МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе

Васильева Марина Владимировна
Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе

ПРОГРАММА

дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе № 2 «СОВЯТА» на 2020-2021 учебный год

Руководитель: Васильева Марина Владимировна, высшая категория

Актуальность

Публикация «Программа дополнительного образования „Музей и дети“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Цель кружка: Знакомить старших дошкольников с традициями, культурой и искусством России, обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Задачи:

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Занятия кружка состоят из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия проводиться как в музее, так и в детском саду (в мини-музеях ДОУ, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ) во вторую половину дня два раза в месяц (см. циклограмму НОД).

Познавательное развитие:

– Знакомить детей с предметами обихода русского народа, назначением и способами использования этих предметов. – Знакомить с историей различных предметов. – Знакомить детей с русским народным фольклором (потешки и заклички, загадки, сказки, поговорки и пословицы, песенки, жеребьёвки и т. д.). – учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры

Речевое развитие: – Пополнять словарный запас, знакомить с фразеологическими оборотами.

Художественно-эстетическое развитие:

– Знакомить детей с изделиями народных мастеров:

Хохломской росписью

Дымковская игрушка

Гжель.

– Знакомить детей с предметами искусства (картины, монументальная живопись).

Социально-коммуникативное развитие:

– Познакомить с детей с понятие слова «музей», правилами поведения в музее, с людьми, работающими в музеях (экскурсоводами).

– Закрепить полученные знания в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Физическое развитие:

– В процессе ознакомления дошкольников с подвижными и хороводными играми русского народа совершенствовать двигательные навыки детей (бег, ходьбу, прыжки, лазание и т. п.). – Способствовать хорошему эмоциональному состоянию детей, используя во время динамических пауз пальчиковую гимнастику.

– Знакомить детей народными рецептами укрепления здоровья.

Время проведения кружковых занятий: 1и 3 четверг каждого месяца в 16.00.

Место проведения: помещение группы, музыкальный зал, музеи города Смоленска и других городов (виртуальные экскурсии).

Перспективное планирование.

СЕНТЯБРЬ

Тема 1. Вводное (ознакомительное)

Цель: Уточнить знания детей о музеях.

Задачи:

1. Уточнить у детей, какие мини-музеи есть в нашем детском саду; о каком из них они могут рассказать другим детям.

2. Выяснить, что знают дети о музеях нашего города, в каком они были, с кем?

3. Уточнить правила поведения в музеях.

4. Педагогическое обследование. Анкетирование семей воспитанников.

План и методические приёмы

Рассматривание фотографий с музеями нашего города, беседы о музеях.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фотографии с изображением музеев нашего города: «В мире сказок», «Исторический», «Смоленский лен» и др.

Тема 2. Смоленск – музей под открытым небом (виртуальная экскурсия)

Цель: Знакомить с родным городом

Задачи:

1. Познакомить с нашим родным городом Смоленском, его красотой и историческими памятниками, архитектурой.

2. По желанию детей остановиться в некоторых местах экскурсии и познакомить с выбранными детьми объектами.

3. Учить детей любить свой город и гордиться им.

План и методические приёмы

Интерактивная экскурсия по центральной исторической части города.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Подключение к интернету. http://www.yandex.ru/

ОКТЯБРЬ

Тема 3. Русский быт.

Женская и мужская одежда.

Цель: Познакомить детей с особенностями женского и мужского костюма, с тем, какое символическое значение имела вещь в женском и мужском костюме.

1. Познакомить с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды.

2. Дать представление о материалах, из которых изготовлялась одежда в старину и шьётся сейчас.

3. Вызвать интерес к рукотворным предметам.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя об одежде наших предков с использованием ИКТ и народных костюмов.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 93-97

Материал к занятию

Презентации:

Нет живописней русского наряда;

Прелесть русского сарафана.

Тема 4. История лаптя на Руси. Берестяное чудо.

Цель: Познакомить детей с берестяными изделиями и их назначением. Рассказать детям, откуда появилась поговорка «Лапотная Россия», какие лапти носили крестьяне.

План и методические приёмы

Выставка предметов из бересты.

Беседы о красоте и функциональности предметов выставки из бересты.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Презентация "Береста"

НОЯБРЬ

Тема 5. Русская изба от печки до крыши. Печь в доме.

Цель: Знакомство детей печью в русском доме.

Задачи:

1. Рассказать детям о значении печи в русском доме:

Печь печет и готовит;

Дом согревает;

Печь и баня, и постель.

2. Объяснить на примере фольклора, как в народе почитали печь.

3. Словарная работа:

Печка, печь;

«печеклад» или «печник» - это человек, который делает (кладёт) печь;

«голик» - веник, связанный из голых прутьев;

«поверья» - вера во что-либо.

План и методические приёмы

1. Просмотр презентации «Русская деревня», вопросы к детям:

- вопросы.

2. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Проект «Печь» Васильева М. В.

Презентации:

Русская деревня,

Печь – хозяйка в доме.

Тема 6. Игрушки из бабушкиного сундука.

Программное содержание

Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.

Знакомить детей с одеждой русского народа, их традициями.

Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.

Развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным.

Пополнять словарь новыми словами русского быта.

Развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству.

Воспитывать желание слушать русскую народную музыку.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

План и методические приёмы

Сундук с народными костюмами, куклами: кукла - перевёртыш девица-бабушка; кукла – молодец; кукла Би-ба-бо - домовёнок Кузя. Куклы – Пеленашки (обереги)

ДЕКАБРЬ

Тема 7. Русские народные промыслы. Хохлома.

Программное содержание

Развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей, расширять познания в изготовлении хохломской утвари, её росписи;

Учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре;

С понятием орнамент;

Нарисовать узор в полосе.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя и показ презентации «Золотые травы хохломы: Чудо-ложка».

Рассматривание волшебного узора – выделение элементов узора.

Выполнение узора на полосе.

Подведение итога.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 130-133

Презентации:

Золотые травы хохломы. Чудо-ложка.

Хохломская роспись. Растительный узор. Васильева М. В.

Тема 8. Русский быт. История головных уборов.

Цель: Вызвать интерес к миру рукотворных предметов.

Задачи:

Рассказать об истории головных уборов:

женские головные уборы (сорока, кокошник, платок и т. д.)

виды шляп; научить понимать назначение шляпы

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя об истории развития головных уборов с использованием ИКТ и предметов (головных уборов).

Выставка павло-посадских платков.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Источники:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 100-103

Презентации:

Головной убор в русском народном костюме

Жемчугом украшен

Плат узорный

ЯНВАРЬ

Тема 9. Русские народные промыслы. Русская матрешка.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: русская матрешка.

История создания промысла – русская матрешка и с современным обликом русской матрешки.

План и методические приёмы

Загадки, стихи про матрешку.

Просмотр презентации Русская матрешка, беседа с детьми по ходу просмотра.

Игры с матрешками.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фото-подборка о Матрешках. Презентация: Русская матрешка.

Тема 10. Русский быт. Тульский самовар.

Программное содержание

Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края

Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов.

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.

План и методические приёмы

Выставка самоваров (помощь семей детей)

Рассказ воспитателя о самоварной истории на Руси с использованием ИКТ

Материал для подготовки к занятию (источники)

Фото-подборка о самоварах. Презентация: Тульский самовар.

ФЕВРАЛЬ

Тема 11. Домашние духи и обереги.

Программное содержание

Познакомить детей с героями русского фольклора: Баба Яга, Иван-дурак, Леший, Кощей, Змей Горыныч, Русалка, Домовой.

План и методические приёмы

Игра: угадай сказку.

Просмотр презентации Русалка.

Игра: Море волнуется…

Просмотр презентации Леший.

Игра: Пройди по тропинкам Лешего.

Интернет посещение Музея Бабы Яги.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка книг: Сказки русского народа.

Презентации: Русалка, Леший

Интерактивное посещение музея Бабы Яги.

Тема 12. Богатыри Земли Русской.

Программное содержание

Знакомить детей с русским фольклором о богатырях: сказки, сказания, былины.

Показать мощь русского богатыря – защитника Земли русской: на примере описания в сказках, в сказаниях, в былинах и на полотнах художников

План и методические приёмы

Рассматривание репродукции картины Три Богатыря. В. М. Васнецов.

Чтение отрывков из фольклорных произведений о богатырях.

Просмотр презентации Русское оружие.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Электронная репродукция картины В. М. Васнецова Три богатыря.

Подборка фольклорных произведений о богатырях.

Презентация Русское оружие.

МАРТ

Тема 13. Русские народные промыслы. Гжель.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Гжель – сине-голубое чудо России.

История создания промысла – Гжель и с современным обликом Древнего промысла.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя о Гжельском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Гжель.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка иллюстраций с экспонатами промысла – Гжель.

Презентация Гжель.

Шаблоны тарелок, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.

Тема 14. История жилища.

Программное содержание

Познакомить с историей человеческого жилища.

Дать детям представление с разными видами жилища в разных странах и зависимость строения жилища от климата проживания человека.

Познакомить с красотой русской избы

План и методические приёмы

Рассматривание иллюстраций разных видов человеческого жилища. Поставить перед детьми исследовательскую задачу: В каком климате. При каких природных погодных условиях люди могут жить в тех или иных зданиях (сооружениях). Почему?

Презентация Русская изба.

Изготовление модели избы и ее роспись.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Модели различных видов домов, модели различных климатических зон.

Презентация Русская изба.

Шаблоны – заготовки: дом, краски, кисти, клей-карандаш.

АПРЕЛЬ

Тема 15. Русский музей. Московский Кремль.

Программное содержание

Познакомить с красотой Московского Кремля.

Показать богатство коллекции Оружейной Палаты в Москве.

План и методические приёмы

Беседа о Москве – столице нашей Родины и древним городом России.

Показ фильма Оружейная палата в Москве.

Материал для подготовки к занятию (источники)

DVD Оружейная палата в Москве.

Иллюстрации о Москве.

Тема 16. Русское народное творчество. Вышивка.

Программное содержание

Продолжать знакомить с русским народным творчеством, учить составлять орнамент, располагая его по всей поверхности плоскостного изображения, учить находить отличительные особенности русского костюма девочки, девушки, замужней женщины.

Прививать интерес к народному творчеству.

План и методические приёмы

Беседы о народном промысле: Вышивке.

Просмотр презентации Вышивка.

Составление орнаменты используя элементы русской (смоленской) вышивке.

Электронная игра-презентация Кому что нужно?

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка вышитых полотенец и других предметов одежды, оформленных вышивкой.

Презентации: Вышивка, Кому что нужно?

Фломастеры, полоски бумаги в клеточку.

МАЙ

Тема 17. Русские народные промыслы. Жостово.

Программное содержание

Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Жостово.

История создания промысла – Жостово и с современным обликом этого промысла.

План и методические приёмы

Рассказ воспитателя о жостовском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Жостово.

Материал для подготовки к занятию (источники)

Выставка экспонатов промысла – Жостово.

Презентация Жостово.

Шаблоны подносов, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.

Тема 18. Тонким пёрышком писать.

Цель: Познакомить детей с историей появления школ, с алфавитом, который изучали в старину, со школьными вещами.

План и методические приёмы

Выставка эпистолярных предметов

Беседы об эпистолярных предметах

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 21 октября 2021 в 12:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД