оборудование (материал, атрибуты, игры) :
- Демонстрационный и дидактический материал
- Диагностичекие карты