Ольга Вакулевич
Методические разработки «Ларчик с играми» использование гендерных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки «Ларчик с играми» использование гендерных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Причины этих различий нельзя считать точно установленными. Их выявление требует специальных исследований физиологов, генетикой, психофизиологов, педагогов, а также специалистов в области физической культуры и спорта. Проблемы психологии половых отличий и половой дифференциации, с нашей точки зрения, не нашли достаточного отражения в отечественной науке, за исключением работ Б. Г. Ананьева, И. С. Кона и некоторых их учеников. Половая идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, результат сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.
Публикация «Методические разработки „Ларчик с играми“ использование гендерных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
В 5- 6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилем поведения. Вопросы становления психологического пола впервые стали изучаться в начале XX века. Наиболее значительный вклад в изучение проблемы внесли представители биологизаторского направления зарубежной психологии: З. Фрейд, У. Бронфенбреннер, Д. Доусон, С. Кох и др. Российские исследователи Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина - обращают внимание на особые характеристики педагогического общения в вопросе формирования полоролевой ориентации детей, а именно целенаправленность, инструментированность, опосредованность, методичность. Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола. Одной из первых исследовала Е. Г. Леви - Гориневская. М. А. Рунова доказала наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности. В работах А. П. Усовой говорится о высокой степени достоверности половых различий в развитии метания на дальность. Такие ученые как О. Г. Аракелян, Л. В. Карманова дали научное обоснование двигательным предпочтениям детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности. Ученые С. Ярнесакс, Э. С. Вильчковский выявили,что в процессе игр у мальчиков большое место занимает движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, лазание, борьба, спортивные игры).Девочки любят игры с мячом, скакалкой, ленной.
Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В. А. Шишкина, Н. В. Мащенко) :
1. Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;
3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д.
Методические разработки «Ларчик с играми» представляют собой подборку старинных давно забытых детских подвижных игр для мальчиков и девочек, включающие в себя 3 раздела. «Ларчик с играми» у вас в руках. У него нет секретного замка, его сможет открыть каждый, кто любит игру, спорт, умеет дружить.
1. РАЗДЕЛ: Во дворе и на спортплощадке.
В этом разделе собраны подвижные игры для игры на улице. Для этих игр почти ничего не нужно готовить заранее. Они не нуждаются в специальном инвентаре. Почти во всех подвижных играх этого раздела есть одно общее правило – в игре обязательно есть водящий. Водящий в играх выбирается по существующим испокон веков правилу – жеребьевки или считалки.
2. РАЗДЕЛ: «Снежные игры для больших и маленьких»
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. А зима - не исключение из правила! Чтобы холод принес пользу, займите детей интересным делом. Ведь только зимой есть снег, поэтому используйте его в подвижных играх.
3. РАЗДЕЛ: «Стадион на столе и дома»
Когда спортивный зал занят или находится далеко от дома, а на улице ненастье, можно играть в спортивные игры на столе и в квартире. Игра на столе интересна и полезна. В ней можно проявить волю, наблюдательность. Плохая погода. Дождь – не помеха изобретательным, умелым в этом разделе «Ларчика» собраны игры для «стадиона на солее». И домашнего стадиона.
«Ларчик открывается – игра начинается!»
«Во дворе и на спортплощадке» Игры для мальчиков Игры для девочек
«Анаконда» - придумали дети Чили
«Бег с картошкой».
«Водоносы»
«Хромая ворона» (Узбекская игра)
«Русская присядка»
«Лиса и виноград»
«Компас»
«Колобок» (игра с мячом)
«Цветные мячи»
«Живая цель» (игра с мячом)
«Переплетчики»
«Янусы» (Римская игра)
«Аяксы» (Греческая игра)
«Треноги «(Башкирская игра)
«Лебедь, рак, да щука» (перетягтвание каната)
«Аркан-тартыш» (Кригизкая игра)
«Атакующая тройка»
«Ялыга-таусман» (Туркменская игра)
«Погоня - за зеброй» (Африканская игра)
«Змея и доктор Айболит»
(Вьетнамская игра)
«Прыгалки»
«Чешкая-прыгалка»- (упражнения с веревкой или резинкой с поворотом нам180-360 градусов)
«Ребанэ» (Эстонская игра – «Лисичка»)
«Классы»(народов зарубежных стран и России)
«Перстенек»
«Волна» (игра с мячом)
«Гонки со скакалками»
«Гонки с зонтиками»
«Невесом»
«Не урони мячик»
«Зеваки»
«Барсучок» (Сибирская игра)
«Сова и ловцы»
«Паранг»
(Венгерская игра)колокол
«Цыплята и лиса»
«Кружева»
«Капканы»
«Ленок» (Белорусская игра)
«Отдай платочек»
(Азербайджанская игра»
«Снежные игры для больших и маленьких»
«Стадион на столе и дома» «Сторожа»
«Живая мишень»
«Снежный ком»
«Крутые виражи»
«Подними предмет»
«Воздушный десант»
«Настольное серсо»
«Волейбол»(на столе)
«Потяни шнур»
«Можешь - выручи»
«Возьми кеглю»
«Передай мяч»
«Расставь посты»
«Слушай команду»
«Поймай флажок» (игры с санками)
«Льдинка
«Кто больше»
«Череашки»
«Воронята» (использование пластмассовых бутылок)
«Игольное ушко»
«Меченные палочки»
«Стоп»
(«Тише едешь - дальше будешь)
«Менялки»
«Королева сказала»
Использованная литература
1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.
2. С. В,Глязер. Ларчик с играми. М., «дет. лит.». 1975г. 240с.
3. В. М. Баршай. Активные игры для детей. Ростов н \ Д 2001г. -320. с
4. Дошкольная Педагогика- № 4 -2008г
5. В. И. Рождественская. Подвижные игры., М. 1967г. -5- 63 с.
6 .https://www.bibliodetstvo.org.ru