Ольга Белоусова
Программа дополнительного образования «Мультстудия» для детей дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Мультстудия»
для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет
Срок реализации программы 1 год.
Руководитель кружка:
воспитатель Белоусова О. М.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка …. 3-7
1.2. Цель и задачи программы …. …8
1.3. Содержание программы ….9-10
1.4. Планируемые результаты …11-12
Раздел № 2. Комплекс организационно - педагогических условий
Публикация «Программа дополнительного образования „Мультстудия“ для детей дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
2.1. Календарный учебный график …12
2.2. Комплексно-тематическое планирование…. 12-19
2.3. Условия реализации программы…19-20
2.4. Формы аттестации …20
2.5. Оценочные материалы …. ….20-21
2.6. Методические материалы …. …21-22
Список литературы…. …23
Приложения №1….…. 24-25
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Направленность: художественно-эстетическая, технологическая
Нормативно - правовую основу разработки программы составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжения Правительства РФ 04.09.2014 № 1726-р.) и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 г.
3. Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежь.
4. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г.).
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «О направлении информации».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
8. Устав МОАУ СОШ №4 (дошкольный уровень)
Новизна: программа является средством интеграции всех образовательных областей в ДОУ, а также соединяет инновационную и традиционную технику изобразительного и декоративно-прикладного творчества и технологию ИКТ и технологию создания анимационного мультфильма.
Актуальность.
Дошкольное образование сегодня - не только источник определённых знаний, но в первую очередь ещё и, фактор успешной социализации подрастающего поколения. Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего поколения. Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребёнка в это время было всесторонним.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а, следовательно, искусством.
В связи с этим встал вопрос о том, какие средства использовать, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения? Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. У дошкольников появляется возможность познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра. Работа над созданием мультфильма позволят ребёнку не только попробовать себя в роли режиссёра и сценариста мультфильмов, но и развивает его творческие способности и умение работать в команде.
Одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.
Современный дошкольник привык к кинематографу и мультипликации, создание иллюзии движения не воспринимается им как чудо. Создавая вместе с детьми мультфильмы, взрослые могут вернуть им ощущение свежести восприятия самого факта движущегося изображения. Помимо интереса мультфильм имеет прекрасные возможности для интеграции различных видов деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкальное творчество, драматизация и пр.).
Отличительные особенности заключается в создании условий для проявления дошкольниками творчества, инициативы, формирования навыков самоорганизации, самообслуживания, коммуникации, получении новых и закреплении имеющихся знаний в области информационно - коммуникационных технологий. Обучаясь по программе, дети вовлекаются в серию проектов, конечным продуктом которых является анимационный ролик. Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется фотосъёмка, проводится монтаж и просмотр.
Возраст обучающихся: 6-7лет
Возрастные особенности детей этого возраста:
В организации образовательного процесса учтены возрастные особенности детей 6-7 лет, которые определены авторами комплексной программы «От рождения до школы.» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. п
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями, которым подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Срок реализации Программы: 1 год (29 недель,29 часов) с октября по апрель.
Формы обучения:
- коллективное занятие;
- индивидуальная работа;
-подгрупповая.
Уровень программы: стартовый (ознакомительный).
Особенности организации образовательного процесса: традиционная, технологическая
Форма организации образовательной деятельности – очная.
Формы и методы организации образовательного процесса и виды деятельности:
Формы:
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Совместная образовательная деятельность:
- экспериментирование
-экскурсии
-наблюдения
-творческая мастерская
3. Самостоятельная деятельность детей:
-игра
-самостоятельная творческая деятельность
Методы:
1. Словесные: беседы, чтение художественной литературы,
общий разговор, пересказ по ролям, исполнение ролевых отрывков, озвучивание.
2. Наглядные: просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций.
3. Практические: изготовление декораций, героев, костюмов.
Съемка мультфильма, монтаж.
Техника:
1) Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости).
2) Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке, так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации).
3) Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки).
4) Сыпучая анимация (песок, крупы, бусины, кофе и т. д.).
5) Пиксиляция (главные актеры - сами дети).
Принципы построения программы:
Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов:
- наглядность– демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- систематичность и последовательность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
Режим занятий
Количество образовательной деятельности (занятий)
в неделю : 1
Продолжительность образовательной деятельности : 30 мин
День недели: среда
Время проведения: 15.20-15.50
Место проведения: группа
1.2. Цель программы:
Создание условий для познавательной, творческой самореализации детей и развития основ технического мышления в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма).
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
формировать художественные навыки и умения;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать детское экспериментирование;
способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
воспитывать умение доводить начатое дело.
Социальная значимость программы:
Создание детьми хорошего мультфильма-это лишь один из множества значимых результатов. Не менее важны неугасающий интерес детей к мультипликации, литературе, изобразительному искусству, их стремление творить, играть, общаться, создавать что-то своими руками, красиво и правильно говорить, придумывать собственную историю. Наш опыт показывает, что при наличии таких результатов все остальные эффекты - обучающие, развивающие, воспитательные – обязательно состоятся!
Содержание учебного плана
I. «Знакомство с миром мультфильмов» (7 часов)
Тема 1.1. Техника безопасности на занятии.
Теория: знакомить с терминологией техники безопасности на занятиях. Лекционные занятия, презентации.
Практика: Названия и понятия основных ИКТ терминов.
Тема 1.2. Знакомство с русской и зарубежной мультипликацией, с основными сюжетами, жанрами.
Теория: Рассказ об истории анимации и мультипликации.
Практика: с помощью мультфильмов помочь детям прийти к осознанию «что такое хорошо и что такое плохо», различать настроение героев, выражение сути в мультфильмах. Принимать участие в обсуждении мультфильма. Создание положительного и отрицательного героя.
II. «Мультфильмы своими руками» (17 часов)
Тема 2.1. Работа по созданию мультфильмов
Теория: Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма.
Практика: Рассказ о профессиях мультипликатор. Элементарное знакомство с процессом съемки.
Тема 2.2. Обучение основным техникам работы с различными материалами (предметы: машинки, куклы, конструктор пластилин, акварель, гуашь, карандаш и т. д.)
Теория: Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках.
Практика: Создаём первый мультфильм в предметной технике. Выбираем предметы по теме ПДД.
Тема 2.3. Создание сюжета мультфильма, съёмка мультфильма
Теория: Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.
Практика: Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму. Подготовка кукол-героев, отработка правильной постановки персонажа в кадре. Озвучиваем мультфильм. Подборка музыкального сопровождения. Монтаж.
III. «Смотрим вместе» (5 часов)
Тема 3.1. Повышение статуса ДО как современного инновационного учреждения дополнительного образования детей.
Теория: создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по художественно-эстетическому и технологическому развитию дошкольников через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
Практика: Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой. Проведение мастер-класса совместно с родителями. Совместный просмотр готового мультфильма.
Тема 3.2. Мы – аниматоры.
Теория: консультативные беседы, организация мастер-классов.
Практика: Участие родителей в подготовке викторин, конкурсов по данной теме. Совместное с детьми творчество по изготовлению историй в картинках; рассказы родителей о любимых мультфильмах своего детства и детства бабушек и дедушек. Выпуск дисков с мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. п. 4.3. ФГОС).
Целевые ориентиры:
-Ребенок проявляет самостоятельность и активность в совместной
деятельности по созданию мультфильма.
-Ребенок эмоционально сопереживает героям мультфильма.
Положительно настроен на совместную деятельность со взрослыми и
сверстниками.
-Ребенок конструктивно взаимодействует со сверстниками, способен
договариваться в процессе съемки мультфильма, делиться
изобразительным материалом в процессе создания декораций,
персонажей мультфильма.
-Способен выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками в процессе
сочинения сценария мультфильма, использует речь для построения
высказываний.
-Ребенок действует в соответствии с принятыми правилами работы в мультстудии.
-Ребенок способен составить творческий рассказ по предложенной теме, из личного опыта.
-Проявляет творчество в продуктивной деятельности, владеет
выразительными средствами речи (способен передать в речи настроение героя, его отношение к другим персонажами).
-Ребенок имеет начальные представления о процессе съемки
мультфильма, о «хитростях» создания различных эффектов, имеет
представления о профессиях взрослых-мультипликаторов. Умеет дать аргументированный ответ по поводу выразительных средств анимации.
-Проявляет склонность к экспериментированию с изобразительными
материалами. Знает много литературных произведений.
-Владеет начальными навыками работы с внешними устройствами компьютера, необходимыми в работе над мультфильмом.
-Ребенок владеет безопасными способами работы с компьютером, с ножницами и др. инструментами-помощниками в продуктивной деятельности.
-Ребенок творчески раскрепощен, активен во всех направлениях
творчества.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
2.2. Комплексно- тематическое планирование
кружка «Мультстудия» в подготовительной школе группе № 12
(продолжение в следующей публикации)