Альбина Овчинникова
Индивидуальная работа и самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Актуальность в том, что в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий.
Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста.
Публикация «Индивидуальная работа и самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Физкультурная деятельность, по словам В. А. Пегова, включает в себя как исполнительскую, так и творческую стороны. Высший уровень приобщения к физической культуре проявляется в искусстве самовыражения через физические действия.
И эффективность этой деятельности будет зависеть от умения воспитателя организовать деятельность на основе гендерного подхода, учета половых различий детей.
Возникает вопрос: как целенаправленнее организовать двигательную деятельность детей для развития необходимых физических качеств, оптимизации их двигательной активности?
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей
В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОО – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Мы рассмотрим самостоятельную деятельность детей в двигательной деятельности, а именно развитие физических качеств с учетом гендерных особенностей
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или объединяясь в небольшие группы.
Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делать это надо не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, как их выполнять. Он приучает детей оценивать качество своих движений и движений товарищей, развивает умение заниматься вместе с другими детьми.
Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования и такое размещение, чтобы оно побуждало детей к движению.
Воспитатель некоторым детям подсказывает, какой инвентарь выбрать и какие упражнения выполнить с ним, помогает распределить роли в игре.
Одним из приоритетных направлений развития нашего ДОО является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества
Но развитие жизненно важных качеств (скоростных, силовых) не может проходить однотипно у детей разного пола. У девочек приоритетным является развитие гибкости, ловкости, у мальчиков – силы, выносливости.
Используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников :
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
-Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)
К основным физическим качествам относят ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость.
Рассмотрим, некоторые из упражнений на развитие физических качеств :
Кольцеброс - метание колец на стержень. Развитие : развивает глазомер, точность, ловкость движений.
Мишень - метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя). Развитие : развивает глазомер, точность, ловкость движений.
Движения с лентами
Цель: совершенствование двигательных умений и навыков, формирование умения выполнять движения красиво, ловко, осознанно
Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек
Но, есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Так, например есть отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжкам через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков, а также в гибкости (девочки от природы более гибкие в отличие от мальчиков).
Мы обратили внимание на то, что у мальчиков и у девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше дается, в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом, а именно:
- у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера, такие как: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; у девочек предпочтительней игры с мячом, со скакалкой, танцевальные упражнения.
Подвижная игра – одно из самых важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В таких играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физическое развитие, формирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма.
Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
Раздельное проведение занятий, по мнению Н. И. Бочаровой, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.
Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.