Елена Сухорукова
Программа дополнительного образования по краеведению для детей дошкольного возраста «Путешествие по Алтайскому краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Ягодка» комбинированного вида
Принята Утверждена
На педагогическом совете Заведующим МБДОУ
Протокол № 5 Гарбуза Л. Г.
№_03___от___09___2017г. №___от___2017г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по краеведению детей дошкольного возраста
«Путешествие по Алтайскому краю».
Темочки:
- Алтайский край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Автор: Сухорукова Елена Николаевна Воспитатель МБДОУ №26 «Ягодка» Срок реализации 4 года
г. Камень-на-Оби
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Предлагаемая программа «Наш друг – паровозик» - вариант организации содержания образовательной деятельности с детьми от 3 до 7 лет, в основу которой положен принцип краеведения. Алтайский край открывается ребенком в процессе путешествия с необычным другом – Паровозиком. В активной, созидательной, творческой деятельности ребенок расширяет границы творческого знания о том, что его окружает, обретает способы взаимодействия с этим миром (людей, природы, искусства, познает самого себя и близких людей, пробует осуществлять свой нравственный выбор. И именно Паровозик, почти ровесник ребенка, побуждает к тому, о чем стоит задуматься, чему порадоваться, кого и о чем спросить, а кому помочь.
Программа приглашает в увлекательное путешествие педагогам вместе с детьми и родителями по Алтайскому краю. Открытие разных аспектов жизни родного края в разные годы и создает в жизни каждого человека тот самый фундамент, стержень, на котором и строится характер человека, его судьба. Именно та земля, на которой родился и живет первые годы своей жизни человек, культура в которой возрастает и дает живительные соки на всю последующую жизнь, формирует поведение, установки, отношение. По мнению К. Д Ушинского «…для ребенка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной.
1,2 Педагогическая целесообразность. Новизна, актуальность.
Содержание образовательной деятельности ориентировано на детей дошкольного возраста и включает в себя три возрастных периода : младший (от 3 до 4, средний (от4 до5, старший (от 5 до 7 лет).
Тематическое содержание позволяет более углубленно погрузиться в ту или иную тему, легко варьировать это содержание в течение месяца, недели и дня. Конкретная тематика способствует обогащению предложенного содержания особенностями и возможностями конкретной возрастной группы, родительского коллектива.
В младшем возрасте Паровозик знакомит с поездами, вокзалом и железной дорогой и приглашает в путешествие по детскому саду, сказке, лесу. В среднем возрасте вместе с Паровозиком дети знакомятся с видами транспорта, профессиями железнодорожников, совершают путешествие по родному городу, на вокзал и в железнодорожное депо. Дети старшего возраста знакомятся с прошлым, будущим железной дороги, профессиями отцов дедов, совершают путешествия по Алтайскому краю и его городам. Свои впечатления от путешествий дети отражают в творческих работах по темам.
1.3. Содержание работы:
Для каждого возраста предлагается материал по месяцам. Тема месяца раскрывается в совместной деятельности взрослого и ребенка через поиск ответов на возникшие в ходе естественной жизнедеятельности или специально подготовленные проблемные ситуации, вопросы и задания.
Особое внимание уделяется становлению игровой деятельности детей. Тематическая направленность месяца определяет подбор игрового материала для игр с правилами и сюжетно-ролевых, представляя спектр возможностей для осуществления образовательного процесса по основным направлениям развития ребенка.
Структурной частью каждого месяца является раздел «Пусть творят малыши». В процессе продуктивной деятельности дети совершают «открытия», узнают что-то новое и используют обретенные знания и умения для решения жизненных задач.
Содержание совместной деятельности с членами семьи представлено в разделе «Вместе с мамой и папой». Сближение пространства родительского дома с жизнедеятельностью ребенка в дошкольном учреждении – важная составляющая успешного становления его целостной смысловой картины мира, его эмоционального благополучия гармоничного роста. Содержание образовательной деятельности представлено через совместное проживание ребенком и родителями разных значимых событий.
Литературные произведения по темам включены в разделе «Вместе с книгой». Предлагаемые литературные произведения обогащают представления детей и взрослых об истории развития железной дороги, интересных случаях, людях; о природе, городах. Жизни людей родного Алтайского края.
Иллюстрированный материал программы представлен на диске, структурирован по возрастам. Диск также содержит видеофильмы и мультимедийные презентации, помогающие совершить увлекательные путешествия с детьми по всем предложенным темам.
1.4. Цель программы :
Способствовать обретению дошкольниками знаний разных аспектов жизни родного края, начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировоззрения.
Задачи:
-В активной, творческой деятельности расширять границы знаний ребенка о том, что его окружает, помогать обретать способы взаимодействия с миром людей, природы, искусства.
- Способствовать становлению доброжелательных отношений между детьми, понимания и принятия правил безопасного поведения в жизни, обретения начальных представлений о здоровом образе жизни, пробуждения исследовательского и познавательного интереса.
-Воспитывать положительное отношение к профессиям железнодорожников, интерес к знаниям достопримечательностей родного города и края.
- Создавать условия для сотворчества детей и взрослых (родителей) через участие в творческих событиях: конкурсах, КВН, выставках поделок, альбомов т. д.
1.5. Отличительные особенности данной программы :
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Составленная программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи в профессиях своих родителей и знакомых, интерес к событиям, происходящим в жизни города, края.
1.6. Формы и режим деятельности:
Тематическое содержание программы позволяет более углубленно погружаться в ту или иную тему, легко варьировать это содержание в течении месяца, недели и дня, основываясь на специфических для данного возраста видах деятельности и методических приемах.
Используются следующие виды занятий:
-игра
-беседа
-экскурсия
-конкурс
-чтение худ. произведений
-наблюдение
-экспериментальная деятельность
-выставка
-просмотр иллюстраций на диске
-изготовление поделок с родителями
-практическое занятие
- презентация.
1.7. Мониторинг реализации программы :
-Проявляют интерес к профессиям своих родителей и знакомых, к событиям, происходящим в жизни города, края.
-Имеют свою точку на происходящее, основываясь на духовно – нравственных началах культуры народа, представителями которого они являются, ценят труд людей разных исторических периодов.
-Заботятся о людях, растениях, животных, оказывают реальную помощь.
-Обладают гибкостью мышления, проявляют интерес и способность участвовать в созидательной деятельности по улучшению своего ближайшего окружения.
- Умеют самостоятельно вычленить воображаемые события и реальные жизненные ситуации, умеют договариваться, обладают гибкостью мышления.
1.8. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
-Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12.№273
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.11
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы д. у. 2.4.1. 2660-10№164 20.12.10
- Приказ Мин. Образования и науки РФ от 23.11.09 №655 «Об утверждении и введении в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2 Комплексно – тематическое планирование.
Младший возраст
Задачи: Знакомить детей с особенностями грузового и пассажирского поезда, профессиями машиниста, проводницы, правилами поведения в поезде, на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи. Расширять представления о жизни обитателей леса в зимнее время.
Месяц Содержание образова
тельной деятельности Пусть творят малыши С мамой и папой Вместе с книгой
Сентябрь «Паровозик приезжает в гости к детям». Рассматривание разных вагончиков: пассажирских и грузовых, как они прицепляются к паровозику. Игра «Что мне нравится» Дети рисуют и наклеивают колеса к изображению паровозика Поиск интересной информации о железной дороге, изготовление макета паровоза. Е. Благинина
«Паровоз»
Октябрь Рассказ паровозика о его семье, кто и как помогает ему быть чистым. Игра «Кого возьмешь с собой» Аппликация «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» Оформление фотовыставки семейных фотографий
«Давайте познакомимся» Б. Житков
«Какая железная дорога»
Ноябрь Рассказ о работе машиниста. Игра
«Одень машиниста» Конструирование из строительного материала
«Короткий и длинный поезд» Рассказ ребенку о своей профессии, трудовых действиях и результатах труда. В Степанов
«Паровоз»,
Е. Иванова
«Машинист»
Декабрь Путешествие на станцию «Зимний лес», знакомство со зверями наших лесов. Игра «Назови ласково», «Зайка серый» Коллаж «Кто живет в зимнем лесу» Рассматривание презентаций о животных наших лесов, экскурсия в зоопарк. В Степанов «Вежливый пони», М. Дружинина «Едем в гости», И Сударев «Паровоз».
Январь «Проводница-помощница паровозика». Игра «Угостим пассажиров чаем», «Кому что нужно для работы». Коллективное рисование «Железная дорога для лесных жителей». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие на поезде». Е. Иванова «Проводник», Я. Тайц «Поезд»
Февраль «Как вести себя в пассажирском вагоне». Просмотр мультфильма о правилах поведения на железной дороге.
«Портрет нашего друга паровозика»-Рисование манкой. Беседы о правилах поведения в общественных местах. Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», Б. Житков
«Вагон».
Март Театрализованная игра «Новый теремок». Игра «Разноцветные вагоны» Штриховка цветными карандашами по контуру изображения паровозика. Семейное чтение р. н. с. «Рукавичка»,»Коза-дереза»
Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково».
Апрель «Куда приходят поезда» -экскурсия на ж. д. вокзал. Игра «Домино Транспорт» Конструирование из строительно
го материала
«Железнодорожный вокзал» Рассматривание фотографий на различных вокзалах. Е. Иванова «Вокзал»
Май Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде» Выставка совместных работ на тему
«На поезде всей семьей» Семейное развлечение
«Мама, папа, я- железнодорожная семья»
Средний возраст
Задачи: Познакомить с профессиями работников железнодорожного вокзала: охранник, администратор, кассир, путейцы. Раскрыть значение работы железнодорожного депо. Показать оборудование вагонов, условия для пассажиров. Совершенствовать навыки соблюдения правил дорожного движения. Развивать умения вести наблюдения за работой пассажирского транспорта города.
Месяц Содержание образовательной деятельности Пусть творят малыши
С мамой и папой Вместе с книгой
Сентябрь Рассказ паровозика о внутреннем устройстве вагонов. Игра «Веселые вагончики». Просмотр презентации
«Почему поезда такие длинные».
Рисование
«Вагоны пассажирского поезда» Оформление книжки-раскладушки
«Наше лето»
(о летнем отдыхе).
Ю. Кортнев
«Лесная железная дорога».
Б Житков
«Как мы поехали».
Октябрь Вокзал-ворота нашего города. Как вести себя на вокзале. Аппликация из природного материала
«Подарок родному городу» Беседа о городе и улице. Побывать в красивых местах родного города. Б. Житков
«Вокзал».
Д. Биссет
«Вокзал, который не стоял на месте»
Ноябрь Экскурсия на железнодорожный вокзал. Конструирование из бумаги «Железнодорожные билеты» Участие в создании коллекции
«Вокзалы» С. Маршак
«Багаж».
Декабрь Беседа о видах транспорта. Просмотр иллюстраций на диске. Игра
«Парные картинки». Коллективная работа «На чем люди ездят» Наблюдение за транспортом на улицах города. Б. Житков
«Наш паровоз».
О. Емельянова «Большое путешествие»
Январь «Везде и всюду правила». Беседа о правилах дорожного движения. Просмотр аудио обращения полицейского. Игра «Поезд». «На улицах города». Лепка разных транспортных средств из слоеного теста.
Беседы о значении дорожных знаков.
Б. Житков
«Как автомобиль хотел обогнать наш город».
Б. Житков
«Что значит желтый флаг».
И. Гурина
«Непослушный пешеход».
Февраль
Все профессии нужны, все профессии важны» Игра
«Закончи предложение» Рисование
«Кому что нужно для работы» Создание альбома
«Профессии родителей нашей группы» И. Сударева
«Паровозик»
О Емельянова
«Паровозик
«Профессии».
Март
Рассказ паровозика о своем домике
«Депо».Рассказы детей о своей семье. Игра «Кто в семье какой»
Конструирование из коробок
«Дом, в котором мы живем» Изготовление коллажа
«Кто в нашем домике живет». (Кто чем любит заниматься в семье). С. Беляева
«Веселый паровозик».
Апрель Экскурсия в депо. Просмотр фильма. Конструирование из бросового материала
«Паровозы на отдыхе». Игры в конструктор –лего. О. Емельянова
Поезд «Кто где живет».
Май Путешествие по железной дороге
«Кто хочет стать машинистом». Рисование по замыслу
«Путешествие по железной дороге». Семейное развлечение
«Веселое путешествие». О. Высотская
«Веселый паровоз».
Старший возраст
Задачи: Расширять представления о жизни и достопримечательностях своего города. Знакомить с другими городами Алтайского края, закрепить умение узнавать и объяснять символику нашего края. Показать отличие электрички от поезда, особенности высокоскоростного поезда. Раскрыть значение железной дороги во время В. О. в, подвиги железнодорожников в военное время. Воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в этой войне.
Месяц Содержание образовательной деятельности
Пусть творят малыши С мамой и папой Вместе с книгой
Сентябрь «Город, в котором мы живем». Оформление выставки фотографий нашего города. (Старшая гр.)
Официальные символы города. (Подгот. Гр.) Аппликация
«Мой город». Посещение различных мероприятий дня города и беседы о его достопримечательностях. Е. Г. Иванова
«Сказка про государство».
М. Юдалевич
«Родному городу».
М. Улыбышева
«Павловский вокзал».
«Станции и вокзалы».
Октябрь «Наш край Алтайский».
Беседа о городах нашего края, видах транспорта. Игра «Найди место на карте».
(стар. гр.)
Просмотр мультфильма о природных богатствах Алтая. Игра
«Что гостям покажем». (подг. гр.)
Аппликация из семян цветов и крупы
«Герб Алтая» Посещение краеведческого музея и составление коллажа «Богатства Алтая» А. С. Денисов
«Наш край»,
«Легенда об Оби».
Ноябрь Экскурсия в музей. Игра
«Что раньше, что теперь».
(стар. гр.)
Видеоэкскурсия
«Музеи нашего города» (подг. гр.) Рисование впечатлений от экскурсий в музей разными материалами. Рассказ родителей об истории нескольких поколений в семье, их жизни, работе, увлечениях.
Презентация семейных коллекций «Моя
Родословная» В. Приходько
«История маленького паровозика».
«Музеи Барнаула».
Декабрь Путешествие в прошлое локомотивов. Просмотр видео на диске «вагоны первых поездов». Игра
«Хорошо-плохо». (стар. гр.)
Рассматривание иллюстраций на диске «Железная дорога на картинах художников»
Игра «Строим железную дорогу».(подг. гр.) Конструирование из бросового материала
«Старый паровоз»
Изготовление объемного паровоза из коробок, пробок. Совместные поделки для выставки «Железная дорога
глазами нашей семьи». Е. Пермяк
«Как самовар запрягли».
М Улыбышева
«Железная дорога: за и против. (От паровоза до Сапсана)
Вс. Рождественский «Первая железная дорога»
Январь «Сапсан – поезд будущего». Рассказ о высокоскоростном поезде. Просмотр видеофильма. (стар. гр.) Просмотр видеосюжета из передачи Галилео «Сравнение Сапсана и паровоза» Игра «Регулировщик» (подг. гр.) Рисование пластилином «Поезд будущего»
(горошками и жгутиками) Конструирование макетов,
Рисунки. М Улыбышева
«От паровоза до «Сапсана»
Т Михайлова
«Непослушный вагон».
Февраль «Кто работает на железной дороге»
Просмотр видеофильма о фирменном поезде. Рассказ о труде железнодорожников. Речевая разминка. (стар. гр.)
Просмотр видеофильма «Поездка на локомотиве». Игра «Что нужно проводнику» Рассказ о труде обходчика, путейца, диспетчера. (подг. гр.) Рисование
Карандашами, мелками
«Если я буду работать на железной дороге». Создание презентации на тему
«Профессии нашей семьи». Г Максимова
«Что такое скорый поезд».
Март «Живая газета»
Паровозик привозит в группу разные газеты, знакомит с их названием, содержанием.
Игра «Где мы были, мы не скажем» .(стар. гр.)
Чтение интересных вырезок из газет о труде железнодорожников. (подг. гр.) Рисунки для книжки-малышки
«Все работы хороши, а
Мамина лучше» Подобрать пословицы,
поговорки о труде и работе. Э Стефанович
«Ведущая»
Апрель Просмотр слайд-сюжета
«Поездка на электричке» Коллективная работа-
Изготовление макета
«Путешествие на поезде по Алтаю» Подбор пословиц и поговорок о защитниках Родины. М Мокшин
«Бывшему воину»
В. А. Регер
«Великая отечественная война в воспоминаниях железнодорожников»
Май «Победители» Экскурсия на мемориал славы. Рассказ паровозика о вечном огне.
Игра «Наши защитники»,
«Все для фронта»
(стар. гр.)
Железнодорожный КВН.
(подг. гр.) Изготовление открыток
«С Днем Победы» Оформление семейных буклетов
«Наши прадеды-герои войны»
А. В. Власов
«Я-солдат»
3. Методическое сопровождение-Великая Отечественная война в воспоминаниях железнодорожников (под редакцией Рейнгардта В. Г.)-Лапидус Б. «Когда я вырасту, я стану железнодорожником»
-Стефанович Э. «Моя железная дорога».
-Улыбышева М. «От паровоза до Сапсана».
-Крейнис З Л. «Очерки истории железных дорог».
-Путешествие по железной дороге. Большой словарь для детей.
- Методическое пособие «Наш друг Паровозик приглашает…» Е В Затеева, Г. Г. Ермакова, Н. А. Лобас, Е. Г. Иванова.