МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования и аппликации» для детей 5–6 лет

Мирзаханова Фатима Мурсаловна
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования и аппликации» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности "Фантазёры"

Возраст детей : 5 -6 лет

Срок реализации : 1 год

1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – художественно-творческое развитие детей.

Авторская общеобразовательная программа дополнительного образования

«Нетрадиционные техники рисования и аппликации» предназначена для реализации платных образовательных программ дополнительного образования, для детей 5-6 лет.

Публикация «Программа дополнительного образования „Нетрадиционные техники рисования и аппликации“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

• Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 29.12.2018).

• Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).

• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

• Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

• Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

• Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196).

• Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

• Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

• Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Актуальность программы.

В программе дошкольного образования Российской Федерации значительное место отводится созданию условий развития ребенка, его личностному развитию, развитию творческих способностей в различных видах деятельности, охватывающие такие направления (образовательные области, как: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Познавательное развитие ребенка беспокоит современных родителей больше всего. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.

Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Педагогическая целесообразность.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования.

Для этого была создана программа по нетрадиционной технике рисования и аппликации для кружка «Фантазёры»

.

Отличительные особенности программы. Занятия кружка «по нетрадиционной технике рисования и аппликации» строились так, чтобы детям было интересно рисовать. Учитывались психологические и педагогические аспекты. Изучалась педагогическая литература. Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.

Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования.

Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.

Адресат программы – дети дошкольного возраста (старшей группы) 5-6 лет.

Объем и сроки освоения программы. 1 учебный год (ноябрь -май).

Уровень программы: базовый

Формы организации образовательного процесса. Продолжительность занятий, согласна требованиям СанПиН, не должно превышать 30 минут.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма обучения. Программа разработана с учетом ее реализации в очном формате (контактные часы)

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5 -6 лет средствами нетрадиционного рисования. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Задачи программы:

Образовательные:

- Дать детям представление о видах и жанрах изобразительного искусства.

- Расширять знания детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность

- знакомство детей с методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;

Развивающие:

- развитие мелкой моторики рук

- совершенствование памяти, мышления, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, речи, воображения

- развитие волевых качества

- развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу; - развитие исследовательских навыков;

Воспитательные:

- повышение уровня самоконтроля в отношениях своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника

- развитие самостоятельности в деятельности, в оценке своей работы

- воспитание усидчивости и скрупулезности при обучении;

- воспитание аккуратности при работе в нетрадиционной технике

- формирование навыков сотрудничества.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план

№ п/п Учебные предметы Часы в неделю Часов за период обучения

1. Пуантилизм (рисование ватными палочками) 1 3

2. Пластилинография 1 7

3. Рисование мыльными пузырями 1 2

4. Расчесывание краски (рисование пластиковой вилкой) 1 1

5. Аппликация 1 6

6. Рисование пальчиками 1 3

7. Граттаж 1 1

8. Рисование поролоновой губкой 1 1

9. Рисование ладошками 1 1

10. Рисование солью 1 2

11. Рисование скомканной бумагой (скатывание) 1 1

Итого 28 час

Пуантилизм (3 часа)

№ Тематика занятий Кол-во часов Дата

1 Осеннее дерево 1

2 Веточка мимозы 1

3 Черёмуха 1

Пластилинография(7ч)

№ Тематика занятий Кол-во

часов Дата

1 «Дождь-проказник» 1

2 «Ёлочка-красавица,всем ребяткам нравится»!

1

3 «Мишка и северное сияние» 1

4 «Танк» 1

5 «У солнышка в гостях» 1

6 «Плывёт,плывёт кораблик» 1

7 «Первая зелень весны» 1

Рисование мыльными пузырями(2ч)

№ п / п Тема занятия Кол-во часов Дата

1 «Мороженое» 1

2 «Ваза с цветами» 1

Расчесывание краски (рисование пластиковой вилкой(1ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Одуванчик» 1

Аппликация(6ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. Гриб «Боровик» 1

2. «Заюшка серый становится белый» 1

3. «Мой папа,дедушка,брат» 1

4. «Подснежник» 1

5. «Одуванчик» 1

6. «Гвоздики» 1

Рисование пальчиками (3 ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Черепашка» 1

2. Животные (петух,птица,слон,олень) 1

3. Насекомые (бабочка, паук,божья коровка) 1

Граттаж(1ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Первый снег» 1

Рисование поролоновой губкой(1ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Плюшевый медвежонок» 1

Рисование ладошками (1ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Мои любимые животные» 1

Рисование солью(2ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Цветочек» 1

2. «Салют» 1

Рисование скомканной бумагой (скатывание(1ч)

№ п / п Тема занятия Количество

часов Дата

1. «Снеговичок» 1

Методические технологии и приёмы нетрадиционного рисования и аппликации с детьми 5-6 лет

Пуантилизм

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированный лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами, краски, кисти.

Порядок работы:

Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.

Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску.

В данной технике можно получить мозаичное изображение

Граттаж

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

.

Рисование мятой бумагой

Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Пластилинография.

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Свеча + акварель

способ получения изображения: нарисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Вместо кисточки - рука

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

1.4. Планируемые результаты:

1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.

2. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке.

3. Умение самостоятельно искать нужное решение.

4. Способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование.

5. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.

6. Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.

7. Навыки коммуникативного общения

.

8. Художественно–творческая деятельность предполагает выполнение терапевтической функции, отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

• способность к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;

• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;

К концу обучения ребята будут эмоционально и морально подготовлены. У них будут более тренированы все психические процессы, усовершенствованна развитость мелкой моторики, улучшена координация и глазомер, получены навыки ориентировки в пространстве. Так же учащиеся познакомятся с правилами хорошего тона, разовьют самоконтроль, выработают усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

1. Календарный учебный график

Года обучения 1 год обучения

Начало учебного года 01.11.2022

Окончание учебного года 31.05.2023

Количество учебных недель 28 недель

Количество часов в год 28 час

Продолжительность занятия

(академический час)

25/30 мин.

Периодичность занятий 1час в неделю

Объем и срок освоения программы 28 час,1 год обучения

Режим занятий В соответствии с расписанием

Место проведения занятий МАОУ Зареченская СОШ №2

2.2. Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проходят в кабинете начальной школы, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором оборудования.

Материально-техническое оборудование:

• Компьютер

• Проектор

• Картон, цветная бумага, бросовый материал, природный материал, клеёнки, досточки для лепки, цветная гуашь, пластелин, ножницы, трафареты, вата, клей ПВА, кисточки,ватные палочки, салфетки для рук.

Дидактический материал:

- пособия (таблицы, схемы, плакаты, картинки, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал)

- оборудованное помещение

- иллюстрации, картинки, рисунки, фотографии

- видеозаписи

- методическое обеспечение (учебное пособие, информационная программа)

Информационное обеспечение.

Электронные образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение. Педагог с соответствующим профилю объединения высшим профессиональным образованием.

2.3. Формы аттестации/контроля. Для мониторинга результатов используется контрольный тест, который выполняется учащимися в начале прохождения программы, а затем в конце, для проведения анализа и выявления динамики роста результатов.

2.4. Оценочные материалы.

В соответствии с возрастными особенностями каждое занятие должно включать разнообразные виды деятельности: игры,упражнения и т. д. Они должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию. Т. к. внимание детей ещё не устойчиво, они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому учащиеся нуждаются в частой смене заданий. В качестве отдыха используются: физминутки.

Способы определения результативности:

В начале и в конце учебного года проводится диагностика умений и способностей детей. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое обследование, в основе которого легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой. Оценка проводится по следующим критериям:

• Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

• Владение способами нестандартного раскрашивания;

• Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

• Композиционные умения;

• Проявление фантазии, художественного творчества;

• Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

• Использование навыков в самостоятельной деятельности;

• Умение декоративно оформлять готовую работу;

• Интерес к изобразительной деятельности.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня, создание картотеки по нетрадиционным техникам рисования.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа может быть использована в работе кружков по изодеятельности для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги и педагог-психолог.

2.5. Методические материалы.

• Планы-конспекты занятий

• Презентации к занятиям

• Тематические карточки к занятиям

• Штампики для поощрений

Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности.

2.6. Список литературы.

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий

2003», 2008.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург - «Детство», 2004.

5. Конспекты занятий, разработанные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х лет.

1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М. : "Просвещение" ,2010.

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.

3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

4. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

5. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

6. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования и аппликации» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 20:55
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования и аппликации» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мирзаханова Фатима Мурсаловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД