Неволина Наталья
Программа дополнительного образования «Нетрадиционное рисование» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития воспитанников»
СОГЛАСОВАНА:
Педагогическим советом
Протокол №___
от «» ___20__г.
УТВЕРЖДЕНА:
Приказом заведующего МАДОУ Детский сад 18
от «__» 2020г.
___С. И. Молвинских
Дополнительная общеобразовательная программа-
дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности
«Весёлый художник»
Публикация «Программа дополнительного образования „Нетрадиционное рисование“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
для детей 3-4 лет
(Срок реализации программы – 1 год)
Составитель: Неволина Наталья Юрьевна,
воспитатель
1КК.
Красноуфимск, 2020
Содержание
Пояснительная записка
3-5
1. Комплекс основных характеристик образования
5
1.1. Объем программы
5-6
1.2. Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшего дошкольного возраста
6
1.3. Содержание программы
6-8
1.4. Планируемые результаты реализации программы
8
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
8
2.1. Учебный план
8-9
2.2. Календарный учебный график
9
2.3. Календарно-тематическое планирование
9-15
2.4. Оценочные материалы (карта мониторинга)
15-16
3. Перечень учебно-методического обеспечения
16
4. Перечень материально-технического обеспечения
16-17
5. Аннотация
17-18
6. Сведения о разработчике
18
Искусство заключается в том,
чтобы найти в необыкновенном обыкновенное
и обыкновенное в необыкновенном
Дени Дидро
Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Веселый художник».
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Время существования кружка-1 год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Актуальность программы «Веселый художник» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
-Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
-Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Рабочая программа кружка по изодеятельности «Веселый художник» (составлена на основе программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки»)
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий – творческая тематическая совместная деятельность педагога и ребенка. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -19. Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.
Отличительными особенностями программы являются :
- работа с различными материалами (акварель, гуашь, свеча, масляные и восковые мелки, соленое тесто);
- использование нетрадиционных техник рисования (свеча, акварель, монотипия, тычок сухой кистью или ватой, рисование ладошками, граттаж и др.);
1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Объем программы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -19. Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.
1.2. Возрастные и индивидуальные характеристики детей младшего возраста.
В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он не может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище и руки.
Вторая ступень – ступень возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы, но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета.
Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.
1.3. Содержание программы.
Занятия по программе направлены на реализацию основных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
На занятиях применяются такие методы, как беседы, объяснения, конкурсы, выставки, а также групповые, интегрированные занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Главное на занятиях кружка «Веселый художник» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Веселый художник».
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
В ходе реализации программы «Веселый художник» дети знакомятся со следующими техниками рисования :
-«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
-монотипия;
-оттиски штампов различных видов;
-кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
-рисование ладошкой;
-рисование бумажной трубочкой;
-шариком из бумажной салфетки;
1.4. Планируемые результаты реализации программы :
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Планируемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Учебный план.
№
Тема
Общее количество часов
В том числе
Форма промежуточной аттестации
Теоретические
Практическое
1
Пора чудес
3
1
2
2
Зимушка - зима
4
0
4
Выставка детского творчества
3
Наши друзья
4
0
4
4
Весна идет – весне дорогу
4
0
4
Открытое занятие для родителей
5
Солнышко красное
4
1
3
2.2. Календарный учебный график.
Название программы
январь
февраль
март
апрель
май
Веселый художник
3
4
4
4
4
2.3. Календарно - тематическое планирование
месяц
тема
Содержание занятий
кол-во часов
цель
задачи
Ход занятия
Январь 1
Академия художеств
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними
Просмотр фильма «Академия художеств» (выборочно)
1
Январь 2
Я слепил снеговика
Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью
познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
развитие творческих способностей;
Способ рисования : На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
1
Январь 3
Снежные комочки
Познакомить детей с новым материалом – ватой
формировать умение ритмично выполнять движения под музыку;
развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма;
воспитывать интерес к рисованию.
обучать рисовать снежинки способом примакивания;
1
Февраль 1
Снег кружится
Учить совмещать несколько приемом рисования, самостоятельности при выборе техники рисования
Закрепить знания о времени года "Зима", о явлении природы "Снег", закрепить умение определить и называть белый цвет, набирать краску, обмакивая только ворс в краску, оставлять отпечаток кисти по ворсу кисть, оставляя следы снегопада, развивать умения правильно держать кисть.
Совместить несколько приемов рисования в коллективной работе. Рисование снежинок тычковым способом и примакиванием. Выбор детей самостоятельный.
Коллективная работа 1
Февраль 2
Зайчишка.
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
Развивать восприятие, чувство цвета, формы, ритма;
воспитывать интерес к рисованию.
Тычок жесткой полусухой кистью
Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки
1
Февраль 3
Серпантин танцует
Учить детей не боятся импровизировать, самостоятельно создавать сюжеты
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор
Рисовать пальчиком разнообразные завитки.
1
Февраль 4
Морозные узоры
Познакомить с новой технологией - воскография
Закрепить знания о времени года "Зима", воспитывать интерес к рисованию.
Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цвета (синий и голубой).
Для этой технике подходит белая свеча восковая (или парафиновая).
На листе белой бумаги свечой рисуем узор. Потом берем акварель (не гуашь) и начинаем наносить водянистую (не густую) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться.
Март 1
Помоги маме–курочке найти цыплят
Продолжить знакомить детей со способом рисования – тычкование по контуру.
Вызвать у детей эмоциональный отклик. Воспитывать аккуратность. Закрепить знание цвета (жёлтый).
Выполнение рисунка в технике рисование методом "тычка" жёсткой полусухой кистью желтого цвета.
- листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом цыпленка;
1
Март 2
Жили у бабуси два веселых гуся
Учить детей рисовать птиц при помощи ладони
Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.
Технология рисования : гуашь перелить в блюдце, развести водой до полужидкого состояния. Ладонь опустить в краску, затем на лист бумаги. Отпечаток ладони готов.
Дорисовать вместе с воспитателем детали.
1
Март 3
Монстрики
Познакомить с новой технологией - кляксография
Развитие творческого воображения детей при рисовании новой технологией. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.
В младшей группе детского сада детям очень понравится рисовать клаксовых монстриков. Кракозябру можно раздувать из трубочки в любые стороны. А потом после высыхания накливать на них элементы аппликации.
1
Апрель 1
Веселые прически
Продолжать знакомить с техникой кляксография.
Раздуть разноцветные кляксы и с помощью воспитателя наклеить в середину веселые мордашки.
Апрель 2
Первые цветы
Познакомить с техникой помпоно-графия
Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности.
В поделочных магазинах можно купить мешок с такими мягкими помпончиками. Если к каждому прицепить прищепку, то получим удобную держалку для работы. В технике помпоно-графия можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок. А также рисовать картины белых воздушных одуванчиков акварелью.
Апрель 3
Пчелинные соты
Познакомить с техникой рисования пузырчатой пленкой
Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Упаковочная пленка с пузырьками тоже дает интересный узор отпечатка, который можно обыграть в нетрадиционном рисовании в детском саду. Например сделать отпечаток пчелиных сот (как на рисунке ниже).
Апрель 4
Дерево
Познакомить с новым приемом рисования –
Отпечатка.
Познакомить детей с новым нетрадиционным способом изобразительной деятельности. Развивать чувство ритма, композиции.
Технология рисования : гуашь налить в блюдце. Бумагу или салфетку сжать в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги отпечатать, слегка придавливая, на альбомный лист. Отпечаток готов.
Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных).
1
Май 1
Солнышко за тучкой
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем.
Учить детей делать отпечаток картофелем.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции, мышление, память. Упражнять в технике печатания.
Отпечаток картофелем. нарисованное солнце на белом листе;
гуашь синего цвета в чашечках;
салфетки;
кружки картофеля
1
Май 2
Разноцветные бабочки
Познакомить с новой технологией «оттиск»
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Белый лист свернутый пополам. На одну половину наносятся разноцветные мазки и лист складывается. Воспитатель вырезает форму бабочки.
1
Май 3
Заключительное обобщающее занятие
Подвести итоги за время работы кружка
Просмотр видеофильма.
1
Май 4
Оформление выставки работ
Привлечь детей к оформлению выставки. работ.
Выставка работ
1
.
2.4. Оценочные материалы.
Показатели индивидуального развития детей
Фамилия имя ребенка
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Проявляет интерес к занятиям изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования
Обращает внимание на красоту окружающих предметов, объектов природы
Может создавать как индивидуальные, так и коллективные работы
Правильно держит карандаш, фломастер, кисть
Аккуратно пользуется краской, принадлежностями для рисования
Знает цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый,
черный)
Знаком с оттенками (розовый, голубой, серый)
Не боится применять новые нетрадиционные приемы в
рисовании
Стремится к созданию несложных сюжетных композиций
Сформированы навыки аккуратной работы
3. Перечень учебно-методического обеспечения
1.«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
2. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
5.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003
6. «Красота. Радость. Творчество»Т. С. Комарова, А. В. Антонова, А. В. Зацепина, издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г. ;
4. Перечень материально-технического обеспечения
Материал:
Бумага разного формата, акварельные краски, гуашь, тушь, восковые и масляные мелки, свеча, вата, матерчатые салфетки,
стаканы для воды, трубочки для напитков, кисти.
Наглядно-демонстрационный материал:
Репродукции картин известных художников,
пособия и изделия народных промыслов, портреты русских художников.
Технические средства: музыкальный центр, видеопроектор.
5. Аннотация
Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3-4 лет представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на развитие познавательной активности, творческих способностей путем применения нетрадиционных техник.
Целевой раздел содержит пояснительную записку, в которой определена цель программы : развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Программа способствует возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, воспитанию у детей художественного вкуса и чувства гармонии; воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональной отзывчивости, умения ждать, радоваться достигнутому результату.
Программа составлена с учетом интеграции направлений развития ребенка:
«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом во время рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Познавательное развитие». Для занятий по изо-деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по изо-деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Отличительными особенностями программы являются :
- работа с различными материалами (акварель, гуашь, свеча, масляные и восковые мелки, соленое тесто);
- использование нетрадиционных техник рисования (свеча, акварель, монотипия, тычок сухой кистью или ватой, рисование ладошками и др.);