Ходыкина Анастасия
Программа дополнительного образования по пластилинографии. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание занятий с детьми подготовительной группы.
№ п/п Месяц Название занятия Задачи Материал
1.
Сентябрь «Божья коровка»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа;
- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру).
«Астры»
«Осенние деревья»
Публикация «Программа дополнительного образования по пластилинографии, Часть 3» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Формировать у детей представления о празднике 1 сентября, осенних садовых цветах. Закреплять технические навыки в работе с пластилином, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук.
Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;
- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;
-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.
«Радуга-Дуга» Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;
- Учить правильно подбирать цвета и оттенки;
- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;
- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжетосложению и композиции.
2. Октябрь «Дары осени (овощи и фрукты)»
Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Мишка косолапый»
Знакомство детей с содержанием картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» : учить описывать медведей и окружающий пейзаж, учить детей приёмам пластилинографии.
«Бусы для куклы Кати» Учить самостоятельно отщипывать и сплющивать комочки пластилина на листе картона. Чередовать круги по цвету, по словесной инструкции воспитателя.
Демонстрационный материал: кукла, бусы.
Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, стеки, картон.
«Стол и стул» Учить разрезать вытянутые пластилиновые столбики на части, используя стеку и прикреплять их к картону, изображая предметы мебели в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев. Демонстрационный материал. Предметные картинки с изображением стула и стола.
Раздаточный материал. Пластилин, стеки, картон, доски для лепки.
3. Ноябрь «Листопад»
«Птичка клюёт ягодки на веточке»
«Три поросёнка»
«Совушка- сова-большая голова» Учить приёмам пластилинографии –размазывание пластилина в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
-Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;
- Продолжать осваивать навыки пластилинографии : отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.
Знакомство детей с парнокопытным животным, учить детей отвечать на вопросы по сказке «Три поросёнка», учить приёмам пластилинографии, закрепить приём раскатывания. сплющивания, прикреплять детали к фону.
Знакомство детей с хищной птицей – совой. Учить детей приёмам пластилинографии, закрепить приём скатывания, воспитывать самостоятельность, инициативу, желание доводить начатое дело до конца. Формировать творческие способности.
4. Декабрь «Кружевная снежинка»
«Снеговик»
Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;
- Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;
Развивать согласованность в работе обеих рук.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности.
«Здравствуй ёлочка-Зелёные иголочки»
Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;
- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;
- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
«Снегурочка» Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей, как источника радости. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. Формировать и развивать творческие способности.
5. Январь «Деревья под снегом»
Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям;
-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;
- Развивать аккуратность при работе с пластилином;
- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.
«Лыжник»
«Весёлый клоун»
«Чебурашка»
Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их
друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.
Продолжить знакомить с жанром изобразительного искусства – портретом. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии.
Формировать и развивать творческие способности.
Закрепить технику полуобъёма, доставить детям радость со встречей с игрушкой. Развивать у детей технические навыки техники пластилинографии.
Формировать и развивать творческие способности.
Демонстрационный материал. Образец готовой поделки. Раздаточный материал. Сосновая шишка, пластилин, 2 палочки для мороженного, 2 деревянные зубочистки или трубочки от сока, компьютерный диск в качестве подставки, доски для лепки.
6. Февраль «Матрёшка»
Развивать у детей к народной игрушке. Познакомить с историей рожения деревянной матрёшки. Учить отражать характерные особенности в технике пластилинографии. Формировать и развивать творческие способности.
«Удивительная Дымка»
Продолжать знакомить детей с народным прикладным декоративно-прикладным искусством. Учить расписывать готовый силуэт пластилином.
«Открытка для папы» Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;
- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;
- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
7. Март «Веточка мимозы для мамы»
«Лебеди»
«Подснежники» Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;
- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;
- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;
- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;
- Развитие цветовосприятия;
- Развитие мелкой моторики рук.
Способствовать расширению знаний о цветах Красной книги. Развивать практические навыки детей работать с пластилилином. Закреплять приём раскатывания, размазывания в границах контура. Воспитывать аккуратность.
8. Апрель «Чудо-хохлома»
Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы народной росписи пластилином.
«Ракета» Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;
- Воспитывать проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.
«Весна идёт, Весне дорогу» Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;
- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук;
- Создать у детей интерес к работе с пластилином.
«Цветные зонтики» Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом пластилина). Развивать мелкую моторику пальцев Демонстрационный материал. Образец зонтика
Раздаточный материал. Пластилин, тонкие трубочки из-под сока, стеки, доски для лепки.
9. Май «Самолет»
Продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание. Демонстрационный материал. Изображение самолета.
Раздаточный материал. Маленькие самолетики (оригами, пластилин, стеки, картонкиподставки, доски для лепки.
«Свободная тема»
Учить лепить из пластилина предмет согласно собственному замыслу Закреплять ранее изученные приемы лепки (скатывание, раскатывание, приплющивание, вдавливание, присоединение и примазывание). Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Демонстрационный материал. Кукла. Раздаточный материал. Пластилин, разнообразный дополнительный материал, картонки-подставки, доски для лепки.
«Сказочная Гжель»
Продолжить знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать изделия мастеров, выделять в росписи элементы. Учить отражать элементы гжельской росписи пластилином.
«Разноцветный светофор» Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;
- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;
Консультация для родителей «Развитие воображения детей дошкольного возраста»
Развитие воображения у дошкольников начинается примерно в 3 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры. Действуя с разными предметами, ребёнок совершенствует первооснову воображения – моторику рук. Без движения, без динамики у ребёнка не возникает ни один образ. Речь позволяет ребёнку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлечённые представления и понятия. Вся поступающая информация откладывается в памяти детей, создавая основу для развития творческого воображения.
В старшем дошкольном возрасте развитие воображения у детей происходит уже более целенаправленно. Дети по-прежнему фантазируют, но имеющийся у них опыт помогает им более осознанно подходить к любым занятиям. Старшие дошкольники тщательно продумывают сюжеты изображений и смысл своих игр. Они рисуют дома, машины или деревья, строят из кубиков замки, увлечённо играют в сюжетные игры, уже не отступают от придуманных образов и всё чаще доводят дело до конца.
У взрослых появляется больше возможностей развить воображение детей. Мы должны не только предоставить ребёнку существующую информацию, но и одновременно научить его привносить в известные правила что-то своё. Такой подход в воспитании станет основой для формирования хорошего творческого воображения и самые лучшие способы его развития-сюжетно- ролевые игры, рисование, лепка, аппликация и складывание конструктора.
Игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребёнка комбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссёрских играх, ребёнок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Проблема творчества всегда была интересна не только психологам. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другому нет, волновал умы известных учёных. Строилось много гипотез, и постепенно на первое место вышла идея о том, что способность к творчеству можно развивать.
Консультация для родителей
«Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.
Лепка из пластилина одно из популярных, эмоциональных детских занятий самых разных возрастов, и оно не ослабевает со временем.
Лепка объемных фигур и создание лепных картин не только увлекательный, но и полезный вид детского творчества. Это одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Почему так важно развитие мелкой моторики рук? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Готовность руки к письму и развитая речь являются важными показателями готовности ребенка к школе. Эти показатели зависят от состояния развития мелкой моторики рук. Учителя школ отмечают увеличение детей с проблемами недоразвития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. У детей в первом классе движения неловкие, часто несогласованны. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук, должна начаться задолго до поступления в школу.
Работа с пластилином в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, движения становятся более согласованными, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы.
Основным инструментом является рука, вернее обе руки. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходу к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, способствует снятию мышечного напряжение и расслаблению, будит фантазию. У детей формируется умение планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.
В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.
При работе с пластилином необходимо выполнять определенные требования:
- использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приемов надавливания и размазывания;
- основу с предварительно нарисованным контуром или без него следует покрыть скотчем или вложить в файл. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
- на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:
- развивайте творческое воображение малыша везде и всегда;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.
Уважаемые родители, теперь, когда вы знаете эти нехитрые правила, можно начать
"путешествие в удивительный живой мир «Пластилиновой страны»
Желаем удачи!
Консультации для педагогов
Консультация «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной поверхности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
1. Сформировать умение передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Способствовать принятию детьми задачи, воспитывать умение слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Познакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Существует несколько видов нетрадиционной техники
работы с пластилином :
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски) .
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином : они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».
Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет:
«Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей, «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы, «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.
Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды, а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке», включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр., смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать : процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.