Оксана Захарова
Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством конструированию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детское конструирование – подлинно интегрированная деятельность, основанная на глубокой взаимосвязи познания, художественного творчества, игры, общения, экспериментирования, исследования, настоящих поисков и открытий.
Как отмечает Л. А. Парамонова, детское конструирование из-за созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством конструированию в детском саду» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческого мышления у дошкольников.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизна дополнительной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста посредством конструирования.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ содержания педагогической практики показал проявление в детской деятельности следующих тенденций: копирование детьми чужого опыта, действие ребенка по образцу, предоставляемому взрослым, навязывание ему стереотипного мышления, боязнь ребенка перед собственной инициативой и самостоятельными шагами. В данных условиях творческое мышление детей изначально приостанавливается, продукты детского творчества как результат творческой мыслительной деятельности не отражают - творческой индивидуальности ребенка, коллективная деятельность также не носит творческого, комфортного и радостного характера. Подражание окружающим, копирование чужого опыта, своего рода «имитация созидательной творческой деятельности» может затормозить развитие индивидуальности человека и негативно повлиять на характер деятельности человека в его взрослом состоянии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, из бросового и природного материала.
Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Конструирование развивает представления о возможностях предметов, дети учатся моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются :
- использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
- формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).
Бросовый материал, наверное, один из самых интереснейших материалов для конструирования и что самое приятное, так это то, что он находится у нас прямо под ногами. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Конструирование из природного материала раскрывает содержание творческих занятий по созданию детьми оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций из таких материалов, как: листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка. Акцент делается на том, что, художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчестве с великим художником – Природой.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование творческой личности ребенка через расширение кругозора и овладение приемами художественного конструирования.
В процессе конструирования ребенок связывает отдельные части предмета между собой, выделяет их свойства, которые становятся содержанием его представлений о форме, цвете, величины, объеме. Эти обстоятельства дают возможность для оперирования ими в мыслительном плане и рождение новых образов. Это способствует формированию у детей гибкого и «подвижного» мышления.
Использование в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста многообразия материалов существенно расширяет репертуар творческих решений ребёнка, позволяет продуцировать новые идеи. Привлечение ребёнка к использованию разнообразных конструктивных материалов не только по их прямому назначению, но для решения других проблем, - самое важное в развитии творческого мышления.
Задачи:
Основной задачей развития творческого мышления детей посредством конструирования считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаются следующие задачи:
• развивать мышление : овладение обобщенными способами конструирования – комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и самостоятельно их использовать;
• развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений, творчества, интеллектуальной инициативы;
• формировать умение конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции;
• формировать способность к построению собственных замыслов;
• развивать художественный вкус : подбор материалов по цвету, фактуре, форме, создание оригинальных, выразительных конструкций.
Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам:
- принцип свободы выбора, который базируется на том, что в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора;
- принцип по этапности - от простого к сложному;
- принцип обратной связи. Воспитатель может контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих;
- принцип системности и последовательности предполагает формирование у ребенка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира;
- принцип беглости мышления как способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляемый с помощью метода «мозговой штурм»;
- принцип благоприятности среды как создания социально - психологического климата, характеризующего психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого;
- принцип безоценочности как признания права каждого ребенка делать ошибки.
СВЯЗЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ ПРОГРАММАМИ ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Основой для данной программы являются рекомендации А. Н. Давидчук, И. А. Лыковой, Л. А. Парамоновой по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Программа составлена для детей от 3 до 7 лет с уже имеющимися первоначальными навыками конструирования и умением различать основные цвета, форму, величину, фактуру, соотносить детали и целое, их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, т. к. знакомство с конструированием на занятиях в ДОУ начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми.
Каждый возраст предполагает обособленную группу до 10 человек. Условия приема детей: прием в группу ведется по желанию детей и родителей (законных представителей).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс обучения рассчитан на 4 года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа детского сада).
Возрастная группа Кол-во занятий в нед. / мес. /год Кол-во месяцев
Вторая младшая (3-4 года) 2/8/64 8
Средняя группа (4-5 лет) 2/8/64 8
Старшая группа (5-6 лет) 2/8/64 8
Подготовительная группа (6-7 лет) 2/8/64 8
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма организации деятельности воспитанников: групповая, варьируется в зависимости от целей и задач конкретного занятия (обучающее занятие, работа по подгруппам, в паре).
Содержание занятий предлагает смену видов деятельности детей, положения их тела через каждые 5-10 минут, что достигается включением в занятие игровых приемов, гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений. Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка. Во время проведения занятий создаётся обстановка, позволяющая дошкольникам чувствовать себя свободно: игровой и дидактический материал располагался в легкодоступных местах.
Игровые приемы на занятиях конструирования по развитию творческого мышления являются ведущими, используются ситуационные игры (игровые ситуации). Ситуация создает «сцену», на которой протекает игровой процесс. Содержанием ситуационных игр может быть ряд игровых сюжетов и игровых проблем.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
Время проведения занятий: согласно СанПиН продолжительность занятий зависит от возраста детей:
Вторая младшая – 15 минут;
Средняя группа – 20 минут;
Старшая группа – 25 минут;
Подготовительная группа - 30 минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планирую, что занятия детей по моей программе приведет к следующим результатам:
1. Овладеют дети вариативным способам создания «образов» от исходных данных, наделение одних и тех же «образов» разными свойствами и включения в самостоятельную конструктивную деятельность;
2. Овладение детьми обобщенными способами конструирования в процессе создания новых образов;
3. Мотивированность детей к построению оригинальных творческих конструкций по собственному замыслу.
4. Применение интеллектуальной активности детей и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональную включенность.
Методом отслеживания результативности является оформление тематических выставок в фойе ДОУ. Кроме того обязательным условием является участие детей в городских и всероссийских и международных конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия проводятся с октября по май.
На основании диагностических исследований составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.
ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
1-й год обучения (вторая младшая)
Задачи возраста:
1. Приобщать к изготовлению плоских и объемных игрушек из готовых форм (цилиндров, конусов, коробок и пр., оформленных аппликацией и рисованными деталями.
2. Осваивать основные способы действий при изготовлении поделок из природного материала в сотворчестве со взрослыми.
3. Помогать делать различные детали уже знакомыми способами сминания и разрывания.
4. Овладевание новым способом – скручиванием.
5. Обучать подбору цвета материала в соответствии с содержанием композиции.
6. Поощрять первую ориентировку на небольшом листе бумаги.
2-й год обучения (средняя группа)
Задачи возраста:
1. Знакомить детей со свойствами разных видов бумаги.
2. Помогать овладевать двумя новыми способами конструирования – складыванием квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
3. Способствовать обобщению способов изготовления простых поделок.
4. Приобщать к богатству естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала.
5. Приобщать к изготовлению поделок из природного материала, учить использовать для закрепления частей клей, пластилин.
6. Совместно достраивать образ способом «опредмечивания».
7. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы (бросовый материал).
8. Развивать воображение, творчество.
З-й год обучения (старшая группа)
Задачи возраста:
1. Обучать обобщенным способам формообразования (закручивание прямоугольника в цилиндр, круга в тупой конус).
2. Учить создавать поделки на основе, а также используя уже знакомые способы.
3. Поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования поделок в общей композиции.
4. Формировать направленность на создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет и др.) и свой опыт.
5. Учить видению материала (его формы, цвета, размера, фактуры) с точки зрения его возможностей использования в конструировании.
6. Учить изготовлению игрушек, сувениров из природного и бросового материала.
7. Развивать творческое воображение, художественный вкус.
8. Воспитывать аккуратность, учить бережно относиться к использованным материалам и готовым изделиям.
9. Формировать эстетическую оценку.
4-й год обучения (подготовительная к школе группа)
Задачи возраста:
1. Развивать творческое мышление и воображение, умение преобразовывать плоскостной материал в объемные формы.
2. Помогать детям, овладеть следующими способами: закручивание полукруга в острый конус и преобразование квадрата в куб, плетение.
3. Использовать одни и те же способы формообразования для создания разных поделок.
4. Конструировать карнавальные и праздничные костюмы, атрибуты для игры, моделировать одежду для кукол.
5. Организовывать коллективное сюжетное конструирование.
6. Развивать творческое воображение, создавать выразительный образ с опорой на наглядность и собственные представления (природный материал).
7. Обучать использованию материала как основу и как детали образа.
8. Самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание лишне-го) в разных условиях.
9. Организовывать сюжетное конструирование в разных условиях из разных материалов.
10. Формировать способность к построению собственных замыслов.
11. Развивать описательную, инициативную, образную, эмоциональную речь детей (описание своих «героев», включение их в общий сюжет, придумывание рассказа, сказки и т. п.).
12. Развивать художественный вкус : подбор материалов по цвету, фактуре, форме, создание оригинальных, выразительных конструкций.
13. Организовывать выставки детских работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность воспитанников предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с родителями по поиску информации.
Репродуктивная деятельность воспитанников направлена на овладение ими умениями и навыками конструирования через выполнение образцов показа педагога. Эта деятельность способствует развитию внимательности, сенсомоторики детей, умению работать слаженно в группе.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу детей по конструированию.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает воспитанникам возможность научиться правильным и вариативным способам конструирования, наделение одних и тех же «образов» разными свойствами и включения в самостоятельную конструктивную деятельность.
При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности :
• Словесные – рассказ, беседы инструктаж, объяснения, анализ структуры изделия, чтение художественной литературы, художественное слово.
• Наглядные – использование с натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов, показ мультимедийных материалов.
• Практические – упражнения и экспериментирование.
• Игровые – дидактические, творческие, развивающие игры.
• Метод проблемных вопросов ставит ребенка в ситуацию, когда нужно активизировать мыслительные процессы ребенка;
• Метод творческих заданий – направлен на развитие вербального творческого мышления, уход от шаблонов;
• Метод «оживления окружающего мира» (наделение обычных предметов признаками жизни, с помощью этого метода у детей развивается образное восприятие и воображение.
Основными средствами развития творческого мышления на занятиях явились :
- задания, направленные на формирование детской самостоятельности и творческой активности;
- игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес;
- сочинение историй, ассоциации, мозговой штурм;
- игры – беседы (спланированные как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении, в них ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих);
- творческая продуктивная деятельность.
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятия:
- ритуалы начала и окончания занятия;
- психогимнастические и психотехнические упражнения;
- совместная работа в микрогруппах;
- эмоционально окрашенный рассказ педагога;
- подвижные и настольные игры;
- беседа;
- конструирование.
Педагог создает и развивает ситуацию успеха в том виде деятельности, который наиболее свойствен ребенку именно в этот период жизни. Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается психологический комфорт.
В ходе занятия педагог формирует у дошкольников стремление к созданию новых неповторимых идей, поэтому он много времени уделяет тренировке способности генерировать оригинальные решения, включая элементы «мозгового штурма» в различные этапы занятия.
«Мозговой штурм» основан на свободных ассоциациях. Во время проведения процедуры дети учатся не ограничивать свои мысли, не контролировать их. Метод активизирует творческое мышление благодаря введению четырех правил:
- можно высказывать любую мысль – никто не назовет плохой;
- можно комбинировать, модифицировать, улучшать высказывания других идей;
- чем невероятнее идея, тем лучше: необузданность ассоциаций приветствуется;
- чем больше идей, тем лучше.
Эффективность данного метода связана с наличием творческой среды. Только в такой среде проявляются творческая активность ребенка, стремление к многовариативности решения проблемы, готовность быстро и легко переключаться с одного предмета на другой. Творческая среда, по мнению Е. Торренса, характеризуется:
- доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребёнка и его идей;
- новизной и разнообразием окружающей предметной среды;
- постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;
- принятием любого творческого продукта независимо от его качества;
- поощрением любых вопросов со стороны ребенка;
- использование вопросов, предлагающих множество ответов;
- личным творческим подходом взрослого к решению проблем.
Основными методическими условиями по развитию творческого мышления посредством конструирования являются :
- совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом; обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;
- формирование у детей обобщенных знаний по принципу «от общего к частному»;
- использование разных форм организации обучения (по образцу, условиям, по теме, замыслу) в разных объемах и разной последовательности в зависимости от вида конструирования;
- диалогическая форма общения детей с взрослыми и друг с другом во время конструирования в отличие от традиционной монологической формы, при которой воспитатель объясняет, показывает, а затем дети «молча» выполняют задания;
- взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни;
- организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, участке, в природном окружении) как важный этап развития детских замыслов;
- создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумагой, природным и бросовым материалом, крупными блоками и др.) до предъявления каких либо задач позволяет детям использовать открытие ими самими свойства этих материалов в процессе разных вариантов воплощения замысла, делает этот поиск более продуктивным и значимым;
- предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающихся занятиях, но и самостоятельной деятельности;
- объединение разных видов конструирования в единую систему обо-гащает этот вид детской деятельности, приводит к возникновению ее нового качества, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка. При этом каждая из видовых подсистем может выступать как целостная и самодостаточная единица.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение – кабинет дополнительного образования, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН, столы, стулья по количеству детей, доска, зеркало, стеллажи для хранения литературы и материала.
Программа предусматривает использование технических средств обучения: музыкальный центр сопровождение во время занятий, мультимедийное устройство, DVD проигрыватель, телевизор для показа иллюстраций во время бесед, просмотра мультфильмов, видео слайдов.
Материалы – бумага, природный и бросовый материал:
- наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т. п.);
- подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п. ;
- подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т. п.);
- подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка;
- бумага, тонкий картон;
- ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки;
- проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт.
Дидактическое оснащение курса – иллюстрации и рисунки, чертежи, фотографии, силуэты, схем построек; подборка записей инструментальной музыки и видео фильмов.