Рябышева Виктория
Программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Публикация «Программа дополнительного образования детей с ОВЗ „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Актуальность проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России, и, прежде всего, объективными сложностями социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети учатся жить, не прибегая без крайней необходимости к посторонней помощи или вспомогательным средствам, воспринимать себя как людей, способных определять перспективы своей жизни, выбирать способы осуществления своих планов, принимать ответственные решения и управлять жизненными ситуациями. Осознав реальность преодоления объективно существующих ограничений, они приобретают веру в возможность получения образования как основы обустройства полноценной жизни.
Программа дополнительного образования детей «Социально-коммуникативное развитие» - это совместная деятельность, сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Новизна программы. Программа «Социально-коммуникативное развитие» опирается на принципы витагенности (жизненной определенности, доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной позиции. Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и могут быть социально активны, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.
Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт активной деятельности, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность. Программа «Социально-коммуникативное развитие» предусматривает включение дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС, интеграцию общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования. Дополнительная образовательная программа «Социально-коммуникативное развитие» имеет социально-педагогическую направленность. Материал занятий представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, экологии и др. В программное содержание занятий по данному направлению входят темы по ознакомлению детей с многообразием предметного мира, трудом взрослых, эмоциональным состоянием взрослых и сверстников, героическим прошлым своего народа, историей своей страны и др.
Программа «Социально-коммуникативное развитие» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа ДОД «Социально-коммуникативное развитие» строится с учетом приобретенных базовых знаний. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Работа по программе ДОД «Социально-коммуникативное развитие» ведется в системе и комплексно по трем направлениям:
- комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью школьников среднего звена;
- самостоятельная деятельность взрослых и ребят – общение, труд и праздники;
- самостоятельная деятельность воспитанников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Творческие задания, коммуникативные игры, полезные упражнения, разнообразные соревнования, интересные конкурсы помогают учащимся раскрыть новые творческие способности, наладить более тесные взаимоотношения со сверстниками, создать благоприятный микроклимат в коллективе. В основе занятий по программе ДОД «Социально-коммуникативное развитие» лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно – живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Данная программа составлена так, что основную часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развивать все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас и т. д.
Используемые в ходе реализации программы ДОД физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает в себе вполне определенное практическое указание на исследование социально-культурного наследия, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта детей и создание оптимальной социальной ситуации развития воспитанников через восстановление нарушенных отношений в среде для успешной социализации в социуме.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие».
Целями педагогического сопровождения детей, обучающихся по программе ДОД «Социально-коммуникативное развитие», являются: адаптация ребенка к школьной жизни, являющейся новой ведущей деятельностью; снятие трудностей адаптации к новой для него социальной среде; развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- коррекция навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, устойчивого внимания, наблюдательности, организованности и стимулирования желания учиться;
- развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы;
- развитие творческого мышления;
- воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, стремления оказывать друг другу помощь;
- совершенствование всех сторон речи;
- углубление представлений детей об окружающей действительности;
- развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени;
- формирование навыков эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками;
- установление адекватных ролевых отношений.
Принципы проведения занятий по программе ДОД «Социально-коммуникативное развитие» : одобрения; партнерства; существования норм.
Принцип одобрения исключает критику, негативные оценки, недооценку, угрозы и т. д., что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ; предусматривает стимулирование положительных черт ребенка, его возможностей и способностей, ориентирование на достижения и позитивные устремления. Этот принцип можно иначе назвать принципом межличностной доброжелательности. Созданию атмосферы доброжелательности будут способствовать игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Принцип партнерства заключается в признании равноправия и уважении партнеров в процессе взаимодействия; предусматривает сокращение как физической (на это направлены некоторые игры, так и психологической дистанции, что имеет важное значение в успешной социальной адаптации детей с ОВЗ. Для сокращения дистанции воспитатель должен быть лично и искренне заинтересован проблемами участников занятий.
Принцип существования норм обусловлен необходимостью выработки определенных правил поведения как на весь период занятий, так и на социальную жизнь в целом.
Программа является составительской. Разработана с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающихся на основе методического пособия Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей». Также использовалась методическая литература следующих авторов: Ефанова З. А. «Развитие речи. Дополнительные материалы : история вещей», Мищенкова Л. В. «Развивающие занятия для детей 8-10 лет», Буршит И. Е. «Дорога в мир познания: учебно-методическое пособие по развитию психологической готовности к школе» и др.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.
Современная литература предлагает большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению развивающей работы с детьми. Но мы понимаем, что те или иные способности, психические новообразования, конкретные психологические навыки ребенка не возникают сами по себе. Они появляются (формируются, развиваются) в том случае, если создана особая среда, особая система отношений с ребенком, которые формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Нужны они ребенку тоже не сами по себе, а только в связи с какими-то системами его отношений с миром, другими людьми, самим собой, в которых эти качества или процессы приобретают ценность.
Соответственно, различные проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у школьника, если своевременно не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо в дальнейшем эти качества оказались не нужными, не востребованными. Эти проблемы усугубляются у детей с ОВЗ. Во время развивающей работы по программе создаются или воссоздаются условия, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми для него с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми.
Дети приходят с различным уровнем развития познавательной и мотивационной сферы, различным опытом общения со взрослыми и сверстниками, в различном физическом и эмоциональном состоянии. Поэтому дробить программу на отдельные циклы по развитию элементов логического мышления, ознакомлению с пространственными отношениями, развитию эмоциональной сферы, системы отношений и др. представляется нецелесообразным. В связи с этим на каждом занятии проводится развивающая работа как когнитивного содержания, так и по произвольной регуляции, развитию эмоциональной и поведенческой сферы, т. е. все занятия являются комплексными.
Основные направления работы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья; познавательная сфера; развитие мотивационно-личностной сферы, коммуникативных способностей и поведенческих характеристик ребенка.
Адресат программы дополнительного образования детей «Социально-коммуникативное развитие».
Программа ДОД «Социально-коммуникативное развитие» предназначена для детей с ОВЗ.
В группе 14 человек с 8 до 12 лет: 20% детей учится по массовой программе, 35% – по коррекционной и 45% - по вспомогательной.
80% воспитанников группы имеют заболевания опорно-двигательного характера, 20% - прочие.
По результатам педагогической диагностики у 78% детей, посещающих реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, уровень знания об окружающем мире ниже среднего, не соответствует возрастным нормам. У 92% детей маленький словарный запас, речь не развита. В связи с ограниченным кругом общения (в основном, с членами своей семьи) у большинства детей не сформированы коммуникативные навыки. Дети чаще всего не мотивированы на обучение, не владеют навыками самообслуживания. Они зачастую отстают от сверстников в развитии и испытывают в дальнейшем затруднение в обучении, в социальной и бытовой адаптации.
Срок реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 64 учебных часа.
Форма и режим занятий. Форма организации деятельности воспитанников на занятии – групповая.
Используемые методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: устное изложение, беседа, объяснение; анализ текста; игровые; показ видеоматериалов, иллюстраций; проективные методы рисуночного и вербального типов; метод совместного обсуждения возникающих вопросов; диагностические; наблюдения; исключения лишнего; групповой работы; моделирования.
Используемые методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
На протяжении года занятия проводятся в следующих формах: беседа, викторина, выставка, экскурсия, спектакль, праздник, открытое занятие, представление, наблюдение, спектакль, презентация, размышление, занятие-игра, защита проектов.
Количество занятий в неделю – 2. Продолжительность занятия 30-35 минут.
Структура занятия:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- рефлексия прошлого занятия;
- основная часть занятия;
- рефлексия занятия;
- ритуал прощания.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Результаты обучения по программе ДОД «Социально-коммуникативное развитие» предполагают повышение уровня общих интеллектуальных способностей и развитие социально-значимых психофизиологических функций, обеспечивающих успешность в будущей социальной действительности.
По итогам обучения по данной программе прогнозируются следующие результаты:
- разовьется умение слушать и последовательно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения, сформируется умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, поддерживать внимание на учебной задаче, выработается способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных;
- ребенок научится составлять внутренний план умственных действий, выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности;
- разовьется позитивная учебная мотивация у детей;
- разовьется речь: ребенок станет понимать смысл текста и простых понятий, сможет использовать речь как инструмент мышления (владение сложно-подчиненными конструкциями в устной речи);
- сформируется развитая тонкая моторика руки: способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию;
- накопятся развернутые и конкретные представления о мире (времена года, страна, свой город и т. п.);
- выработается познавательная активность, любознательность, инициативность;
- воспитанник овладеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками: сформируется способность устанавливать дружеские отношения со сверстниками в группе, готовность к коллективным формам деятельности, умение решать конфликты мирным путем, устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами, проявлять уважение к педагогу;
- разовьется эмоционально-волевая регуляция, необходимая для успешной учебно-познавательной деятельности;
- сложится способность находить творческие решения учебных и практических задач в рамках дополнительной образовательной программы;
- ребенок сможет принять и выполнять правила поведения в реабилитационном центре, правила общения со сверстниками и взрослыми, сформируется желание и умение следовать им на практике, способность отвечать за свои действия и поступки;
- сформируются качества личности и способности, без которых ребенок не может стать успешным и социально-адаптированным человеком : организованность, активность, ответственность, любознательность, умение принимать инструкцию, понимать условие учебной задачи, самостоятельно находить средства для ее решения, контролировать свои действия.
Способы определения результативности.
Выявление ожидаемых результатов работы по составленной программе планируется проводить в форме опроса, педагогического наблюдения, собеседования, анализа приобретенных навыков общения, диагностики, участия воспитанников в мероприятиях.
Учебно-тематический план:
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Здравствуй, школа!
5
2
3
2
Осень-осень в гости просим
6
3
3
3
Как хорошо уметь читать
4
2
2
4
Я – маленький гражданин России
6
3
3
5
Что, где, когда?
6
3
3
6
Декабрь год кончает, а зиму начинает
6
3
3
7
Я и мои друзья
6
2
4
8
На страже Родины
4
2
2
9
Все цветы – нашим мамам
5
2
3
10
Где в семье лад, там и клад
6
3
3
11
Земля – наш общий дом
4
1
3
12
Давайте поговорим о войне
4
2
2
13
Рефлексивное занятие по итогам года «Поле чудес»
2
-
2
Итого
64
28
36
Перспективное планирование.
Тема 1. «Здравствуй, школа!».
1. Корректирующее занятие «Вновь открыли двери школы».
2. Составление кроссворда «Школьные принадлежности».
3. Корректирующее занятие «Школа – мой второй дом».
4. Игровое занятие «Веселая грамматика».
5. Игровое занятие «Путешествие в Сообразилию».
Тема 2. «Осень-осень, в гости просим».
6. Корректирующее занятие «Осенняя сказка»
7. Изготовление коллажа «Огородная корзина».
8. Корректирующее занятие «Откуда хлеб пришел?».
9. Коллаж «Магазин хлебобулочных изделий».
10. Корректирующее занятие «В гостях у главного лесничего».
11. Обобщающее занятие-викторина «Экологическое ассорти».
Тема 3. «Как хорошо уметь читать!».
12. Корректирующее занятие «Откуда пришла книга».
13. Корректирующее занятие «Книга – твой друг, береги ее».
14. Экскурсия в библиотеку.
15. Викторина «Папа, мама, я – читающая семья».
Тема 4. «Я – маленький гражданин России».
16. Корректирующее занятие «Страна, в которой я живу».
17. Читаем стихи о Родине.
18. Корректирующее занятие «Главные символы нашей Родины».
19. Корректирующее занятие «Тольятти – моя малая Родина».
20. Составление детьми рассказов «Мой любимый уголок родного города».
21. Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия».
Тема 5. «Что, где, когда?».
22. Корректирующее занятие «Как появились столовые приборы: вилка, нож, ложка».
23. Расписная хохлома (роспись предметов).
24. Корректирующее занятие «Как появились предметы бытовой техники (холодильник, пылесос, стиральная машинка)».
25. Коллаж «Рекламный проспект «Бытовая техника».
26. Корректирующее занятие «История появления рабочих инструментов (топор, ножницы, пила)».
27. Практическое занятие «Очумелые ручки».
Тема 6. «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
28. Корректирующее занятие «В гости к нам пришла сама зимушка-зима».
29. Составление «Зимнего кроссворда».
30. Занимательная игра «Путешествие в зимний лес».
31. Корректирующее занятие «Новый год спешит к нам в гости».
32. Корректирующее занятие «Зимние забавы».
33. Изготовление открытки «Снеговик». Заучивание стихотворения «Снеговик».
Тема 7. «Я и мои друзья».
34. Корректирующее занятие «Нет друга – так ищи, а нашел – береги».
35. Заучивание пословиц о дружбе. Разгадывание кроссворда «Дружба».
36. Корректирующее занятие «Доброта и добрые дела».
37. Заучивание пословиц о добре. Чтение рассказа «Добрая тетя, злая мама».
38. Коммуникативные игры «Человек среди людей».
39. Занятие-обобщение «Как хорошо быть чьим-то другом».
Тема 8. «На страже Родины».
40. Корректирующее занятие «Военные профессии».
41. Изготовление коллажа «На страже Родины».
42. Комплексное занятие «День защитника Отечества».
43. Разгадывание кроссворда «Военный».
Тема 9. «Все цветы – нашим мамам».
44. Корректирующее занятие «История празднования праздника 8 Марта».
45. Готовим праздничную открытку «Любимой мамочке».
46. Корректирующее занятие «Цветы нашей Родины».
47. Викторина «Цветочный этикет» (цветы в жизни человека).
48. Готовим печенье «Розы» для наших мам».
Тема 10. «Где в семье лад – там и клад».
49. Корректирующее занятие «Семейный калейдоскоп».
50. Составление кроссворда «Моя семья».
51. Корректирующее занятие «Мой дом – наведу порядок в нем».
52. Сочинение «Моя семья».
53. Корректирующее занятие «Доброе семя – добрый и всход».
54. Рисование «Папа, мама, я – дружная семья».
Тема 11. «Земля – наш общий дом».
55. Познавательная беседа «Планеты Солнечной системы».
56. Рисование «Планеты Солнечной системы». Заучивание «Астрономической считалки».
57. Игра «Слабое звено» по теме «Планета Земля».
58. КВН «Знатоки космоса».
Тема 12. «Давайте поговорим о войне».
59. Корректирующее занятие «Давайте поговорим о войне».
60. Знакомство детей с историей возникновения Георгиевской ленточки. Изготовление открытки «С Днем Победы».
61. Корректирующее занятие «Герои-земляки. Мы помним их подвиги».
62. Читаем о войне.
63. Рефлексивное занятие-игра по итогам года «Поле чудес».