Клочкова Ксения
Программа дополнительного образования «Здоровячок»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Информационная часть программы :
Направленность программы (профиль) : оздоровительная, физкультурно-спортивная.
Актуальность: проблема профилактики заболевания детей является актуальной и по сегодняшний день. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности здоровья, формирование стремления к здоровому образу жизни.
Публикация «Программа дополнительного образования „Здоровячок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:
1. Разработана в соответствии с целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, здорового и духовного человека.
2. По данным ежегодного медицинского обследования 50% детей дошкольных образовательных учреждений России, имеют какую либо патологию здоровья.
3. Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику нарушения осанки и плоскостопия у детей нашего детского сада. Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики.
Возраст обучающихся воспитанников – 3-7 лет
Занятия ориентированы на детей, не имеющих противопоказаний к занятиям по физкультуре, с учетом желания родителей.
Срок освоения программы – 9 учебных месяцев (60 часов)
Форма обучения - очная
Особенности организации образовательного процесса – сформированные группы учащихся одного возраста, являющиеся одним составом объединения.
Состав группы постоянный. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность занятий 30 минут. 60 занятий в год.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : развитие психически и физически здоровой личности ребенка, формирование и раскрытие творческой индивидуальности, укрепление его здоровья.
Задачи:
-личностные - формирование навыков здорового образа жизни, формирование общественной активности личности.
-метапредметные – развитие мотивации к здоровому образу жизни, потребность в саморазвитии, самостоятельности и активности детей.
-образовательные (предметные)- развитие познавательного интереса к собственному здоровью, приобретение знаний и умений общения между собой.
1.3 Содержание программы
Тема Количество часов (занятий) Вид
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности :
-Правила поведения на занятиях лечебной физической культуры, гигиенические требования
-Техника безопасности во время занятий
-Что такое правильная
Осанка
-Правила проведения подвижных игр. 2 Теоретический вид занятий
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью :
Физические упражнения:
- упражнения в положении стоя;
- упражнения в положении сидя;
- упражнения в положении лежа на спине и животе;
- упражнения в положении стоя на четвереньках и упражнения в
равновесии;
-упражнения с гимнастическими палками;
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки;
- упражнения для профилактики начальных форм
плоскостопия;
- упражнений дыхательной гимнастики.
-Подвижные игры и игры 56 Практический вид занятий
Контрольные испытания и врачебный контроль (мониторинг) 2 Практический вид занятий
1.4 Планируемые результаты
-воспитание здорового во всех отношениях человека;
- занятия закалят и укрепят физическое и психическое здоровье детей;
-повысят работоспособность, создадут хорошее настроение детей, поспособствуют общение между детьми;
-уменьшат количество детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Сентябрь
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Обычная, перекатывание пятки на носок. С изменением темпа, с остановкой по сигналу. 1. На осанку.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.
- поднять руки в стороны
-руки вверх
-руки в стороны
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. ноги на ширине плеч, руки за спиной.
- наклоны в стороны.
6-8 раз
3. Одна стопа потирает другую. («Зайчата»)
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
Вот встречаются зайчата.
-Как согреться нам, ребята?
-Лапки грейте поскорей, Сразу станет веселей.
4-5 движений 6-8 раз.
4. Подниматься на носки и отпускаться на стопы («Богатыри»)
И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе.
Опираемся на пальцы.
Пальцам надо постараться
Начинаем: раз, два, три-
Станем как богатыри.
4-5 движений по 3-4 раза
5. Сгибание и разгибание пальцев ног. («Ванька-встанька»)
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
Поскорей на пальцы глянь-ка
Это просто Ванька-встанька
Пальцы скачут вверх и вниз
Тренируй их, не ленись.
6-8 движений 3-4 раза.
«Угадай фигуру» Упр. на релакс. «Кораблик».
2-я неделя
Занятия 3-4 Обычная, парами, врассыпную. С высоким подниманием колен, с захлестом голени. 1. и. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- развести локти, соприкоснуться лопатками.
- и. п. 6-8 раз.
2. и. п. - ноги шире плеч, кисти прижаты к плечам.
-на выдохе наклон вперед
-на вдохе в и. п. 6 раз
3. Постукивание пальцами ног о пол. («Дятел»)
И. п. - сидя на гимнастической скамейке.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
6-8 движений 4-5 раз.
4. Повороты вокруг себя на пятке с опорой на вторую ногу.
И. п. - основная стойка, руки на поясе. Повторять, меняя положения ног. 2-3 поворота в разные стороны 3-4 раза.
5. Повороты стопы вправо, влево. («Караси»)
И. п. - сидя на гимнастической скамейке.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы рыбок нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
6-8 движений 4-5 раз.
6. Поднимание согнутой в колене ноги. («Цапля»)
И. п. - основная стойка, руки на поясе.
Цаплям постоять охота
Целых 2 часа подряд.
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят.
3-4 движения каждой ногой 5-6 раз.
«Змея» Упр. на релакс «Рыбки»
Октябрь
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 В глубоком приседе, поворотами туловища вправо, влево. Змейкой, мелким, широким шагом. 1. На осанку.
(«Лодочка»)
И. п. - лежа на животе, руки и ноги вдоль туловища.
- поднять руки и ноги
- и. п.
6-8 раз.
2. упражнение («Кошка»)
И. п. - в упоре на колени, ладони на полу.
- прогнуться в пояснице (добрая кошка)
- выгнуться в пояснице (злая кошка)
6-8 повторов.
3. Ходьба на носках, руки подняты вверх. («Космонавты»)
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Ходьба на пятках, руки за спиной.
Тук, тук, тук-
Моих пяток слышан стук.
Мои пяточки стучат,
Расслабляться не велят.
Ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе («Мишка»)
Я большой, я косолапый,
Я душистый мед люблю,
А зимой в берлоге сплю.
4. Пороты стопы вправо, влево с опорой на пальцы ног.
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
5. Упражнение «Цапля»
6-8 движений 3-4 раза.
«Космонавты» Дых. упр. «Я- ветер».
2-я неделя
Занятия 3-4 Обычная, с выполнением упражнений для рук. В колонне по одному, противоходом. 1. На осанку.
И. п. - стоя, руки за спиной с гимнастической палкой, локти согнуты.
- наклон вперед под углом 90 градусов.
- и. п.
6-8 раз.
2. И. п. – стоя, руки за спиной, держать руками за концы гимнастического снаряда.
- выпрямит руки над головой, спина прямая
- и. п.
6-8 раз.
3. Упражнения «Веселый кросс»; «Караси»
4. Прокатывание массажного мяча стопой, правой и левой ногами попеременно.
И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе.
10 движений 2-3 раза.
5. Встать на гимнастическую скамейку на носки.
И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. Перед гимнастической скамейкой.
В. у. левую ногу поставить на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой подняться на носок левой и спуститься. Затем другой ногой.
4-6 движений 3-4 раза.
«Послушный мяч» Упр. на релакс «Листопад».
Ноябрь
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Парами, врассыпную парами. В колонне по одному, с остановкой по сигналу. 1. На осанку
И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела.
- велосипедные движения ногами.
Выполнять 30 секунд 2 раза
2. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.
-вытянуть руки вперед
-подняли левую ногу, коснулись руки, вернули ногу обратно
-подняли правую ногу
-и. п.
По 4 раза каждой ногой.
3. Ходьба по массажным дорожкам губкам.
4. Встать на гимнастическую скамейку на носки.
5. Скатай полоску.
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
В. у. захватить пальцами ног полоску и подобрать часть ее под стопу. Затем распрямить пальцы и подобрать новую часть полоски. Повторять до тех пор, пока полоска не исчезнет под стопой полностью.
По 2 упражнения каждой ногой. «Змея» Упр. на релакс «Рыбки».
2-я неделя
Занятия 3-4 С разведением стоп в стороны Подскоки, со сменой направления 1. На осанку
И. п. - стоя, палка в опущенных руках.
-присесть, вытянув руки вперед
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. - стоя, палка на лопатках.
-наклониться вперед
- поднять руки вверх
-руки на лопатки
- и. п.
6 раз
3. Упражнение «Караси», «Дятел», «Веселый кросс»
4. Захват пальцами ног мелких предметов и перенос их в кольцо.
«Шарики и кольца»
И. п. - сед на гимнастической скамейке
5-6 предметов 3-4 упр. каждой ногой.
5. Прокатывание стопами массажного мяча.
И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. «Туннель» пролезание сквозь мешок. Упр. на релакс «Еж»
Декабрь
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 С изменением темпа. Боковой галоп со сменой направления. 1. На осанку.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.
- поднять руки в стороны
-руки вверх
-руки в стороны
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. ноги на ширине плеч, руки за спиной.
- наклоны в стороны.
6-8 раз
3. Ходьба:
«Космонавты»
«Пяточки стучат»
«Мишка»
4. Захват стопами мешочка с песком, отбросить как можно дальше.
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
4-5 раз.
5. Скручивание полоски. «Жаворонок» Релаксация
2-я неделя
Занятия 3-4 Обычная, мелким и широким шагом. На прямых ногах с высоким подниманием колен. 1. и. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- развести локти, соприкоснуться лопатками.
- и. п. 6-8 раз.
2. и. п. - ноги шире плеч, кисти прижаты к плечам.
-на выдохе наклон вперед
-на вдохе в и. п. 6 раз
3. Прокатывание деревянных палочек стопами вперед-назад.
8-10 движений 3-4 раза.
4. Ходьба по гладкой доске на носках.
3-4 раза.
5. Упражнение на велотренажере.
«Послушный мяч» Дыхательные упражнения.
Январь
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Обычная, противо-ходом. В колонне по одному, змейкой. 1. На осанку.
(«Лодочка»)
И. п. - лежа на животе, руки и ноги вдоль туловища.
- поднять руки и ноги
- и. п.
6-8 раз.
2. упражнение («Кошка»)
И. п. - в упоре на колени, ладони на полу.
- прогнуться в пояснице (добрая кошка)
- выгнуться в пояснице (злая кошка)
6-8 повторов.
3. Собирание прутиков пальцами ног (собрать прутики одного цвета).
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
5-6 движений каждой ногой 3-4 раза.
4. Ходьба по дорожке следами правой, левой ногами.
3-4 раза.
5. Упражнение «Цапля». «1,2,3, мячик догони» Дых. упр. :
«В лесу»
«Сердитый ежик»
«Лесоруб»
2-я неделя
Занятия 3-4 Приставным шагом, змейкой. В колонне по одному, врассыпную. 1. На осанку.
И. п. - стоя, руки за спиной с гимнастической палкой, локти согнуты.
- наклон вперед под углом 90 градусов.
- и. п.
6-8 раз.
2. И. п. – стоя, руки за спиной, держать руками за концы гимнастического снаряда.
- выпрямит руки над головой, спина прямая
- и. п.
6-8 раз.
3. Ходьба по ребристой доске.
3-4 раза.
4. Упражнение «Достань до солнышка»
5. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх-вниз.
3-4 раза. «Перелет птиц» Упр. на релакс «Волшебный сон».
Февраль
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Со сменой положения рук. С изменениями темпа движений по музыкальному сигналу. 1. На осанку
И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела.
- велосипедные движения ногами.
Выполнять 30 секунд 2 раза
2. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.
-вытянуть руки вперед
-подняли левую ногу, коснулись руки, вернули ногу обратно
-подняли правую ногу
-и. п.
По 4 раза каждой ногой.
3. Упражнение «Шарики и кольца»
4. Ходьба через ступеньки лестницы 2-3 раза.
5. Упражнения на массажерах. «Конатоходцы» Дых. упр. «Часы»
2-я неделя
Занятия 3-4 Пружинящим шагом с пятки на носок. Подскоки. 1. На осанку
И. п. - стоя, палка в опущенных руках.
-присесть, вытянув руки вперед
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. - стоя, палка на лопатках.
-наклониться вперед
- поднять руки вверх
-руки на лопатки
- и. п.
6 раз.
3. Ходьба по массажным дорожкам.
4. Круговые движения стопами с опорой на пальцы.
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
8-10 движений 4-5 раз.
5. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх, вниз.
4-5 раз. «Змея» Дых. упр. «Гуси шипят»
Март
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Приставным шагом. С ускорением и замедлением темпа движений. 1. На осанку.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.
- поднять руки в стороны
-руки вверх
-руки в стороны
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. ноги на ширине плеч, руки за спиной.
- наклоны в стороны.
6-8 раз.
3. Ходьба по дорожкам с отпечатками стоп.
4. Захват пальцами ног прутиков и перенос их в другую сторону.
3-4 движения каждой ногой 2-3 раза.
5. Упражнение «Цапля». «Змея» Дых. упр. «Часы»
2-я неделя
Занятия 3-4 По кругу, держась за руки, со сменой направления. На носках, подскоки. 1. и. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- развести локти, соприкоснуться лопатками.
- и. п. 6-8 раз.
2. и. п. - ноги шире плеч, кисти прижаты к плечам.
-на выдохе наклон вперед
-на вдохе в и. п. 6 раз.
3. Ходьба по массажным дорожкам.
4. Прокатывание массажного мяча стопами в различных направлениях.
5. Ходьба по гладкой наклонной дорожке.
«Туннель» Упр. на релакс «Ёж»
3-я неделя
Занятия 5-6 Обычная, гимнастическая. С преодолением препятствий. 1. На осанку.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.
- поднять руки в стороны
-руки вверх
-руки в стороны
- и. п.
6-8 раз
2. И. п. ноги на ширине плеч, руки за спиной.
- наклоны в стороны.
6-8 раз.
3. Скатай полоску.
4. Ходьба по рейкам гимнастической лестницы, переходя с пролета на пролет. 3-4 раза.
5. Упражнения на массажерах. «Найди и промолчи» Дых. упр. «Я- ветер».
4-я неделя
Занятия 7-8 Пружинистый шаг носка. В колонне по одному, змейкой. 1. и. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- развести локти, соприкоснуться лопатками.
- и. п. 6-8 раз.
2. и. п. - ноги шире плеч, кисти прижаты к плечам.
-на выдохе наклон вперед
-на вдохе в и. п. 6 раз.
3. Упражнение «Зайчата»
4. Захват стопами мешочка с песком и отбрасывание его.
5-6 раз.
И. п. - сед на гимнастической скамейке.
5. Упражнения на велотренажере. «Космонавты» Упр. на релакс «Тишина»
Апрель
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Чередование с прыжками. Врассыпную. 1. На осанку.
(«Лодочка»)
И. п. - лежа на животе, руки и ноги вдоль туловища.
- поднять руки и ноги
- и. п.
6-8 раз.
2. упражнение («Кошка»)
И. п. - в упоре на колени, ладони на полу.
- прогнуться в пояснице (добрая кошка)
- выгнуться в пояснице (злая кошка)
6-8 повторов.
3. Пальцами ног рвать газету на части.
4. Подняться на носки, развести пятки в стороны.
И. п. - основная стойка, руки на поясе.
В. у. Подняться на носки, развести пятки в стороны, встать, изобразив ногами «Шалаш», вернуться в и. п.
6-8 раз.
5. Упражнение веселый кросс». «Послушный мяч» Дых. упр.
«Мы растем»
«Лесоруб»
2-я неделя
Занятия 3-4 Обычная, в глубоком приседе. Змейкой 1. На осанку.
И. п. - стоя, руки за спиной с гимнастической палкой, локти согнуты.
- наклон вперед под углом 90 градусов.
- и. п.
6-8 раз.
2. И. п. – стоя, руки за спиной, держать руками за концы гимнастического снаряда.
- выпрямит руки над головой, спина прямая
- и. п.
6-8 раз.
3. Упражнение «Ванька- встанька».
4. Пальцами ног захватить погремушку и погреметь («Музыканты»)
И. п. - сед ноги врозь.
3-4 движения 3-4 раза.
5. Ходьба по канату прямо. «Жаворонок» Упр. на релакс «Кораблики»
3-я неделя
Занятия 5-6 Скрестным шагом. Подскоки с изменением направления движений. 1. На осанку.
(«Лодочка»)
И. п. - лежа на животе, руки и ноги вдоль туловища.
- поднять руки и ноги
- и. п.
6-8 раз.
2. упражнение («Кошка»)
И. п. - в упоре на колени, ладони на полу.
- прогнуться в пояснице (добрая кошка)
- выгнуться в пояснице (злая кошка)
6-8 повторов.
3. Упражнение «Шалаш»
4. Пальцами ног разрывать газету на части.
5. Ходьба по наклонной ребристой доске. «Повар и котята» Упр. на релакс «Кулачки»
4-я неделя
Занятия 7-8 Дробным шагом, перекатом с пятки на носок. С изменением направления движений. 1. На осанку.
И. п. - стоя, руки за спиной с гимнастической палкой, локти согнуты.
- наклон вперед под углом 90 градусов.
- и. п.
6-8 раз.
2. И. п. – стоя, руки за спиной, держать руками за концы гимнастического снаряда.
- выпрямит руки над головой, спина прямая
- и. п.
6-8 раз.
3. Ходьба через ступеньки лестницы.
4. Упражнение музыканты.
5. Прокатывание стопами палочек. «Ручеек» Упр. на релакс «Рыбки»
Май
Этапы занятий Ходьба Бег Виды упражнений Подвижные игры Упражнения дыхательные, на релаксацию
1-я неделя
Занятия 1-2 Мелким и широким шагом. С остановкой по сигналу. 1. На осанку
И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела.
- велосипедные движения ногами.
Выполнять 30 секунд 2 раза
2. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.
-вытянуть руки вперед
-подняли левую ногу, коснулись руки, вернули ногу обратно
-подняли правую ногу
-и. п.
По 4 раза каждой ногой.
3. Ходьба по обручу.
И. п. - Встать на обруч, руки на поясе.
В. у. Идти по обручу приставным шагом вправо, затем влево.
2-3 раза в каждую сторону.
4. Упражнение «Шарики и кольца».
5. Упражнение на велотренажере. «1,2,3, мячик догони» Дых. упр. «Гуси шипят»
2-я неделя
Занятия 3-4 Приставным шагом. С высоким подниманием колен. 1. На осанку.
И. п. - стоя, руки за спиной с гимнастической палкой, локти согнуты.
- наклон вперед под углом 90 градусов.
- и. п.
6-8 раз.
2. И. п. – стоя, руки за спиной, держать руками за концы гимнастического снаряда.
- выпрямит руки над головой, спина прямая
- и. п.
6-8 раз.
3. Ходьба по дорожкам с отпечатками стоп.
4. Скатай полоску.
5. Упражнение «Цапля». «Жаворонок» Упр. на релакс «Теплый ветер»
3-я неделя
Занятия 5-6 Парами со сменой направления. На прямых ногах, врассыпную. 1. На осанку
И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела.
- велосипедные движения ногами.
Выполнять 30 секунд 2 раза
2. И. п. - лежа на спине, руки в стороны.
-вытянуть руки вперед
-подняли левую ногу, коснулись руки, вернули ногу обратно
-подняли правую ногу
-и. п.
По 4 раза каждой ногой.
3. Ходьба по обручу.
4. Упражнение «Дятел»
5. Упражнения на массажерах. «Угадай, чей голосок?» Упр. на релакс «Ёж»
4-я неделя
Занятия 7-8 Туристический поход
1. Ходьба по дорожкам с отпечатками стоп.
2. Собирание шишек (пальцами ног в ведерко).
3. Прыжки на двух ногах («с кочки на кочку»)
4. Упражнение «Цапля»
5. Ходьба на носках по доске («по мостику»)
6. Упражнение «Музыканты» Упр. на релакс «Теплый ветер»
2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы занятия проводятся в оборудованном зале с наличием различных пособий для занятий: велотренажер, гимнастические палки, массажеры для стоп, мячи разного размера, дорожки с отпечатками стоп, канат, обручи разных диаметров, гимнастическая скамья, шведская стенка, …
Также для реализации программы используется информационное обеспечение: аудио, интернет источники.
Занятия проводит инструктор по физической культуре….
2.3 Формы аттестации
Форма аттестации образовательной программы «Здоровячок» будет проходить в двух заключительных занятиях, которые пройдут как открытые занятия для родителей в мае месяце. Темой открытого итогового занятия будет «Туристический поход».
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов будет : дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал тестирования.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов будет врачебный контроль (мониторинг).
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг: для определения эффективности занятий в начале и в конце года, используются доступные методики и тесты: тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и тесты выявления нарушения опорно- двигательного аппарата по Г. Н. Сердюковой, плантография. Определяется так же уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. Контрольные испытания и врачебный контроль, проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержаний занятий на здоровье ребенка. Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.
Обследование уровня физических качеств:
Первопричиной всех дефектов осанки, является слабость тех или иных мышечных групп, их несимметричное развитие.
Тест для определения силы мышц спины:
Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находиться только нижняя часть тела. Взрослый держит ребенка за ноги. И. п. – ребенок упирается руками об пол и по сигналу взрослого, он ставит руки на пояс и начинается отсчет времени. Средняя норма для дошкольников – 45 секунд.
Оценка силы и выносливости мышц живота:
И. п. – поднять ноги над полом из положения лежа на 25 см высотой, руки за голову. Удерживать ноги в таком положении 15 секунд. Ноги должны быть прямыми, носки оттянуты.
Определение подвижности позвоночника (гибкость) :
При наклоне вперед ребенок должен достать кончиками пальцев пола, не сгибая колени. Наклон выполняется из и. п. – ноги вместе. При невыполнении этого задания измеряется расстояние между полом и пальцами ребенка. Полученное расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой.
Диагностика плоскостопия:
Плантография это отпечаток стоп. В норме подсводное пространство не окрашивается, окрашен только перешеек стопы. 1 степень плоскостопия – окрашена 1/3 подсводного пространства, 2 степень окрашены 2/3, 3 степень более 2/3 подсводног пространства стопы.
2.5 Методические материалы
Организация образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
-словесный
-наглядный практический
-объяснительно-иллюстративный
-дискуссионный
-игровой.
Методы воспитания: упражнения, мотивация, стимулирование.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое занятие, практическое занятие.
Педагогические технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: занятие состоит из трех частей. Во вводной части выполнение упражнений в различных видах ходьбы, бега, комплексные упражнения.
В основной части – выполнение специальных упражнений для укрепления мышц спины, живота и мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава.
В заключительной части занятий можно организовать подвижную игру малой активности, выполнить дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, самомассаж стоп.
Дидактические материалы: задания, упражнения.
2.6 Список литературы
Методическая литература:
1. Болонов Г. П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-
развивающего обучения», М. : ТЦ «Сфера», 2003 год;
2. Велитченко В. К., «Физкультура для ослабленных детей», М. : Терра-
спорт, 2000 год;
3. Дубровский В. И., «Лечебная физическая культура», М. : Владос, 2004
год;
4. Каштанова Г. В., Мамаева Е. Г., «Лечебная физкультура и массаж.
Методика оздоровления детей младшего дошкольного возраста»,
Практическое пособие, 2002 год;
5. Кириллов А. И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика» М. ;
АСТ; СПб. : Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
6. Красикова И. С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение
нарушений осанки», 3-е изд. -СПб. :КОРОНА-Век,2007 год;
7. Ловейко И. Д., «Формирование осанки у дошкольников» (пособие для
педагогов и дошкольных врачей). М. : Просвещение, 1970 год;
8. Мачинский В. И., «Гимнастика, исправляющая осанку»; М., 1984 год;
9. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А., «Лечебная гимнастика при
нарушении осанки у детей», М. : «Эксмо», 2003 год;
10. Минаев Б. Н., Шиян Б. М., «Основы методики физического воспитания
дошкольников», Москва, «Просвещение», 1989 год;
11. Николайчук Л. В., Николайчук Э. В., «Остеохондроз, сколиоз,
плоскостопие», Минск: Книжный Дом, 2004 год;
12.«Примерные программы начального общего образования по физической культуре» (2006 г);
13. Рыжова С. П. Профилактика плоскостопия и косолапости у детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. Ярославль 2005.
14. Страковская В. Л., «300 подвижных игр для оздоровления детей от
1года до 14 лет», М. : Новая школа, 1994 год;
15. Халемский Г. А., «Физическое воспитание детей со сколиозом и
нарушением осанки», министерство образования Российской
Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001
год;
16. Халемский Г. А., «Коррекция нарушений осанки у дошкольников»,
методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001
год;
17. Шестопалов С. В., «Физические упражнения», Ростов-на-Дону: Проф-
пресс, 2001 год.