Елена Ильюшонок
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству с перспективным планом на год с детьми 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
ФГБДОУ «Детский сад № 302» «Голосистый петушок»
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству с перспективным планом кружка с детьми среднего дошкольного возраста на 2021 -2022 учебный год «Самоделкины»
Воспитатель : Ильюшонок Е. М.
Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться ор неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца»
Т. С. Комарова.
Публикация «Программа дополнительного образования по изобразительному искусству с перспективным планом на год с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- ИЗО. Планирование
- Изостудия, кружок ИЗО
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии
Программа «Самоделкины» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Пластилинография», «Бумагопластика», «Поделки из бросоваго материала». Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования». Н. Б. Халезовой «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Т. С. Комаровой «Коллективное творчество дошкольников».
Новизной и отличительной особенностью программы «Самоделкины» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель: Создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, развития инициативы, творчества детей, через различные виды изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Формировать интерес детей к разным видам художественного творчества.
2. Формировать умение детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведениям классического искусства,
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, замечать сочетание цветов.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Область познания. Художественно- эстетическое познание.
Области в интеграции: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Основные методы работы:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма обучения: специально организованная деятельность; беседы, экскурсии с родителями, путешествия, экспериментирования, игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, бумагопластикой.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное рисование, рисование по замыслу, знакомство с народными промыслами, включает необходимое оборудование.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей из 7 человек 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, детские работы для участия в различных всероссийских и международных конкурсах.
Место проведения: помещение группы «Речецветик».
Используемый материал:
-. Гуашь, акварельные краски;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- грифельный карандаш, наборы фломастеров;
- пластилин;
- ножницы, клей ПВА;
- ватные палочки; коктейльные трубочки;
- цветная бумага, картон;
- бросовый материал, бусины, бисер;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти.
Срок реализации кружковой работы: 1 год.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. У детей сформируется интерес к разным видам художественного творчества. Умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы.
3. Сформируется умение оценивать созданные изображения.
4. Разовьются творческие способности.
5. Дети освоят разные художественные техники:технику рисования нетрадиционными способами, пластилинографию, бумагопластику.
6. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
7. Сформируются навыки сотрудничества
Работа с родителями.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро скоро Новый год!» Фотовыставка «Папа и дедушка – пример для подражания», «Мама-главный педагог», будет оформлен уголок для детей «Территория творчества». Проведение совместного мастер-класса с детьми и родителями «Клякса».
Перспективное планирование
Сентябрь
2-я неделя "Осень на опушке краски разводила. " Познакомить с новым видом изобразительной деятельности – печать листьями.
Задачи. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, чувства композиции, цветовосприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал: Листья разных пород деревьев, лист А1, наборы гуашевых красок, кисти, стаканчики с водой, матерчатые салфетки, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень».
3-я неделя "Ветка рябины"
Задачи. Формировать умение анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Познакомить с приемом вливания одного цвета в другой, с техникой пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Материалы: Альбомный лист в форме овала, тонированный черной гуашью, наборы гуашевых красок, кисти, стаканчики с водой, влажные салфетки, картинки с изображением рябины, гроздь рябины (натура).
4-я неделя "Подарки осени"
Задачи. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период; умения детей в работе с пластилином на плоскости; прием вливания одного цвета в другой. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Материалы: Плотный картон с силуэтами разных листьев : кленовые, дубовые,рябиновые, ветка березы, ветка рябины с гроздьями. Набор пластилина, доски для лепки, стека, салфетки для рук. Осенние листья разных деревьев.
Октябрь
1-я неделя "Скатывание из бумаги"
Задачи. Совершенствовать умения и навыки при экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Развивать воображение и творчество. Воспитывать любовь к изобразительной деятельности
Материалы: Картон для основы, двусторонняя бумага, клей ПВА, краски, кисти, баночки для воды, тканевые салфетки.
2-я неделя "Осенний день" (акварель + восковые мелки) Задачи. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Формировать умение тонировать лист акварелью. Развивать цветовосприятие.
Материалы: Плотная белая бумага, восковые мелки, акварель, кисти, баночки для воды, тканевые салфетки.
3-я неделя "Веселые кляксы". (Кляксография)
Задачи. Познакомить с новой техникой «кляксографией», показать ее выразительные возможности. Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творчеству.
Материалы: Альбомные листы, гуашь, набор фломастеров, кисти, тканевые салфетки, готовые работы по кляксографии для образца.
4-я неделя "Пейзаж" (Монотипия)
Задачи. Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать ее изобразительные особенности, познакомить с понятием симметрии. Закреплять знания детей о пейзаже. Развивать умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Материалы: Фотоиллюстрация с пейзажем, альбомные листы с готовой линией сгиба по вертикали, акварель, кисти, баночки для воды, тканевые салфетки.
Ноябрь
1-я неделя «Ёжик» (Метод тычка)
Задачи. Развивать эмоционально-чувственное восприятие, моторику рук. Закреплять умение применять в изодеятельности метод «тычка». Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.
Материалы: Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
2-я неделя «Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)
Задачи. Развивать координацию движения рук,цвето- и формовосприятие. Учить самостоятельно использовать знакомые техники в изодеятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.
Материалы: Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от одноразовых шприцов, кисти, подставки для кистей, салфетки ма-терчатые и бумажные, банки с водой.
3-я неделя «В зоопарк открыты двери» (тычок жесткой полусухой кистью)
Задачи. Расширять и закреплять знания детей о диких животных. Продолжать знакомить детей с данной техникой рисования. Воспитывать аккуратность.
Материалы: Тонированная бумага разных цветов, трафареты диких животных, простые карандаши, гуашь разных цветов, тканевые салфетки, кисти, баночки с водой.
4-я неделя «Цветы для мамы» (Рисование вилкой, пальчиками)
Задачи. Отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение рук при работе вилкой. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к творчеству, маме. Материалы: Тонированная бумага разных цветов, гуашь, тарелочки, пластиковые вилочки, салфетки.
Декабрь
1-я неделя «Снежная семья». (Рисование способом тычка.)
Задачи. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Материалы: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2-я неделя «Тихо падает снежок» (пластилинография) Задачи. Способствовать умению создавать лепную картину с изображением выпуклых объектов (снежинки). Развивать мелкую моторику.
Материалы: Одноразовые белые бумажные тарелки, пластилин, стеки, салфетки.
3-я неделя «Елочка-зеленая иголочка» (рисование зубной щеткой, штампами)
Задачи. Познакомить с техникой рисования щеткой. Формировать умение дополнять изображение деталями при помощи штампов. Учить смешивать краски, для получения нужного оттенка, цвета. Развивать творчество.
Материалы: Альбомные листы, зубные щетки, гуашь, палитры, штампы, баночки с водой, матерчатые салфетки.
4-я неделя «Дед Мороз». (Аппликация из ваты.)
Задачи. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.
Материалы: Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
Январь
2-я неделя «Снеговик» (Комкание бумаги (скатывание) Задачи. Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Материалы: Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
3-я неделя «Дерево зимой» (Рисование пальчиками, скатывание бумаги)
Задачи. Расширять знания детей об особенностях и красоте зимней природы. Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании бумаги. Развивать фантазию и творческие способности. Воспитывать аккуратность.
Материалы: Тонированные листы бумаги, белая гуашь, влажные салфетки, белые бумажные салфетки, клей, кисти.
4-я неделя «Снегири на ветке». (Рисование способом тычка.)
Задачи. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.
Материалы: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования
Февраль
1-я неделя «Зимний пейзаж». (Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Альбомные листы, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, трубочки для коктейля, принадлежности для рисования.
2-я неделя «На что похоже?» (Монотипия)
Задачи. Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию
Материалы: Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, матерчатые салфетки
3-я неделя «Медаль для папы» (Рисование по соленному тесту)
Задачи. Учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки;
Материалы: Мука, соль, вода, форма для вырезания фигур, гуашь, кисти, тесьма.
4-я неделя «Танк» (Метод тычка)
Задачи. Продолжать закреплять умение рисовать жесткой кистью. Развивать чувство композиции, художественный вкус.
Материалы: Альбомный лист, гуашь зеленого цвета, жесткая клеевая кисть, салфетка для рук
Март
1-я неделя «Букет для мамы». (Рисование ладошками) Задачи. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.
Материалы: Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2-я неделя «Красивые цветы». (Пластилинография)
Задачи. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
Материалы: пластилин, стеки, салфетки, шаблон рисунка.
3-я неделя «Облака». (Рисование по сырому фону)
Задачи. Познакомить с техникой рисования. Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.
Материалы: Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
4-я неделя По замыслу (Совместное рисование)
Задачи. Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.
Материалы: Карандаши, листы бумаги
Апрель
1-я неделя «По небу тучи бежали…» (Рисование смятой бумагой)
Задачи. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.
Материалы: Газета, листы бумаги, гуашь разных цветов.
2-я неделя «Звездное небо». (Печать поролоном по трафарету; набрызг)
Задачи. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Материалы: Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
3-я неделя «Белые лебеди». (Рисование способом тычка) Задачи. Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;
Материалы: Листы тонированной бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, влажные салфетки, иллюстрации с изображением лебедей)
4-я неделя «Солнышко». (Рисование ладошками)
Задачи. Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие
Материалы: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
матерчатые и бумажные, баночки с водой.
Май
1-я неделя «Букет к 9 мая». (Пластилинография)
Задачи. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.
Материалы: Открытки с цветами, картон, пластилин
2-я неделя «Салют Победы» (тычок жесткой полусухой кистью)
Задачи. Способствовать умению детей передавать впечатления о праздничном салюте. Закреплять умение работать в технике - тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за ее героическое прошлое. Материалы: Тонированные листы бумаги, цветная гуашь, ватные палочки, влажные салфетки.
3-я неделя «Цветочная поляна» (Рисование ватными палочками)
Задачи. Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию
Материалы: тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
4-я неделя «Бабочка» (Монотипия)
Задачи. Формировать умение рисовать симметричные предметы, складывать лист бумаги пополам и на одной половинке рисовать предмет. Развивать чувствительность к цвету, художественное восприятие. Материалы: Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.