Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Животный мир Смоленского края»

Кашинова Нонна
Программа дополнительного образования «Животный мир Смоленского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада.

Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье, дать ему необходимое экологическое воспитание.

Публикация «Программа дополнительного образования „Животный мир Смоленского края“» размещена в разделах

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных наших лесов. Поэтому в рамках кружковой деятельности "Животный мир Смоленского края"будет предпринята попытка расширить знания детей, сформировать устойчивый интерес к живой природе.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда является одной из актуальнейших проблем современности. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный, духовный и интеллектуальный путь развития. Первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

На основе приобретённых знаний у дошкольников формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе родного края, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Особое внимание в работе кружка "Животный мир смоленского края", следует так же уделить взаимодействию родителей и детей. Формы и методы работы могут быть разнообразными :

- тематические родительские собрания

- беседы и консультации

- оформление уголков для родителей

- задания домой для совместного выполнения.

Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать более успешной подготовке детей младшего дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе.

Программа составлена с использованием методических разработок Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников» : экологические праздники, викторины, занятия и игры»; Николаевой С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе» и т. д.

Цель:

- создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе

- воспитание гуманного отношения к живым объектам

Задачи:

- Расширять представления детей о животных родного края : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге).

- Развивать знания детей о природе родного смоленского края.

- Учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать выводы и обобщения.

- Развивать интерес к жизни животных и птиц Смоленского края.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

- Развивать связную речь; составлять небольшие рассказы с использованием опорной схемы.

- Обогащать словарь.

- Воспитывать любовь к природе.

- Учить видеть красоту природы родного края.

- Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

- Воспитывать любознательность, сочувствие.

Основными принципами программы являются :

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ сенсорной, трудовой культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования логического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в

регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом

возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми элементарными экологическими представлениями.

7. Формирование деятельно-практического отношения к элементарным экологическим знаниям.

Организационно-методическое обеспечение программы

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

Программа кружка «Животный мир Смоленского края» рассчитана на 1 учебный год (с 4-х лет). Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников 4-х-5-ти лет - 20 минут.

Методы и приёмы, используемые на занятиях

Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и

персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.)

Для детей 4-х-5-ти лет используются в основном игровые приемы. Уровень знаний и умений детей определяется через беседы, наблюдения педагогов.

Материалы и оборудование

- Цветные карандаши

- Простые карандаши

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- Дидактические игры

- Трафареты с изображением животных

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Цветная бумага

- Клей

- Игрушки (животные)

Предполагаемые результаты освоения программы кружка "Животный мир Смоленского края" для дошкольников 4-х - 5 -ти лет, родителей и педагогов:

Для детей:

- Развит познавательный интерес к животному миру смоленского края

- Даны представления о потребностях животных для их роста и развития.

- Воспитаны чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Для педагогов:

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов в рамках кружковой деятельности в работе с детьми.

Для родителей:

- Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).

- Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

- Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.

Мониторинг освоения программы

Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста следует поставить ряд задач:

1) определить критерии уровня экологических знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

2) подобрать диагностический материал и оборудование.

Подобраны следующие задания :

1. Задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.

2. Моральные ситуации для определения морально-ценностного отношения к природе.

3. Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе. Дети тестируются индивидуально. Обобщение данных критериев экологических знаний позволяет определить уровень сформированности этого качества.

За каждое задание ставится определенный балл:

1 балл - ставится ребенку, если он не справился с заданием

2 балла - если справился с заданием с дозированной помощью воспитателя

3 балла - если ребенок справляется с заданием самостоятельно

Полученный результат суммируется, выводится общий балл, делится на количество заданий, выводится средний балл. По среднему баллу определяется уровень освоения программы воспитанником

Рекомендуемые уровни:

Низкий уровень 1-1,6 балла

Средний уровень 1,7-2,3 балла

Высокий уровень 2,4 – 3,0 балла

Характеристики уровней

Высокий уровень:

• дети имеют предусмотренный программой кружка запас знаний, умеют использовать их для решения поставленных перед ними задач,

• справляются с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов,

• владеют необходимыми навыками, применяют их,

• ответы дают полные с объяснениями и рассуждениями, используют полные предложения,

• речь спокойная, с достаточным запасом слов, оперируют предметными терминами.

Средний уровень:

• дети имеют предусмотренный программой запас знаний, умеют использовать его для решения задач, однако им требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы,

• если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста,

• дети знакомы с необходимыми навыками и умеют использовать их, но для этого им нужна помощь,

• при использовании навыков выполнения задания результат получается недостаточно качественным,

• ответы дают без объяснений и рассуждений, применяют простые предложения и словосочетания,

• речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень:

• дети имеют представления о знаниях и навыках, предусмотренных программой для данного возраста, однако испытывают затруднения при их использовании,

• помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы,

• дети не всегда справляются с заданием, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или делают их с большими ошибками,

• соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания,

• речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Перспективный план работы (средняя группа)

Сентябрь

Тема занятия: 1. Диагностика знаний детей об экологии и животном мире Смоленского края

Содержание, форма проведения: Выяснить, какими знаниями о животном мире родного края обладают дети. Знают ли названия диких и домашних животных.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. " Творческая деятельность детей: Отгадай загадку, нарисуй отгадку"

Содержание, форма проведения: Учить детей отгадывать загадки про животных, рисовать их.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

- цветные карандаши

- бумага

Октябрь

Тема занятия: 1. Беседа «Дикие животные Смоленского края».

Содержание, форма проведения: Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных Смоленского края.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. Беседа «Домашние животные и их детёныши».

Содержание, форма проведения: Расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уметь различать разных животных по характерным особенностям.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

- цветные карандаши

- бумага

Ноябрь

Тема занятия: 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Рисование героев сказки.

Содержание, форма проведения: Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя, рисовать на заданную тему

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

- цветные карандаши

- бумага

Тема занятия: 2. "Моё любимое животное" - аппликация

Содержание, форма проведения: Учить составлять целое из разных элементов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

- цветные карандаши

- бумага

Декабрь

Тема занятия: 1. Проведение " Сюжетно – ролевой игры «Лиса».

Содержание, форма проведения: Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. "Звери и птицы Смоленского края зимой" - беседа.

Содержание, форма проведения: Продолжать формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных Смоленского края, особенно в зимний период.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Январь

Тема занятия: 1. Проведение деловой игры "Найди, кого назову"

Содержание, форма проведения: Найти животного по слову-названию. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. Проведение хороводной игры «Зайка, зайка, попляши Содержание, форма проведения: Развивать умение согласовывать слова и действия во время игры.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- игрушки (животные)

Февраль

Тема занятия: 1. Беседа с детьми: «Безопасность при общении с животными Содержание, форма проведения: Познакомить детей с правилами общения с животными.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. Художественно-творческая деятельность: рисование «Мой щенок»

Содержание, форма проведения: Закреплять знания о животных, продолжать учить их рисовать.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- цветные карандаши

- бумага

Март

Тема занятия: 1. Просмотр обучающего видео «Как живется животным в лесу» Содержание, форма проведения: Пробудить познавательный интерес к объекту живой природы, рассмотреть животных, наблюдать за их повадками.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Видеоролик о животных, обитающих в лесах родного края

Тема занятия: 2. "Ёжик - ни головы, ни ножек", рисуем ёжика

Содержание, форма проведения: Закреплять знания о животных, продолжать учить их рисовать.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

- цветные карандаши

- бумага

Апрель

Тема занятия: 1. Беседа «Лесные жители».

Содержание, форма проведения: Дать представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются, о запрещении охоты на диких животных)

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. Загадывание загадок о диких и домашних животных. Содержание, форма проведения: Закреплять представление у детей о внешности и повадках животных.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

Май

Тема занятия: 1. Рассматривание иллюстраций «У кого летом появляются детёныши»

Содержание, форма проведения: Закреплять представление у детей о внешности и повадках животных.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный материал

- Раздаточный материал

- игрушки (животные)

Тема занятия: 2. Диагностика результатов реализации программы кружковой деятельности

Содержание, форма проведения: Выявить знания детей в области экологии, животного мира Смоленского края на конец года.

Оборудование (материал, атрибуты, игры) :

- Демонстрационный и дидактический материал

- Диагностичекие карты

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Животный мир Смоленского края»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 20:20
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Животный мир Смоленского края»» (включая файлы) размещена пользователем Кашинова Нонна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД