Васильева Марина Владимировна
Программа дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Музей и дети» в подготовительной к школе группе № 2 «СОВЯТА» на 2020-2021 учебный год
Руководитель: Васильева Марина Владимировна, высшая категория
Актуальность
Публикация «Программа дополнительного образования „Музей и дети“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Цель кружка: Знакомить старших дошкольников с традициями, культурой и искусством России, обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Задачи:
* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
* вызывать уважение к другим культурам;
*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т. е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Занятия кружка состоят из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия проводиться как в музее, так и в детском саду (в мини-музеях ДОУ, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ) во вторую половину дня два раза в месяц (см. циклограмму НОД).
Познавательное развитие:
– Знакомить детей с предметами обихода русского народа, назначением и способами использования этих предметов. – Знакомить с историей различных предметов. – Знакомить детей с русским народным фольклором (потешки и заклички, загадки, сказки, поговорки и пословицы, песенки, жеребьёвки и т. д.). – учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры
Речевое развитие: – Пополнять словарный запас, знакомить с фразеологическими оборотами.
Художественно-эстетическое развитие:
– Знакомить детей с изделиями народных мастеров:
Хохломской росписью
Дымковская игрушка
Гжель.
– Знакомить детей с предметами искусства (картины, монументальная живопись).
Социально-коммуникативное развитие:
– Познакомить с детей с понятие слова «музей», правилами поведения в музее, с людьми, работающими в музеях (экскурсоводами).
– Закрепить полученные знания в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
Физическое развитие:
– В процессе ознакомления дошкольников с подвижными и хороводными играми русского народа совершенствовать двигательные навыки детей (бег, ходьбу, прыжки, лазание и т. п.). – Способствовать хорошему эмоциональному состоянию детей, используя во время динамических пауз пальчиковую гимнастику.
– Знакомить детей народными рецептами укрепления здоровья.
Время проведения кружковых занятий: 1и 3 четверг каждого месяца в 16.00.
Место проведения: помещение группы, музыкальный зал, музеи города Смоленска и других городов (виртуальные экскурсии).
Перспективное планирование.
СЕНТЯБРЬ
Тема 1. Вводное (ознакомительное)
Цель: Уточнить знания детей о музеях.
Задачи:
1. Уточнить у детей, какие мини-музеи есть в нашем детском саду; о каком из них они могут рассказать другим детям.
2. Выяснить, что знают дети о музеях нашего города, в каком они были, с кем?
3. Уточнить правила поведения в музеях.
4. Педагогическое обследование. Анкетирование семей воспитанников.
План и методические приёмы
Рассматривание фотографий с музеями нашего города, беседы о музеях.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Фотографии с изображением музеев нашего города: «В мире сказок», «Исторический», «Смоленский лен» и др.
Тема 2. Смоленск – музей под открытым небом (виртуальная экскурсия)
Цель: Знакомить с родным городом
Задачи:
1. Познакомить с нашим родным городом Смоленском, его красотой и историческими памятниками, архитектурой.
2. По желанию детей остановиться в некоторых местах экскурсии и познакомить с выбранными детьми объектами.
3. Учить детей любить свой город и гордиться им.
План и методические приёмы
Интерактивная экскурсия по центральной исторической части города.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Подключение к интернету. http://www.yandex.ru/
ОКТЯБРЬ
Тема 3. Русский быт.
Женская и мужская одежда.
Цель: Познакомить детей с особенностями женского и мужского костюма, с тем, какое символическое значение имела вещь в женском и мужском костюме.
1. Познакомить с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды.
2. Дать представление о материалах, из которых изготовлялась одежда в старину и шьётся сейчас.
3. Вызвать интерес к рукотворным предметам.
План и методические приёмы
Рассказ воспитателя об одежде наших предков с использованием ИКТ и народных костюмов.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Источники:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 93-97
Материал к занятию
Презентации:
Нет живописней русского наряда;
Прелесть русского сарафана.
Тема 4. История лаптя на Руси. Берестяное чудо.
Цель: Познакомить детей с берестяными изделиями и их назначением. Рассказать детям, откуда появилась поговорка «Лапотная Россия», какие лапти носили крестьяне.
План и методические приёмы
Выставка предметов из бересты.
Беседы о красоте и функциональности предметов выставки из бересты.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Презентация "Береста"
НОЯБРЬ
Тема 5. Русская изба от печки до крыши. Печь в доме.
Цель: Знакомство детей печью в русском доме.
Задачи:
1. Рассказать детям о значении печи в русском доме:
Печь печет и готовит;
Дом согревает;
Печь и баня, и постель.
2. Объяснить на примере фольклора, как в народе почитали печь.
3. Словарная работа:
Печка, печь;
«печеклад» или «печник» - это человек, который делает (кладёт) печь;
«голик» - веник, связанный из голых прутьев;
«поверья» - вера во что-либо.
План и методические приёмы
1. Просмотр презентации «Русская деревня», вопросы к детям:
- вопросы.
2. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Материал для подготовки к занятию (источники)
Источники:
Проект «Печь» Васильева М. В.
Презентации:
Русская деревня,
Печь – хозяйка в доме.
Тема 6. Игрушки из бабушкиного сундука.
Программное содержание
Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.
Знакомить детей с одеждой русского народа, их традициями.
Развивать умение поддерживать беседу; выражать через речь свои впечатления.
Развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным.
Пополнять словарь новыми словами русского быта.
Развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать интерес к словесному творчеству.
Воспитывать желание слушать русскую народную музыку.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
План и методические приёмы
Сундук с народными костюмами, куклами: кукла - перевёртыш девица-бабушка; кукла – молодец; кукла Би-ба-бо - домовёнок Кузя. Куклы – Пеленашки (обереги)
ДЕКАБРЬ
Тема 7. Русские народные промыслы. Хохлома.
Программное содержание
Развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей, расширять познания в изготовлении хохломской утвари, её росписи;
Учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре;
С понятием орнамент;
Нарисовать узор в полосе.
План и методические приёмы
Рассказ воспитателя и показ презентации «Золотые травы хохломы: Чудо-ложка».
Рассматривание волшебного узора – выделение элементов узора.
Выполнение узора на полосе.
Подведение итога.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Источники:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 130-133
Презентации:
Золотые травы хохломы. Чудо-ложка.
Хохломская роспись. Растительный узор. Васильева М. В.
Тема 8. Русский быт. История головных уборов.
Цель: Вызвать интерес к миру рукотворных предметов.
Задачи:
Рассказать об истории головных уборов:
женские головные уборы (сорока, кокошник, платок и т. д.)
виды шляп; научить понимать назначение шляпы
План и методические приёмы
Рассказ воспитателя об истории развития головных уборов с использованием ИКТ и предметов (головных уборов).
Выставка павло-посадских платков.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Источники:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. С-Пб. «АКЦИДЕНТ» 1997, с. 100-103
Презентации:
Головной убор в русском народном костюме
Жемчугом украшен
Плат узорный
ЯНВАРЬ
Тема 9. Русские народные промыслы. Русская матрешка.
Программное содержание
Продолжить знакомство детей с народными промыслами: русская матрешка.
История создания промысла – русская матрешка и с современным обликом русской матрешки.
План и методические приёмы
Загадки, стихи про матрешку.
Просмотр презентации Русская матрешка, беседа с детьми по ходу просмотра.
Игры с матрешками.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Фото-подборка о Матрешках. Презентация: Русская матрешка.
Тема 10. Русский быт. Тульский самовар.
Программное содержание
Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края
Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов.
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.
План и методические приёмы
Выставка самоваров (помощь семей детей)
Рассказ воспитателя о самоварной истории на Руси с использованием ИКТ
Материал для подготовки к занятию (источники)
Фото-подборка о самоварах. Презентация: Тульский самовар.
ФЕВРАЛЬ
Тема 11. Домашние духи и обереги.
Программное содержание
Познакомить детей с героями русского фольклора: Баба Яга, Иван-дурак, Леший, Кощей, Змей Горыныч, Русалка, Домовой.
План и методические приёмы
Игра: угадай сказку.
Просмотр презентации Русалка.
Игра: Море волнуется…
Просмотр презентации Леший.
Игра: Пройди по тропинкам Лешего.
Интернет посещение Музея Бабы Яги.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Выставка книг: Сказки русского народа.
Презентации: Русалка, Леший
Интерактивное посещение музея Бабы Яги.
Тема 12. Богатыри Земли Русской.
Программное содержание
Знакомить детей с русским фольклором о богатырях: сказки, сказания, былины.
Показать мощь русского богатыря – защитника Земли русской: на примере описания в сказках, в сказаниях, в былинах и на полотнах художников
План и методические приёмы
Рассматривание репродукции картины Три Богатыря. В. М. Васнецов.
Чтение отрывков из фольклорных произведений о богатырях.
Просмотр презентации Русское оружие.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Электронная репродукция картины В. М. Васнецова Три богатыря.
Подборка фольклорных произведений о богатырях.
Презентация Русское оружие.
МАРТ
Тема 13. Русские народные промыслы. Гжель.
Программное содержание
Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Гжель – сине-голубое чудо России.
История создания промысла – Гжель и с современным обликом Древнего промысла.
План и методические приёмы
Рассказ воспитателя о Гжельском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Гжель.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Выставка иллюстраций с экспонатами промысла – Гжель.
Презентация Гжель.
Шаблоны тарелок, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.
Тема 14. История жилища.
Программное содержание
Познакомить с историей человеческого жилища.
Дать детям представление с разными видами жилища в разных странах и зависимость строения жилища от климата проживания человека.
Познакомить с красотой русской избы
План и методические приёмы
Рассматривание иллюстраций разных видов человеческого жилища. Поставить перед детьми исследовательскую задачу: В каком климате. При каких природных погодных условиях люди могут жить в тех или иных зданиях (сооружениях). Почему?
Презентация Русская изба.
Изготовление модели избы и ее роспись.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Модели различных видов домов, модели различных климатических зон.
Презентация Русская изба.
Шаблоны – заготовки: дом, краски, кисти, клей-карандаш.
АПРЕЛЬ
Тема 15. Русский музей. Московский Кремль.
Программное содержание
Познакомить с красотой Московского Кремля.
Показать богатство коллекции Оружейной Палаты в Москве.
План и методические приёмы
Беседа о Москве – столице нашей Родины и древним городом России.
Показ фильма Оружейная палата в Москве.
Материал для подготовки к занятию (источники)
DVD Оружейная палата в Москве.
Иллюстрации о Москве.
Тема 16. Русское народное творчество. Вышивка.
Программное содержание
Продолжать знакомить с русским народным творчеством, учить составлять орнамент, располагая его по всей поверхности плоскостного изображения, учить находить отличительные особенности русского костюма девочки, девушки, замужней женщины.
Прививать интерес к народному творчеству.
План и методические приёмы
Беседы о народном промысле: Вышивке.
Просмотр презентации Вышивка.
Составление орнаменты используя элементы русской (смоленской) вышивке.
Электронная игра-презентация Кому что нужно?
Материал для подготовки к занятию (источники)
Выставка вышитых полотенец и других предметов одежды, оформленных вышивкой.
Презентации: Вышивка, Кому что нужно?
Фломастеры, полоски бумаги в клеточку.
МАЙ
Тема 17. Русские народные промыслы. Жостово.
Программное содержание
Продолжить знакомство детей с народными промыслами: Жостово.
История создания промысла – Жостово и с современным обликом этого промысла.
План и методические приёмы
Рассказ воспитателя о жостовском промысле: об истории его создания и современности. Просмотр презентации Жостово.
Материал для подготовки к занятию (источники)
Выставка экспонатов промысла – Жостово.
Презентация Жостово.
Шаблоны подносов, краска для росписи, кисти, стаканы-непроливайки.
Тема 18. Тонким пёрышком писать.
Цель: Познакомить детей с историей появления школ, с алфавитом, который изучали в старину, со школьными вещами.
План и методические приёмы
Выставка эпистолярных предметов
Беседы об эпистолярных предметах