Нэлли Саванина
Программа дополнительного образования художественной направленности «Мир оригами» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел….3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цели и задачи программы….3
1.3. Возрастные особенности детей…. 4-5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы…. 5-6
1.5. Оценка индивидуального развития детей…6
2. Содержательный раздел….7
2.1. Формы образовательной деятельности….7
2.2. Комплексно-тематическое планирование…. 7-13
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников…. 13
3. Организационный раздел….14
3.1. Материально-техническое обеспечение….14
Список литературы…15
Приложение…16
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мир оригами» художественной направленности для детей 6-7 лет (далее – Программа, разработана на основе методических рекомендаций Сержантовой Т. Б. «Оригами для всей семьи», изд. «Айрис Пресс», М., 2003 г., описывает курс обучения оригами (моделированию из бумаги) детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) с учетом Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основной целью основной образовательной программы ДОО является – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Оригами – древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок. Оригами, как и любое другое искусство, отображает окружающий мир. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. Особенность бумажных моделей в том, что они не имеют мелких деталей, а показывают общий вид. Создается узнаваемый образ, который ни с чем не спутаешь. Вначале дети создают просто поделки для игры – салфетки для праздничного стола, стаканчики для игры в дом. По мере развития конструктивных способностей, созданные детьми поделки, сами инициируют другие виды деятельности: сюжетные игры, придумывание рассказа, разыгрывание театра. Одновременно включение поделок в разные сюжеты (игровые, книжные, театрализованные) часто побуждает ребенка изменять сделанное им ранее с целью придания им большей выразительности, соответствия придуманному сюжету, а так же создавать новое. В результате все, что моделирует ребенок, имеет свое продолжение и применение в разных жизненных ситуациях. Это существенно обогащает как развитие разных видов деятельности, так и развитие самого ребенка. Он учится создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого); находить нестандартные решения.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Целью программы «Волшебный мир оригами» является создание условий для развития у детей творческих способностей в конструктивно – модельной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для обучения простейшим приемам оригами;
2. Создание условий для самостоятельной работы с бумагой по показу воспитателя;
3. Способствовать развитию пространственных представлений;
4. Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения;
5. Способствовать речевому развитию
6. Способствовать проявлению у детей самостоятельности, творчества, инициативы;
7. Способствовать воспитанию интереса к оригами, внимательности и аккуратности;
8. Способствовать формированию дружеских, доброжелательных отношений между детьми;
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы
Программа направлена на развитие воспитанников подготовительной группы (от 6 до 7 лет) с учетом возрастных психофизических особенностей детей.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы : принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельностине просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении
рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности
детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.5. Оценка индивидуального развития воспитанников
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
С целью отслеживания результативности работы кружка проводится мониторинг развития творческого воображения с использованием диагностических методов: тест «Дорисуй фигурки» (Э. Торренса, анализ продуктов деятельности (поделок) по критериям Т. С. Комаровой.
Периодичность проведения (2 раза в год – октябрь, май) оценки развития основных (ключевых) характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы образовательной деятельности, содержание, продолжительность, количество НОД в неделю
Программа описывает курс обучения оригами (Художественный труд : работа с бумагой и картоном в технике «Оригами») детей подготовительной к школе группы (6-7лет).
Общее количество НОД – 30 в год, количество НОД 1 раз в неделю, длительность – 30 минут.
Содержание непосредственной образовательной деятельности :
1. Базовая форма «Квадрат» - 1 час
Модель «Сердечко».
2. Базовая форма «Треугольник» - 5 часов
Модель «Котенок с белыми ушами». Модель «Лиса». Модель «Песик». Модель «Щенок», Модель «Стакан для скрепок».
3. Базовая форма «Книжка» - 2 часа
Модель «Кимоно». Модель «Открытка».
4. Базовая форма «Дверь» - 4 часа
Модель «Кошелёк». Модель «Пароходик». Модель «Домик с трубой». Модель «Грибочки»
5. Базовая форма «Воздушный змей» - 7 часов
Модель «Воронёнок». Модель «Гномик». Модель «Петух». Модель «Сова». Модель «Чайка». Модель «Жираф». Модель «Снежинка»
6. Базовая форма «Прямоугольник» – 4 часа
Модель «Ослик». Модель «Белый медведь». Модель «Олень». Модель «Слон»
7. Модели масок на основе квадратов – 4 часа
Модель «Маска поросенка». Модель «Маска волка». Модель «Маска зайца». Модель «Маска лисы».
8. Коллективная работа – 2 часа
9. Выставка коллективной работы – 1час
(2.2. Комплексно-тематическое планирование)
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» (Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ») говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».
Цель взаимодействия с родителями: привлечение родителей к помощи изготовления поделок с детьми дома.
Задачи:
• Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;
• Формировать у родителей знания о значении оригами для развития ребенка
• Знакомить с техникой складывания бумаги по типу оригами;
• Способствовать активному включению родителей в совместную конструктивно-творческую деятельность;
• Воспитывать бережное отношение к труду, формировать эстетические чувства к прекрасному.
Общие правила для родителей при обучении детей технике оригами :
• Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;
• Заготовка должна иметь точно квадратную форму;
• Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;
• Показ изготовления должен производиться на столе, заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;
• При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;
• Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение детьми, показ второго - выполнение детьми;
• Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;
• Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;
• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Просвещению родителей способствует оформление художественно-творческих выставок детских работ.
Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам художественно-эстетического развития детей. Результаты анкетирования затем анализируются и обсуждаются на родительских собраниях или семинарах-практикумах с целью наметить дальнейшую работу с детьми и родителями.
Театральные постановки с бумажными фигурками совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-наглядные пособия: плакаты, фланелеграф, схемы, модели; оборудование: ножницы, бумага, клей, кисти, цветные карандаши, фломастеры.
Программа реализуется на имеющейся у МБДОУ материально-технической базе и опирается при подборе оборудования на требования ФГОС ДО; «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877, и рекомендации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Список литературы:
1. Сержантова Т. Б. «Оригами для всей семьи», изд. «Айрис Пресс», М., 2003 г.
2. Белошистая А. В. «Развитие конструктивных умений дошкольников» изд. «Айрис Пресс», М. 2005 г.
3. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» изд. «Просвещение» М., 1990 г.
4. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. «Я учусь изобретать», изд. «Мир книги», М., 2008 г.
5. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» изд. «Просвещение» М., 1992 г.
Приложение 1
Оценка уровня развития детей в работе с бумагой и картоном в технике «Оригами»
Уровень Требования
Высокий Знает 5 Базовых форм, умеет их сложить. Самостоятельно анализирует образец модели оригами. Создаёт модели по схеме- рисунку без помощи воспитателя. Умеет работать в коллективе. Сам придумывает и создаёт модели оригами, на основе изученных базовых форм.
Соответствует возрасту Знает 3-4 Базовые формы, умеет их сложить. Самостоятельно анализирует образец модели оригами. Создаёт модели по схеме - рисунку без помощи воспитателя. Умеет работать в коллективе.
Отдельные компоненты не развиты Знает 1-2 Базовые формы, умеет их сложить. Анализирует образец модели оригами по наводящим вопросам воспитателя. Создаёт модели по схеме - рисунку при незначительной помощи воспитателя. Умеет работать коллективно.
Большинство компонентов недостаточно развиты Не знает Базовых форм. Работает только при значительной помощи воспитателя. С трудом работает в коллективе.
Способы проверки знаний, умений и навыков детей в работе с бумагой и картоном в технике "Оригами"
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года – вводная, в конце учебного года – итоговая.
Высокий уровень оценивается – 3,5 - 4 балла, Соответствует возрасту оценивается – 2,5 - 3,4 балла, Отдельные компоненты не развиты оцениваются – 1,5 - 2,4 балла, Большинство компонентов недостаточно развиты оцениваются 1 – 1,4 балла.
Ф. И. ребёнка Умение анализировать схему-рисунок Умение создавать модели по схеме-рисунку Умение намечать линии сгиба Умение поворачивать модель на столе. Ориентировка Проявление творческой инициативы (умение дополнять поделку выразительными деталями - аппликацией, рисунком)