МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе

Васильева Марина Владимировна
Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе № 2 «СОВЯТА» на 2020-2021 учебный год

Руководитель: Васильева Марина Владимировна, высшая категория

Актуальность

Публикация «Программа дополнительного образования „Музей и дети“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Цель кружка: Знакомить старших дошкольников с традициями, культурой и искусством России, обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Задачи:

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Занятия кружка состоят из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия проводиться как в музее, так и в детском саду (в мини-музеях ДОУ, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ) во вторую половину дня два раза в месяц (см. циклограмму НОД).

Познавательное развитие:

– Знакомить детей с предметами обихода русского народа, назначением и способами использования этих предметов. – Знакомить с историей различных предметов. – Знакомить детей с русским народным фольклором (потешки и заклички, загадки, сказки, поговорки и пословицы, песенки, жеребьёвки и т. д.). – учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры

Речевое развитие: – Пополнять словарный запас, знакомить с фразеологическими оборотами.

Художественно-эстетическое развитие:

– Знакомить детей с изделиями народных мастеров:

Хохломской росписью

Дымковская игрушка

Гжель.

– Знакомить детей с предметами искусства (картины, монументальная живопись).

Социально-коммуникативное развитие:

– Познакомить с детей с понятие слова «музей», правилами поведения в музее, с людьми, работающими в музеях (экскурсоводами).

– Закрепить полученные знания в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Физическое развитие:

– В процессе ознакомления дошкольников с подвижными и хороводными играми русского народа совершенствовать двигательные навыки детей (бег, ходьбу, прыжки, лазание и т. п.). – Способствовать хорошему эмоциональному состоянию детей, используя во время динамических пауз пальчиковую гимнастику.

– Знакомить детей народными рецептами укрепления здоровья.

Время проведения кружковых занятий: 1и 3 четверг каждого месяца в 16.00.

Место проведения: помещение группы, музыкальный зал, музеи города Смоленска и других городов (виртуальные экскурсии).

Перспективное планирование.

СЕНТЯБРЬ

Тема 1. Вводное (ознакомительное)

Цель: Уточнить знания детей о музеях.

Задачи:

1. Уточнить у детей, какие мини-музеи есть в нашем детском саду; о каком из них они могут рассказать другим детям.

2. Выяснить, что знают дети о музеях нашего города, в каком они были, с кем?

3. Уточнить правила поведения в музеях.

4. Педагогическое обследование. Анкетирование семей воспитанников.

План и методические приёмы

Рассматривание фотографий с музеями нашего города, беседы о музеях.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фотографии с изображением музеев нашего города: «В мире сказок», «Исторический», «Смоленский лен» и др.

Тема 2. Смоленск – музей под открытым небом (виртуальная экскурсия)

Цель: Знакомить с родным городом

Задачи:

1. Познакомить с нашим родным городом Смоленском, его красотой и историческими памятниками, архитектурой.

2. По желанию детей остановиться в некоторых местах экскурсии и познакомить с выбранными детьми объектами.

3. Учить детей любить свой город и гордиться им.

План и методические приёмы

Интерактивная экскурсия по центральной исторической части города.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Подключение к интернету. http://www.yandex.ru/

ОКТЯБРЬ

Тема 3. Русский быт.

Женская и мужская одежда.

Цель: Познакомить детей с особенностями женского и мужского костюма, с тем, какое символическое значение имела вещь в женском и мужском костюме.

1. Познакомить с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды.

2. Дать представление о материалах, из которых изготовлялась одежда в старину и шьётся сейчас.

3. Вызвать интерес к рукотворным предметам.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя об одежде наших предков с использованием ИКТ и народных костюмов.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 93-97

Материал к занятию

Презентации:

Нет живописней русского наряда;

Прелесть русского сарафана.

Тема 4. История лаптя на Руси. Берестяное чудо.

Цель: Познакомить детей с берестяными изделиями и их назначением. Рассказать детям, откуда появилась поговорка «Лапотная Россия», какие лапти носили крестьяне.

План и методические приёмы

Выставка предметов из бересты.

Беседы о красоте и функциональности предметов выставки из бересты.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Презентация "Береста"

НОЯБРЬ

Тема 5. Русская изба от печки до крыши. Печь в доме.

Цель: Знакомство детей печью в русском доме.

Задачи:

1. Рассказать детям о значении печи в русском доме:

Печь печет и готовит;

Дом согревает;

Печь и баня, и постель.

2. Объяснить на примере фольклора, как в народе почитали печь.

3. Словарная работа:

Печка, печь;

«печеклад» или «печник» - это человек, который делает (кладёт) печь;

«голик» - веник, связанный из голых прутьев;

«поверья» - вера во что-либо.

План и методические приёмы

1. Просмотр презентации «Русская деревня», вопросы к детям:

- вопросы.

2. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Проект «Печь» Васильева М. В.

Презентации:

Русская деревня,

Печь – хозяйка в доме.

Тема 6. Игрушки из бабушкиного сундука.

Программное содержание

Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.

Знакомить детей с одеждой русского народа, их традициями.

Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.

Развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным.

Пополнять словарь новыми словами русского быта.

Развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Воспитывать желание слушать русскую народную музыку.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

План и методические приёмы

Сундук с народными костюмами, куклами: кукла - перевёртыш девица-бабушка; кукла – молодец; кукла Би-ба-бо - домовёнок Кузя. Куклы – Пеленашки (обереги)

ДЕКАБРЬ

Тема 7. Русские народные промыслы. Хохлома.

Программное содержание

Развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей, расширять познания в изготовлении хохломской утвари, её росписи;

Учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре;

С понятием орнамент;

Нарисовать узор в полосе.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя и показ презентации «Золотые травы хохломы: Чудо-ложка».

Рассматривание волшебного узора – выделение элементов узора.

Выполнение узора на полосе.

Подведение итога.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 130-133

Презентации:

Золотые травы хохломы. Чудо-ложка.

Хохломская роспись. Растительный узор. Васильева М. В.

Тема 8. Русский быт. История головных уборов.

Цель: Вызвать интерес к миру рукотворных предметов.

Задачи:

Рассказать об истории головных уборов:

женские головные уборы (сорока, кокошник, платок и т. д.)

виды шляп; научить понимать назначение шляпы

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя об истории развития головных уборов с использованием ИКТ и предметов (головных уборов).

Выставка павло-посадских платков.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 100-103

Презентации:

Головной убор в русском народном костюме

Жемчугом украшен

Плат узорный

ЯНВАРЬ

Тема 9. Русские народные промыслы. Русская матрешка.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: русская матрешка.

История создания промысла – русская матрешка и с современным обликом русской матрешки.

План и методические приёмы

Загадки, стихи про матрешку.

Просмотр презентации Русская матрешка, беседа с детьми по ходу просмотра.

Игры с матрешками.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фото-подборка о Матрешках. Презентация: Русская матрешка.

Тема 10. Русский быт. Тульский самовар.

Программное содержание

Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края

Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов.

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.

План и методические приёмы

Выставка самоваров (помощь семей детей)

Рассказ воспитателя о самоварной истории на Руси с использованием ИКТ

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фото-подборка о самоварах. Презентация: Тульский самовар.

ФЕВРАЛЬ

Тема 11. Домашние духи и обереги.

Программное содержание

Познакомить детей с героями русского фольклора: Баба Яга, Иван-дурак, Леший, Кощей, Змей Горыныч, Русалка, Домовой.

План и методические приёмы

Игра: угадай сказку.

Просмотр презентации Русалка.

Игра: Море волнуется…

Просмотр презентации Леший.

Игра: Пройди по тропинкам Лешего.

Интернет посещение Музея Бабы Яги.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка книг: Сказки русского народа.

Презентации: Русалка, Леший

Интерактивное посещение музея Бабы Яги.

Тема 12. Богатыри Земли Русской.

Программное содержание

Знакомить детей с русским фольклором о богатырях: сказки, сказания, былины.

Показать мощь русского богатыря – защитника Земли русской: на примере описания в сказках, в сказаниях, в былинах и на полотнах художников

План и методические приёмы

Рассматривание репродукции картины Три Богатыря. В. М. Васнецов.

Чтение отрывков из фольклорных произведений о богатырях.

Просмотр презентации Русское оружие.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Электронная репродукция картины В. М. Васнецова Три богатыря.

Подборка фольклорных произведений о богатырях.

Презентация Русское оружие.

МАРТ

Тема 13. Русские народные промыслы. Гжель.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Гжель – сине-голубое чудо России.

История создания промысла – Гжель и с современным обликом Древнего промысла.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя о Гжельском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Гжель.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка иллюстраций с экспонатами промысла – Гжель.

Презентация Гжель.

Шаблоны тарелок, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.

Тема 14. История жилища.

Программное содержание

Познакомить с историей человеческого жилища.

Дать детям представление с разными видами жилища в разных странах и зависимость строения жилища от климата проживания человека.

Познакомить с красотой русской избы

План и методические приёмы

Рассматривание иллюстраций разных видов человеческого жилища. Поставить перед детьми исследовательскую задачу: В каком климате. При каких природных погодных условиях люди могут жить в тех или иных зданиях (сооружениях). Почему?

Презентация Русская изба.

Изготовление модели избы и ее роспись.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Модели различных видов домов, модели различных климатических зон.

Презентация Русская изба.

Шаблоны – заготовки: дом, краски, кисти, клей-карандаш.

АПРЕЛЬ

Тема 15. Русский музей. Московский Кремль.

Программное содержание

Познакомить с красотой Московского Кремля.

Показать богатство коллекции Оружейной Палаты в Москве.

План и методические приёмы

Беседа о Москве – столице нашей Родины и древним городом России.

Показ фильма Оружейная палата в Москве.

Материал для подготовки к занятию (источники)

DVD Оружейная палата в Москве.

Иллюстрации о Москве.

Тема 16. Русское народное творчество. Вышивка.

Программное содержание

Продолжать знакомить с русским народным творчеством, учить составлять орнамент, располагая его по всей поверхности плоскостного изображения, учить находить отличительные особенности русского костюма девочки, девушки, замужней женщины.

Прививать интерес к народному творчеству.

План и методические приёмы

Беседы о народном промысле: Вышивке.

Просмотр презентации Вышивка.

Составление орнаменты используя элементы русской (смоленской) вышивке.

Электронная игра-презентация Кому что нужно?

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка вышитых полотенец и других предметов одежды, оформленных вышивкой.

Презентации: Вышивка, Кому что нужно?

Фломастеры, полоски бумаги в клеточку.

МАЙ

Тема 17. Русские народные промыслы. Жостово.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Жостово.

История создания промысла – Жостово и с современным обликом этого промысла.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя о жостовском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Жостово.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка экспонатов промысла – Жостово.

Презентация Жостово.

Шаблоны подносов, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.

Тема 18. Тонким пёрышком писать.

Цель: Познакомить детей с историей появления школ, с алфавитом, который изучали в старину, со школьными вещами.

План и методические приёмы

Выставка эпистолярных предметов

Беседы об эпистолярных предметах

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 21 октября 2021 в 12:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Марина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД