Ольга Крикун
Программа дополнительного образования (физическое воспитание) мальчиков старшего дошкольного возраста «Кубанский богатырь»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетикой, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта. К сожалению, фактически ни одно методическое пособие для воспитателей детского сада не содержит рекомендаций по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек. Большинство же практических работников убеждены в необходимости этого. В чем должен проявляться дифференцированный подход? Какова его специфика при работе с малышами и выпускниками детского сада? Ответов на эти вопросы нет.
Публикация «Программа дополнительного образования (физическое воспитание) мальчиков старшего дошкольного возраста „Кубанский богатырь“» размещена в разделах
- Богатыри
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В то же время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Содержание некоторых авторских программ, опыт работы инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений и данные собственных экспериментов подтверждают целесообразность дифференцированного воспитания мальчиков и девочек по следующим направлениям.
1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств, элементов спортивной гимнастики и акробатики.
3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку : те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.
С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.
Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта.
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения, девочки наиболее гибкие.
Настоящая программа разработана на основе «Образовательной программы МДОУ детский сад № 1» (построена на базе программы «от рождения до школы» Вераксы)с учетом обязательного минимума содержания по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений. Занятия по физической культуре с учетом гендерного подхода проводятся в форме спортивной секции «Кубанский богатырь» 1 раз в неделю. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Особенностью курса является: использование национально – регионального компонента в физическом воспитании и дифференциация физической подготовки мальчиков с уклоном на скоростно- силовую тренировку.
Программа составлена с учетом интеграции с другими образовательными областями.
Задачи:
1. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качеств личности.
2. Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями
3. Расширять и обогащать знания детей о родном крае, знакомить с традициями и культурой кубанского казачества.
4. Формировать полоролевые принадлежность и поведение.
5. Реализовать специфически высокую потребность мальчиков в скоростно-силовых движениях.
6. Расширять у детей двигательный опыт.
Ожидаемый результат:
1. Положительная динамика физического развития детей и развития физических качеств.
2. Расширение кругозора детей и их знаний о родном крае, привитие любви к малой Родине, к родному краю.
3. Сформированность полоролевой принадлежности и характерных для пола и возраста качеств личности.
Основные движения, ОРУ,строевые упражнения и подвижные игры в соответствии с основной образовательной программой ДОУ (приложение 1).
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию кубанские подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координации движений, умения ориентироваться в пространстве: самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей; придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
Развивать интерес к кубанским играм (приложение 2).
Мониторинг уровня развития двигательных качеств воспитанников.
1. Сентябрь - комплексный анализ в соответствии с общероссийской системой мониторинга физического развития детей. (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916)
2. Май - контрольный анализ.
Разработаны "Требования к уровню подготовки воспитанников" (приложение 3) и Перпективно - календарный план работы секции (приложение 4).