Самарцева Наталья Алексеевна
«Читаем вместе». Программа дополнительного образования по образовательной области «Речевое развитие»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
КРУЖОК «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ»
(подготовительная группа 6 – 7 лет)
Срок реализации программы (1 год)
Воспитатели:
Коршакова А. В.
Самарцева Н. А.
Смоленск 2022 – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и новизна программы 4
Публикация «„Читаем вместе“, Программа дополнительного образования по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1.2. Цели и задачи программы 5
1.3. Принципы и подходы формированию программы 6
1.4. Формы организации педагогического процесса 6
1.5. Планируемые результаты 7
1.6. Критерии для определения усвоения программы 8
II. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10
2.1. Календарно – тематическое планирование 12
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Описание материально – технической базы 21
3.2. Описание предметно – развивающей среды 21
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.1. Диагностическая карта результатов обследований усвоения программы 24
5.2. Таблица мониторинга на начало года 28
5.3. Таблица мониторинга на конец года 29
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Читаем вместе» (для детей подготовительной к школе возраста 6 – 7 лет) разработана:
1. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
3. на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа дополнительного образования по речевому развитию детей «Читаем вместе» МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» разработана в соответствии с особенностями и возможностями детей дошкольного возраста.
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Актуальность программы «Читаем вместе» направлена на первоначальное формирование умения ребенка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
Программа кружка «Читаем вместе» составлена с учетом возрастных особенностей детей, при условии системного и планомерного обучения. Так же эта программа позволит более эффективно развивать речь ребёнка. Очень важно в дошкольном возрасте активировать речь детей, учить рассказывать, пересказывать тексты, стихотворения. Формирование достаточного словарного запаса поможет сбалансировать грамотную речь. Кружок «Читаем вместе» направлен именно на детей подготовительного к школе возраста, так как умение составлять предложения, описательные рассказы, выразительное пересказывание текста необходимо в начальной школе.
Новизна программы состоит в выразительном и комментированном чтении, личной беседой с ребенком, а также разъяснением непонятных слов. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Адресат программы – дети дошкольного и младшего школьного возраста, желающие познакомиться с русской литературой.
Объем программы – 72 часа.
Форма организации образовательного процесса – очная.
Виды занятий – беседы, чтение, анализ текста, рассуждение, комментированное чтение, заучивание, театрализованная и игровая деятельность, практическая работа в тетради.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – 2 раза в неделю.
1.2. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Цель программы : развитие речи и обогащение словарного запаса дошкольников, посредством знакомства с русской литературой.
Задачи программы :
Образовательные :
• знакомить детей с разнообразными жанрами литературных произведений, поэтами, писателями, художниками-иллюстраторами;
• обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь в формировании грамотной речи;
• учить пересказывать любимые сказки и рассказы, делать логические выводы;
• Учить составлять описательные рассказы, правильно строить предложения;
Развивающие :
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Воспитательные:
• воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежат основные принципы обучения:
1. Принцип систематичности – преподавание материала последовательно расположено в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
2. Принцип доступности – обучение идет по пути: «от известного к неизвестному, от простого к сложному» на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых.
3. Принцип наглядности – используется для повышения эффективности обучения средствами наглядности, опираясь на органы зрения.
4. Принцип активности обучаемых – педагог осуществляет образовательную деятельность путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов.
1.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
На занятиях используются формы обучения детей:
• фронтальная (со всей группой воспитанников)
• подгрупповая
• индивидуальная
Методы обучения детей:
Наглядные методы: иллюстрации к произведению, самостоятельная работа детей в тетрадях, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Словесные методы: выразительное чтение вслух художественной литературы, беседы о прочитанном, чтение стихов и загадок.
Игровые методы: движения под чтение, создание воображаемой ситуации, дидактические методы и игровые упражнения, занимательные задания и игры-соревнования.
Практические методы: составление мнемотаблицы, раскрашивание, рисование и лепка любимого героя, игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.
Методы работы с книгой:
• выразительное чтение вслух;
• беседа о прочитанном;
• рисование и лепка любимого героя;
• игры и викторины для повторения и закрепления прочитанного.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Условия реализации программы. Используются следующие материалы: фотоматериалы, аудиозаписи, карты-схемы, демонстрационный и раздаточный материал.
Мониторинг результативности определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы и наблюдения.
По развитию литературной речи :
1. У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
2. У детей 6-7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
3. Развиваются творческие способности: появляются желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называют,пересказывают любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
1. Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
2. Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
Развития всех компонентов устной речи:
1. В ходе общения используют грамотно построенные предложения.
2. Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
3. Регулируют громкость голоса и темпа речи в зависимости от ситуации.
1.6. КРИТЕРИИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В начале и конце учебного года проводится мониторинг.
Формы аттестации / контроля: пересказ текста, анализ главного героя, заучивание стихотворения, составление плана произведение, достаточный словарный запас слов, употребление образных выражений.
Оценка мониторинга ведется по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – ниже - среднего уровня развития;
Уровни развития :
1 балл - задание не выполнено;
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы :
2,5 – 3 балла – высокий уровень;
21,5 – 2 – средний уровень;
0 – 1 – ниже - среднего уровень
Развитие литературной речи
Высокий уровень:
Устанавливать при слушании литературного произведения основные причинные связи в сюжете. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его проявлениях: отношениях с другими персонажами.
Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям.
Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения, осознавать некоторые виды комического в произведениях.
Средний уровень:
Ребенок с помощью взрослого способен устанавливать самые яркие, явные связи в текстах с динамичным содержанием. Не может устанавливать такие связи в таких произведениях, как лирическое стихотворение, познавательная книга, в текстах-рассуждениях. После подсказки взрослого начинает использовать некоторые устойчивые образные выражения. Может пересказать хорошо знакомое произведение.
Низкий уровень:
Ребенок в большинстве случаев не может установить причинно-следственные связи между событиями и фактами сюжета. Пересказывает произведение бессвязно, перескакивая с одного на другое, пропуская смысловые части. Слова и выражения, используемые при этом, однообразны. Нет образных выражений.
Приобщение к словесному искусству:
Высокий уровень:
Ребенок активен в обсуждении произведения, способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении. Проявляет интерес к языку произведения, использует при пересказе образные выражения и близкие к тексту фразы. Может связно выразить в речи свое отношение к героям. Связно и охотно пересказывает знакомые произведения.
Выражен эмоциональный отклик на прочитанное. Дети стремятся сохранить в пересказах жанровые особенности произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.
Средний уровень:
Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребенок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.
Низкий уровень:
Слушанию произведений и работе с текстом предпочитает другие занятия. Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизации.
. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.
Каждое конкретное занятие:
• тренирует внимание и память;
• развивает мышление и речь;
• воспитывает интерес к интеллектуальным занятиям.
Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, - именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения – он дает возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы. Использование вопросно-ответной формы коммуникации – оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.
Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию, затем уточняющие, интерпретационные («Почему…», оценочные и творческие. Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.
У каждого занятия уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной.
Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.
Рисунки, поделки, открытки, - все это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.
Каждое занятие с детьми соответствует структуре ФГОС ДО и состоит из следующих частей:
1. Вводная часть (создание мотивации).
2. Создание проблемной ситуации.
3. Основная часть.
4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
5. Физкультминутка (одна или несколько).
6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).
2.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
(ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ)
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бианки В. В. Лесные разведчики / В. В. Бианки. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 96 с. – ил. – (Галерея детской классики)
2. Ильчук Н. П., В. В. Гербова. Хрестоматия для дошкольников 5 – 7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Н. П. Ильчук и др. – 1-е издание. М. : АСТ, 1999. – 656 с.
3. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М. : Эксмо, 2009. – 64 с.
4. Крылов И. А. Басни / И. А. Крылов. – М. : Самовар, 1990. – 84 с. – ил. Савченко А. М.
5. Позина Е. Н., Давыдова Т. К. Детская классика. Для детей от 2 до 7 лет / Е. Н. Позина. – М. : Стрекоза, 2009. – 382 с.
. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЙ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой ребенка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребенком.
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определенные условия:
- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребенка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т. п.).
- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».
- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимание на том, что педагог «проверяет» данного ребенка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребенка.
- Наблюдение дает объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребенком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведется не менее 2-3 занятий подряд. Это связано еще и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроение ребенка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т. п.).
- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребенка, не искажая и не приукрашивая их. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребенка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребенка к прочитанному.
Нет строго определенной формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая больница, представленная ниже.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребенка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задает вопросы индивидуально:
- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для нее, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.
- Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребенка смысл.
- Педагог заучивает вопросы наизусть и задает ребенку в строго определенном порядке, стимулируя его к развернутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребенок не потерял к ней интерес.
- До начала беседы необходимо установить с ребенком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребенком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.
- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства. На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.
Психологические особенности восприятие детьми литературного произведения: дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.
Мониторинг результативности определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы и наблюдения.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг. Сравнительные результаты на начало и на конец учебного года вносятся в сводную таблицу и делается вывод и делается вывод об уровне усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Оценка мониторинга ведется по 10-ти бальной системе:
7-10 баллов – высокий уровень развития;
3-6 баллов - средний уровень развития;
0-2 балла – низкий уровень развития.
Уровни развития :
0-2 балла – задание не выполнено.
3-6 баллов – задание выполнено с помощью взрослого или неполностью.
7-10 баллов – задание выполнено полностью и самостоятельно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
1. Сформированность читательского интереса, элементарных литературных знаний определяется с помощью методики «Книжкин дом».
Материал: подобрать книги разных жанров : сказки, рассказы, стихи; книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных и др. ; «толстые»-«тонкие» книги; «взрослые» книги.
Содержание: «Наведи порядок в Книжном доме».
Недавно в доме был ремонт и теперь все книги перепутались – надо навести порядок. В Книжном доме несколько комнат, ты можешь их расположить по желанию. Что больше нравится – расположи в первой комнате (1 полка).
- Любишь ли ты книги?
- Какие книги любишь больше всего?
- Какие литературные произведения ты знаешь?
- Что тебе больше нравится: сказки или рассказы?
- Какие сказки ты помнишь?
Во 2 комнате (2 полка) расположи самые любимые сказки.
- Что тебе больше нравится: проза или поэзия? Чем они отличаются? Какие ты знаешь стихи? Расскажи какое-нибудь стихотворение.
- О чем ты любишь слушать книги? Расположи их по разным темам в 3 комнате (3 полка).
- В нашем доме ты поселишь только детские книги?
- А какие знаешь «взрослые» книги? Если ребенок их не знает, то пусть выберет их из предложенных и уберет из дома.
Молодец, ты навел полный порядок в Книжном доме.
2. Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию определяется с помощью методики «Дворец Сказок».
Содержание:
Беседа: - Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся?
- Назови самую любимую сказку? Кто в ней тебе нравится?
- Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?
- Какие ты ещё знаешь сказки?
- Какие сказочные герои могут жить в Башне Страха? (назвать героев, совершаемые злые поступки).
- Какие герои могут жить в Чудесной гостиной? (назвать волшебников, фей, колдунов из разных сказок).
- Кто может жить в Зале Добра? (самые добрые герои по твоему мнению).
- Кто живет в Рыцарском зале? (самые смелые герои).
- Что может находиться в Кладовой волшебных предметов?
- В какую бы ты хотел попасть сказку? Почему? Кем из героев захотел бы стать? Почему? Перескажи фрагмент сказки.
3. Умение отличать рассказ от сказки, вести беседу по прочитанному определяется с помощью методики «Бульвар Историй».
Содержание:
- Чем рассказ отличается от сказки? (есть автор, передает реальные события, нет волшебства, герои из жизни).
- О чем бывают рассказы? Какие рассказы тебе читали? Кто их автор?
Чтение рассказа К. Ушинского «Сила – не право», М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб».
Беседа по вопросам после прочитанного.
4. Умение выразительно рассказывать стихотворение и беседовать по её содержанию определяется с помощью методики «Поэтическая Роща».
Содержание: Чтение любимого стихотворения. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.
- Что такое поэзия? Нравятся ли тебе стихи? Какие ты знаешь стихи?
5. Сформированность источника литературного опыта в семье определяется с помощью методики «Литературная Гостинная».
Содержание:
Беседа:
- Где тебе чаще читают книги : дома или в детском саду?
- Любишь ли ты, когда тебе дома читают? Часто ли это бывает? Где вы это делаете?
- Любят ли твои родители читать?
- Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?
- Что ты любишь больше – когда тебе читают или смотришь фильмы, мультики по литературным текстам? Почему?
6. Сформированность представлений об иллюстрациях и иллюстраторах определяется с помощью методики «Дом Художника».
Содержание:
Беседа:
Ты помнишь много сказок, стихов… В Доме художника работают иллюстраторы детских книг.
- Каких иллюстраторов ты знаешь? (Кто рисовал картинки в детских книгах)
- Почему нужны картинки в книгах?
- Какую бы ты хотел проиллюстрировать сказку как художник? Нарисуй иллюстрацию, а дети потом отгадают из какой это сказки.
7. Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки определяется с помощью методики «Дом Загадок».
Материал: подбор загадок и предметные картинки к ним.
Содержание:
- Отгадай загадки (педагог подбирает любые темы).
- Загадай ты загадку?
- Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (можно дать пример сочинения).
- Какие ещё ты можешь придумать?