Валентина Казанцева
Программа дополнительного образования для средней группы на тему «Лего-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Публикация «Программа дополнительного образования для средней группы на тему „Лего-конструирование“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Реализация лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи.
Срок реализации программы : сентябрь-май
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, механизм реализации материалов по Лего - конструирование состоит из двух основных этапов: предварительного или ориентировочного, и исполнительного.
На первом этапе ребёнок анализирует поделку, которую ему предстоит сконструировать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимые детали, и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.
На втором этапе ребёнок приступает к непосредственному созданию поделки. При этом он учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче. Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приёмов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности. И, конечно, обязательна игра (для всех возрастных групп)..
У дошкольников средней группы (от 3 до 5 лет) можно применять основные 3 вида конструирования: 1) по образцу, 2) по условиям 3) по замыслу.
Для конструирования по образцу детям дается изображение готовой модельки того, что нам нужно сделать. А вот когда образец не даем, а задаём только условие, которым наша постройка должна подходить, здесь речь идет о куонструировании по условию.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Методическая литература кружка «Lego - конструирование» :
1. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие / сост. В. Н. Мамрова – Челябинск, 2014.
3. Селезнева Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека). М., 2007.
4. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. М. 2010.
5. Зворыгина, Е. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом / Е. Зворыгина, Л. Яворончук // Дошкольное воспитание. 2007. - № 1.
6. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме, используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
• организация выставки лучших работ,
• представление собственных моделей.
Приложение:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ занятия Тема Цель
1 2 3
Сентябрь
1 Знакомство с ЛЕГО конструктором. Игра «Чудесный мешочек».
Познакомить с ЛЕГО конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина). Закреплять знания цвета и формы.
2 Тема: Построим дорожки разных цветов (по образцу, по командам воспитателя)
3 Построение поезда разной длины и разного цвета (по командам)
4 Конструирование по замыслу
Октябрь
5 Спонтанная игра детей. Вспомнить всё, что проходили в сентябре Вспомнить названия lego – конструктора (кирпичик большой, поменьше, маленький, горка, мостик, лапка, клювик и т. д., способы сцепления деталей (сборка длинной и короткой змейки»). Закрепить знание цвета и форм.
6 Ворота для заборчика Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.
7 Пирамидка и башенка. Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.
8 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Ноябрь
9 Мостик. Учить строить мостик, точно соединять детали, накладывать их друг на друга.
10 Красивые рыбки. Уточнять и расширять представление о рыбах, их строении, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, учить строить морских обитателей.
11 Гусенок. Учить строить из конструктора гусенка.
12 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Декабрь
13 Мы с тобой построим дом! Учить строить дом, располагать детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.
14 Мебель. Развивать способность выделять в различных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.
15 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Январь
16 Мы едем в зоопарк. Слон. Учить строить слона. Закреплять умение читать схему, знакомить воспитанников с обитателями зоопарка.
17 Обезьяна. учить сроить обезьяну; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
18 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Февраль
19 Робот. Познакомить с игрушкой робот; продолжать учить строить из lego – конструктора.
20 Грузовая машина. Учить сооружать конструкцию по графической модели4 соотносить ее элементы с частями предмета, развивать умение работать в парах.
21 Корабли. Дать обобщенное представление о кораблях, учить способам конструирования, закреплять имеющиеся навыки конструирования, учить сочетать в постройке детали по форме и по цвету, устанавливать пространственные расположения построек.
22 Конструирование по замыслу. Закрепить полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки; называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Март
23 Поезд. Продолжать знакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда, развивать фантазию, воображение, умение работать в парах.
24 Самолет. Рассказать о профессии летчика, учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество.
25 Пожарная машина Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.
Апрель
26 Знакомство со
светофором Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. Закреплять навыки конструирования, учить действовать по схеме и образцу. Закрепить знания ПДД.
27 Продолжение знакомства со све-тофором Продолжать знакомить со светофором. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход
28 Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание
29
Май
30 Цветок. Учить строить цветок. Закреплять полученные ранее навыки работы с конструктором лего, учить планировать работу, заранее продумывая, какие детали конструктора понадобятся. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
31 Игра «Составь человечка». Развивать умение соотносить детали ЛЕГО конструктора (готовые постройки) с их изображением на чертеже. Развивать внимание, зрительную память, умение выделять части целого.
32 Итоговое. Выполнение проектов по замыслу.