Мирзаханова Фатима Мурсаловна
Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования и аппликации» для детей 5–6 лет
▼ Скачать
Программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности "Фантазёры"
Возраст детей : 5 -6 лет
Срок реализации : 1 год
1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – художественно-творческое развитие детей.
Авторская общеобразовательная программа дополнительного образования
«Нетрадиционные техники рисования и аппликации» предназначена для реализации платных образовательных программ дополнительного образования, для детей 5-6 лет.
Публикация «Программа дополнительного образования „Нетрадиционные техники рисования и аппликации“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 29.12.2018).
• Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
• Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
• Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
• Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
• Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
• Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Актуальность программы.
В программе дошкольного образования Российской Федерации значительное место отводится созданию условий развития ребенка, его личностному развитию, развитию творческих способностей в различных видах деятельности, охватывающие такие направления (образовательные области, как: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Познавательное развитие ребенка беспокоит современных родителей больше всего. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном учреждении. Эти методы часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Педагогическая целесообразность.
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования.
Для этого была создана программа по нетрадиционной технике рисования и аппликации для кружка «Фантазёры»
.
Отличительные особенности программы. Занятия кружка «по нетрадиционной технике рисования и аппликации» строились так, чтобы детям было интересно рисовать. Учитывались психологические и педагогические аспекты. Изучалась педагогическая литература. Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.
Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования.
Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.
Адресат программы – дети дошкольного возраста (старшей группы) 5-6 лет.
Объем и сроки освоения программы. 1 учебный год (ноябрь -май).
Уровень программы: базовый
Формы организации образовательного процесса. Продолжительность занятий, согласна требованиям СанПиН, не должно превышать 30 минут.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма обучения. Программа разработана с учетом ее реализации в очном формате (контактные часы)
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5 -6 лет средствами нетрадиционного рисования. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать детям представление о видах и жанрах изобразительного искусства.
- Расширять знания детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- знакомство детей с методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук
- совершенствование памяти, мышления, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, речи, воображения
- развитие волевых качества
- развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу; - развитие исследовательских навыков;
Воспитательные:
- повышение уровня самоконтроля в отношениях своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника
- развитие самостоятельности в деятельности, в оценке своей работы
- воспитание усидчивости и скрупулезности при обучении;
- воспитание аккуратности при работе в нетрадиционной технике
- формирование навыков сотрудничества.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п Учебные предметы Часы в неделю Часов за период обучения
1. Пуантилизм (рисование ватными палочками) 1 3
2. Пластилинография 1 7
3. Рисование мыльными пузырями 1 2
4. Расчесывание краски (рисование пластиковой вилкой) 1 1
5. Аппликация 1 6
6. Рисование пальчиками 1 3
7. Граттаж 1 1
8. Рисование поролоновой губкой 1 1
9. Рисование ладошками 1 1
10. Рисование солью 1 2
11. Рисование скомканной бумагой (скатывание) 1 1
Итого 28 час
Пуантилизм (3 часа)
№ Тематика занятий Кол-во часов Дата
1 Осеннее дерево 1
2 Веточка мимозы 1
3 Черёмуха 1
Пластилинография(7ч)
№ Тематика занятий Кол-во
часов Дата
1 «Дождь-проказник» 1
2 «Ёлочка-красавица,всем ребяткам нравится»!
1
3 «Мишка и северное сияние» 1
4 «Танк» 1
5 «У солнышка в гостях» 1
6 «Плывёт,плывёт кораблик» 1
7 «Первая зелень весны» 1
Рисование мыльными пузырями(2ч)
№ п / п Тема занятия Кол-во часов Дата
1 «Мороженое» 1
2 «Ваза с цветами» 1
Расчесывание краски (рисование пластиковой вилкой(1ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Одуванчик» 1
Аппликация(6ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. Гриб «Боровик» 1
2. «Заюшка серый становится белый» 1
3. «Мой папа,дедушка,брат» 1
4. «Подснежник» 1
5. «Одуванчик» 1
6. «Гвоздики» 1
Рисование пальчиками (3 ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Черепашка» 1
2. Животные (петух,птица,слон,олень) 1
3. Насекомые (бабочка, паук,божья коровка) 1
Граттаж(1ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Первый снег» 1
Рисование поролоновой губкой(1ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Плюшевый медвежонок» 1
Рисование ладошками (1ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Мои любимые животные» 1
Рисование солью(2ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Цветочек» 1
2. «Салют» 1
Рисование скомканной бумагой (скатывание(1ч)
№ п / п Тема занятия Количество
часов Дата
1. «Снеговичок» 1
Методические технологии и приёмы нетрадиционного рисования и аппликации с детьми 5-6 лет
Пуантилизм
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированный лист бумаги, косметические палочки (палочки с ватными тампонами, краски, кисти.
Порядок работы:
Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации косметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свой тампон.
Технику работы с косметическими палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску.
В данной технике можно получить мозаичное изображение
Граттаж
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
.
Рисование мятой бумагой
Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Пластилинография.
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Свеча + акварель
способ получения изображения: нарисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Вместо кисточки - рука
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
1.4. Планируемые результаты:
1. Развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.
2. Совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке.
3. Умение самостоятельно искать нужное решение.
4. Способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование.
5. Овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.
6. Способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей.
7. Навыки коммуникативного общения
.
8. Художественно–творческая деятельность предполагает выполнение терапевтической функции, отвлекает дошкольников от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
• способность к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, творческой и других видах деятельности;
К концу обучения ребята будут эмоционально и морально подготовлены. У них будут более тренированы все психические процессы, усовершенствованна развитость мелкой моторики, улучшена координация и глазомер, получены навыки ориентировки в пространстве. Так же учащиеся познакомятся с правилами хорошего тона, разовьют самоконтроль, выработают усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1. Календарный учебный график
Года обучения 1 год обучения
Начало учебного года 01.11.2022
Окончание учебного года 31.05.2023
Количество учебных недель 28 недель
Количество часов в год 28 час
Продолжительность занятия
(академический час)
25/30 мин.
Периодичность занятий 1час в неделю
Объем и срок освоения программы 28 час,1 год обучения
Режим занятий В соответствии с расписанием
Место проведения занятий МАОУ Зареченская СОШ №2
2.2. Условия реализации программы: материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проходят в кабинете начальной школы, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором оборудования.
Материально-техническое оборудование:
• Компьютер
• Проектор
• Картон, цветная бумага, бросовый материал, природный материал, клеёнки, досточки для лепки, цветная гуашь, пластелин, ножницы, трафареты, вата, клей ПВА, кисточки,ватные палочки, салфетки для рук.
Дидактический материал:
- пособия (таблицы, схемы, плакаты, картинки, фотографии, дидактические карточки, раздаточный материал)
- оборудованное помещение
- иллюстрации, картинки, рисунки, фотографии
- видеозаписи
- методическое обеспечение (учебное пособие, информационная программа)
Информационное обеспечение.
Электронные образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение. Педагог с соответствующим профилю объединения высшим профессиональным образованием.
2.3. Формы аттестации/контроля. Для мониторинга результатов используется контрольный тест, который выполняется учащимися в начале прохождения программы, а затем в конце, для проведения анализа и выявления динамики роста результатов.
2.4. Оценочные материалы.
В соответствии с возрастными особенностями каждое занятие должно включать разнообразные виды деятельности: игры,упражнения и т. д. Они должны быть короткие, разнообразные и доступные детям по содержанию. Т. к. внимание детей ещё не устойчиво, они отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому учащиеся нуждаются в частой смене заданий. В качестве отдыха используются: физминутки.
Способы определения результативности:
В начале и в конце учебного года проводится диагностика умений и способностей детей. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое обследование, в основе которого легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой. Оценка проводится по следующим критериям:
• Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
• Владение способами нестандартного раскрашивания;
• Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
• Композиционные умения;
• Проявление фантазии, художественного творчества;
• Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
• Использование навыков в самостоятельной деятельности;
• Умение декоративно оформлять готовую работу;
• Интерес к изобразительной деятельности.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть представлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. По желанию дети забирают работы домой.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: выставки детских рисунков, открытые мероприятия, семинары – практикумы, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня, создание картотеки по нетрадиционным техникам рисования.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа может быть использована в работе кружков по изодеятельности для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а также в рамках работы образовательных программ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги и педагог-психолог.
2.5. Методические материалы.
• Планы-конспекты занятий
• Презентации к занятиям
• Тематические карточки к занятиям
• Штампики для поощрений
Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности.
2.6. Список литературы.
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография –2.-М: Издательство «Скрипторий
2003», 2008.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург - «Детство», 2004.
5. Конспекты занятий, разработанные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х лет.
1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М. : "Просвещение" ,2010.
2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
4. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
5. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
6. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.