Веренкова Наталья
Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию «Мы живем в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Содержание
2. Цель
3. Задачи
4. Принципы работы
5. Режим кружка
6. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию
7. Взаимодействие с родителями
8. Материально – техническое обеспечение
9. Планируемые результаты
10. Календарно – тематический план
11. Перспективный план
12. Литература
I Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников по патриотическому воспитанию „Мы живем в России“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность программы обусловлена тем, что за последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, поселку нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной поселок, город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной поселок, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно.
1.1 Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. … И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной посёлок. … Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
1.2. Содержание
Программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. При ее реализации требуется учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты.
Содержание Программы рассчитано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий 25 минут.
II Цель программы :
Формировать у детей патриотические чувства через приобщение их к истории родного края, страны.
III Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— воспитание уважения к труду взрослых;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства, и республики в которой живут дети (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим и своему народу, их традициям.
IV Принципы реализации программы :
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образования призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов кружковой работы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Принцип последовательности. Этот принцип предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
5. Принцип тематического планирования материала. Этот принцип предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, малая родина, родная страна.
6. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
V Режим кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность: 25 минут.
VI Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. :
Формы: Беседы.
Занятия.
Индивидуальная работа.
Игра.
Методы: наглядный.
исследовательский.
объяснительно-иллюстративный.
проблемно-поисковый.
VII Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
• Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
• Оформление групповых комнат.
• Благоустройство ДОУ.
• Труд бытовой в природе.
• Утренники, праздники.
• Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
• Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
• Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
VIII Материально-техническое обеспечение
• дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ИКТ;
• методическая литература;
• репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
• «Моя семья»;
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• символика РФ и РХ, города,, глобус и т. д.
VIII Планируемые результаты
Дети:
• Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины
• Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины
• У детей более глубокие знания о России, Урале
Родители (законные представители)
• Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте
Педагоги:
• Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста
IX Календарно-тематический план
№ Раздел Задачи патриотического воспитания Содержание
1. «Моя семья» Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Дети и родители.
Моя семья.
Рисование дома для своей семьи.
Пожилые люди.
2. «Я люблю свой детский сад» Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду. Детский сад – моя вторая семья.
Беседа о профессиях, работающих в детском саду.
Экскурсия по детскому саду.
Конструирование здания детского сада.
3. «Мой родной посёлок» Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях. Экскурсия в аптеку.
Экскурсия в библиотеку.
Мой посёлок – вчера и сегодня.
Что мы знаем о Родине?
4. «Родная природа» Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её. Реки и озёра Дальнего Востока
Флора и фауна Дальнего Востока.
Родная природа.
5. «Наша Родина Россия» Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. Наша Родина – Россия.
Береза – символ России.
Флаг России.
Мы патриоты.
6. «Будем Родине служить» Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства. Русские богатыри.
Добрые слова воинам.
Защитники Родины.
Будущие защитники.
7. «Культура и традиции России» Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды. Культура и традиции русского народа.
Народная игрушка.
Традиции и быт русского народа.
В гостях у Забавы и Любавы.
8. «Гордость России» Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления А. С. Пушкин и его творчество.
Н. Н. Носов и его творчество.
К. Чуковский, его биография и творчество.
Путешествие в мир сказок.
9. «День Победы» Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. Праздник Победы.
Высаживание цветов в память о погибших солдатах.
Целевая прогулка к памятным местам.
Они защищали Родину.
X Перспективный план
№ Тема занятия Цель занятия
Сентябрь
1. Беседа «Дети и родители» Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи
2. Составление рассказа «Моя семья» Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям
3. Рисование дома для своей семьи Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей
4. Беседа «Пожилые люди» Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им
Октябрь
1. Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения
2. Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас
3. Экскурсия по детскому саду Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада
4. Конструирование здания детского сада Закрепить навыки конструирования
Ноябрь
1. Экскурсия в аптеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка
2. Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах
3. НОД «Мой посёлок - вчера и сегодня Знакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма
4. Викторина «Что мы знаем о Родине?» Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине
Декабрь
1. ИКТ «Реки и озёра Дальнего Востока» Уточнить представления детей о реках и озёрах Дальнего Востока; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе
2. Развлечение-беседа «Путешествие к морю» Закрепить знания детей о морской фауне и флоре
3. ИКТ «Флора и фауна Дальнего Востока» Уточнить и расширить представления детей о природе Дальнего Востока
4. Коллективное рисование «Родная природа» Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране
Январь
1. Беседа «Наша Родина – Россия» Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике
2. Игра-путешествие «Береза – символ России» Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа
3. Аппликация + рисование «Флаг России» Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением
4. Интеллектуальная игра «Мы патриоты» Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине
Февраль
1. Беседа «Русские богатыри» Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России
2. Беседа «Добрые слова воинам» Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества
3. Рисование «Защитники Родины» Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение
4. Военно-спортивная игра «Будущие защитники» Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины
Март
1. Беседа «Культура и традиции русского народа» Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру
2. Рисование «Народная игрушка» Формировать понятие о русской народной игрушке
3. НОД «Традиции и быт русского народа» Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа
4. Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями
Апрель
1. Беседа «А. С. Пушкин и его творчество» Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке
2. Беседа «Н. Н. Носов и его творчество» Познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова
3. Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве
4. Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей
Май
1. Беседа «Праздник Победы»
2. Целевая прогулка к памятным местам Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших
3. НОД «они защищали Родину» Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства
XI Список литературы
1. Виноградова Н. Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк возраста / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. -2-е изд. - М. : Просвещение, 2007 г.
2. Кортушина М. Ю. День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач. школы. -М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
7. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
8. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО, 2006 г.